ГЕОГРАФИЯ 7 КЛАСС
ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА И СТРОЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. ВЛИЯНИЕ НА РЕЛЬЕФ СОВРЕМЕННОГО ВУЛКАНИЗМА И ДРЕВНЕГО ОЛЕДЕНЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
сформировать у учащихся знаний об особенностях внутреннего строения Северной Америки;
выявить соответствие между тектоническими структурами и формами рельефа материка;
изучить проявление современного вулканизма и древнего оледенения в рельефе материка;
сравнить рельеф Северной и Южной Америки;
усовершенствовать практические навыки учащихся работать с тематическими картами.
ОБОРУДОВАНИЕ: ТКМ, ФКМ, атласы, учебники, опорная схема «Связь тектонического строения и рельефа», презентация, тетради для практических работ.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ХОД УРОКА
І. ОРГМОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Во время путешествия, обратите внимание на рельеф материка.
Какой океан омывает материк на севере?
Какой на востоке?
Какой на западе?
Аляска - «Большая земля»
«Горячий горн» - Калифорния
Панамский канал
«Море карибов»
«Я вас не понимаю» - Юкатан
Залив бога войны Мехитли – Мексиканский залив
«Цветущий полуостров» - Флорида
«Вновь открытая земля» - Ньюфаундленд
«Землепашец» - Лабрадор
«Зеленая страна» - Гренландия
«Мешок со льдом» - Гудзонов залив
КАА
Берингов пролив
«Земля алеутов» - Алеутские острова
III. АОЗ и У УЧАЩИХСЯ
Основные тектонические структуры
Рельеф
Основные формы рельефа
Правила соответствия
IV. МОТИВАЦИЯ
«Проплывая» мимо берегов, обратили внимание на рельеф материка: высокие горы, низменности, покрытые лесом, старые горы, возвышенности.
На эти вопросы мы дадим ответ на сегодняшнем уроке.
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Литосферная плита

Тектонические структуры

Формы рельефа

Различия форм рельефа по высоте

Название форм рельефа
1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕКТОНИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ И РЕЛЬЕФА МАТЕРИКА
Работа с тектонической картой мира, тектонической картой Северной Америки, физической картой Северной Америки.
В результате работы схема (на доске и в тетрадях). Приложение 1. (СЛАЙД 5)
Великие равнины
Центральные равнины
Миссипская низменность
Кордильеры
Скалистые горы
Аппалачи
В
ЫВОД: сложное строение разнообразие рельефа.
2. СОВРЕМЕННЫЙ ВУЛКАНИЗМ
Рассказ учителя
С
толкновение литосферных плит что происходит?
Работа с презентацией (СЛАЙДЫ17 - 19)
Орисаба
Попокатепетль
Колима
Й
еллоустоунское вулканическое плато (200 гейзеров) мегавулкан
Знаменитый Калифорнийский разлом
В
ЫВОД: столкновение ЛП продолжается активная сейсмическая и вулканическая деятельность.
3. ДРЕВНЕЕ ОЛЕДЕНЕНИЕ
Рассказ учителя (СЛАЙДЫ 21 – 24)
В четвертичный период кайнозойское горообразование привело к сухостиклимата, образованию ледяных шапок на полюсах, наступление ледника.
18 тыс. лет (до 48ͦ с.ш.) с Гренландии.
ПОСЛЕДСВИЯ:
1.Сглаживание скал
2.Выравнивание вершин
3.Скопление валунов (морена)
Термин «МОРЕНА» (СЛАЙД 22)
4.Выпахивание котловин озер
4. СРАВНЕНИЕ РЕЛЬЕФА МАТЕРИКОВ
Заполнение таблицы (СЛАЙДЫ 25 – 30)
Особенности рельефа Южной Америки | Особенности рельефа Северной Америки | Сравнен. +/- | Отличия |
1.З – молодые (высокие) горы | 1.З – молодые (высокие) горы | + | 1.Горы занимают 2/3 площади материка |
2. В – старые (средние) горы | 2. В – старые (средние) горы | + | 2.Равнины представлены возвышенностями и низменностями |
3.Ц - равнины | 3.Ц - равнины | + | 3.Ступенчатый переход от гор к равнинам К – Сг – Вр – Цр – Пн |
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Повторение (СЛАЙДЫ 31 – 33)
Геодиктант
1. Аппалачи располагаются в восточной части материка.
2. Кордильеры являются частью Альпийского складчатого пояса, поэтому здесь частые землетрясения.
3. Кордильеры образовались в зоне контакта двух литосферных плит Североамериканской и Тихоокеанской.
Закончи предложения:
1. В основании Кордильер находится молодая складчатость.
2. Аппалачи находятся в области древней складчатости.
3. Большая часть Гренландии располагается на платформе.
4. Зона активных землетрясений располагается на западе.
5. Миссипская низменность сложена речными наносами.
6. Горообразование в Кордильерах не закончилось.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1 группа - §-35 (пересказ), работа с картой, оформить п/р №5 (рельеф).
2 группа - §-35, составить маршрут путешествия «Уникальные формы рельефа», работа с картой, оформить п/р №5 (рельеф).
Повторение: формирование климата (факторы, ВМ, КП)
5