План – конспект урока
Тема урока: Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Класс: 7
Цель урока: усвоить содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Задачи урока:
познакомить учащихся с особенностями сказок писателя;
развивать умение работать самостоятельно с текстом и в парах, анализировать литературное произведение, давать характеристику герою, находить приемы создания сатирического;
воспитывать наблюдательность, трудолюбие, нравственное воспитание.
Тип урока: изучение нового материала.
Приемы и методы: технология развития критического мышления.
Оборудование: слайдовая презентация, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Актуализация темы и цели урока
2.Изучение нового материала
1 стадия – стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)
1.Что знаем по теме урока? (- прочитали сказку; - знакомы с определением жанра «сказка»; - знакомы с понятием «сатира» и «юмор»)
Что должны узнать? (-Кто такой Салтыков –Щедрин? – Каковы особенности сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: анализ текста, определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки? – Охарактеризовать героев)
2.Чтение статьи учебника (о писателе и его творчестве). Читая текст, учащиеся делают пометки в тексте:
? – непонятно
V – основной материал
! – удивило
+ -уже знаю
2 стадия – осмысление
А) беседа по прочитанному:
Что было непонятно?
Что удивило?
Что уже знали?
Что узнали о писателе?
В процессе беседы составляется кластер о писателе и его творчестве.
-Почему Салтыков – Щедрин писал именно сказки? (Понятны простому народу, более доступны)
-Какой подзаголовок они имеют? Как вы понимаете его? («Сказки для изрядного возраста»)
Б)Анализ сказки
Вспомним сюжет сказки
Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров? (Робинзон Крузо, но он превратил остров в цветущий сад)
Кто герои сказки?
Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?
Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими их изобразил сатирик? Какой прием при этом используется?
Какой мужик? Найдите его описание. Какими качествами он обладает? Какой прием использован? Приведите еще примеры гипербол в тексте. Для чего нужна гиперболизация?
- Составление сравнительной таблицы
Генералы | Мужик |
Неприспособленность к жизни Глупость Невежественность Тунеядство Несправедливость Жадность Пустота интересов | Приспособленность Ловкость Находчивость Трудолюбие Талант Рабская покорность безропотность |
Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (антитеза)
Как генералы относятся к мужику?
Как автор относится к своим героям?
Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический и сатирический. Какой же смех используется автором в «Повести…»? (Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты «Московские ведомости» и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – о талантливом народе.)
Какова же цель сатиры Салтыкова – Щедрина? (разоблачить глупость, невежество, никчемность генералов)
Прямо ли об этом говорит писатель? Как называется такой прием? (иносказание)
Почему же сказка называется повестью?
Составление таблицы – работа в парах
Черты народных сказок, использованных Салтыковым – Щедриным в «Повести…» | Элементы реальной жизни в сказке |
| |
-Беседа по таблице
Составление кластера «Особенности сказки Салтыкова -Щедрина»
О



собенности сказки Салтыкова – Щедрина
«для детей изрядного возраста»
Использование черт народных
сказок и элементов реальной жизни
Гиперболизация, антитеза
Иносказание
Смешение стилей
3.Рефлексия
-Прием «верное – неверное уутверждение»
«Правда ли я?» Я утверждаю…..
…что сказки Салтыкова – Щедрина написаны только для детей?
…что в его сказках используется только разговорный стиль?
…что Салтыков – Щедрин прямо указывает на недостатки героев?
…что в сказках Салтыкова – Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни?
…что в этих сказках используются добрый авторский смех?
- Составление синквейна: какой смех у Щедрина?
Смех
обличительный, горький
осуждает, поучает, разоблачает
он борется с недостатками
сатира
4.Итоги урока – поставить оценку урока.
5.Домашнее задание – прочитать сказку «Дикий помещик» и соотнести с особенностями сказок писателя.
3