Ходиева Зарина Иркиновна.
Старший преподаватель.
Республиканский специализированный академический лицей музыки и искусств.
Особенности узбекской музыки в курсе сольфеджио ДШМИ и специализированных лицеев.
Сольфеджио, будучи одной из основных музыкально-теоретических дисциплин вбирает в себя несколько важных задач. Основная задача курса сольфеджио – это организация и развитие музыкального слуха учащегося, обучение эффективному использованию слуха в исполнительской практике – интонировании, а также в классе по специальности.
Созданная в республике Национальная программа по подготовке кадров, предполагает сохранение и приобщение к богатым национальным традициям узбекского народа в процессе обучения. За годы Независимости созданы и создаются различные методические пособия и сборники по сольфеджио, основанные на узбекском национальном колорите, вбирающие в себя как народные, так и авторские мелодии. Такие издания как: “Solfedjio darsligi” Н.Раджабовой, “Solfedjio” О.Ибрагимова, Р.Юнусова, «Сольфеджио» О.Абдуллаевой, являются учебными пособиями нового поколения, где подобраны музыкальные образцы из народной узбекской музыки и произведений отечественных композиторов.
Сольфеджио, как учебная дисциплина, состоит из нескольких разделов. Как отмечает в своем учебном пособии З.Г. Каримова «Разделами сольфеджио, определяющими планирование процесса преподавания и его перспективу, являются: ладовое воспитание, ритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти; развитие « мелодического», «гармонического» и «полифонического» слуха».[1]
Ладовая сторона узбекского мелоса многообразна, она выходит за рамки мажоро-минора, богатство интонационных красок, модальная гармония, различные мелизмы и украшения, составляют особый узбекский музыкальный стиль в целом. «В вокальной музыке многоплановость выражается в органичном сочетании сложных ритмических рисунков мелодической линии (синкопы, триоли), темповых изменений (замедления, ускорения, частые смены метроритма), всевозможных мелизмов, украшений (опевание звука, глиссандо, форшлаги, усиленное вибрато) с разнообразием тембрового решения (пение с горловыми, гортанными, носовыми, грудными, брюшными смешанными призвуками)» [2]
Совершенствование курса сольфеджио с учетом узбекского мелоса, интонаций и метро-ритма безусловно дает хорошие результаты. Однако, следует отметить, что педагоги могут столкнуться с трудностью обучения метроритмической организации. А именно, в узбекской музыке распространены синкопы, пунктирный ритм и ритмические группы с шестнадцатыми.
В своей статье «Ритмические особенности узбекской музыки в курсе сольфеджио» М.Б. Русак предлагает «путь дополнений к программе, связанный с постепенным введением тех или иных национальных ритмических узоров - дополнительного материала к традиционному курсу сольфеджио. Не количественное увеличение, а качественная модернизация перестройки курса сольфеджио». [3]
Для изучения узбекской музыки М.Б. Русак рекомендует исходить не из ритма, а из метра. Длительности опытный педагог предлагает изучать по следующему правилу:
1 счет, 1 нота 
2 счета,1 нота 
4 счета, 1 нота 
6 счетов, 1 нота 
Далее 3 счета, 1 нота 
1 счет, 2 ноты 
2 счета, 2 ноты 
На уроках сольфеджио роль дирижирования, тактирования имеет большое значение для лучшего усвоения метроритмических навыков.
Активный творческий музыкальный слух позволяет осмысленно справляться с исполнительскими задачами. Особое значение внутреннего слуха, внутреннего слухового интонирования позволяет обогатить музыкальное восприятие учащихся и облегчает работу над исполнением музыкальных произведений. Развитие « мелодического», «гармонического» и «полифонического» слуха в свою очередь берет на себя такая форма работы, как диктант. Будучи одной из основных форм работы в курсе сольфеджио, диктант позволяет не только развивать слух, но и память учащихся.
Отметим, что узбекская музыка по природе своей монодийна. В своей статье Н.С. Янов-Яновская пишет, что: «Восточная монодическая музыка на всех исторических этапах проявляла себя как искусство живого мелодического интонирования, совершенствуя культуру мелоса, ладообразования, ритма. Именно потому, что восточная монодия сохранила себя до наших дней в качестве эстетически полноценного самобытного искусства, происходит не смена стилей, а их сосуществование и взаимодействие». [4] Исходя из всего вышесказанного следует, что монодия, не только не потеряла свою самобытность, но и обрела новые стилевые особенности. Так, например попытки гармонизовать узбекскую народную мелодию, в процессе анализа и поисков композиторов пришли к выводу, что для узбекского мелоса характерны интервалы «секунда», «кварта» и «квинта». Т.е. терцовый тип гармонического сопровождения не совсем уместен, противоречит природе узбекской монодии. А вот полифоническое изложение и проведение тем, всевозможные полифонические приемы, имитации как нельзя лучше подходят для создания многоголосной музыкальной ткани. Все эти особенности должны учитываться и в самостоятельном составлении упражнений, диктантов педагогом-сольфеджистом.
Понимание особенностей узбекской музыки дает огромные возможности в расширении музыкального восприятия, развитии музыкального слуха и творческих навыков. Многообразие стилей музыки подразумевает широкий кругозор и разноплановость восприятия. Поэтому очень важно разносторонне обогащать музыкальный слух учащихся. Тем более, что прогрессивная музыкальная педагогика подразумевает неразрывность учебного процесса, межпредметные связи.
Свободное владение учащимися не только классической западно-европейской гармонией, но и национальными стилевыми особенностями узбекской музыки, не только обогатят внутренний мир учащегося, но и расширят музыкальный кругозор и помогут в становлении всесторонне развитой личности.
Литература.
[1]Каримова З.Г. Методика обучения музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин. Т., 2008, стр. 5.
[2]Кадыров Р.Г. Музыкальная педагогика. Учебное пособие. Т., 2009, стр.92.
[3] Русак М.Б. Методика преподавания музыкальных дисциплин. Выпуск 3. Т.,1985 , стр.13-14.
[4] Янов-Яновская Н.С. Узбекская музыка и ХХ век. Работы разных лет. Т, 2007