Особенности воспитания молодого поколения в Дагестане
Выполнила студентка ПЕ 41
Магомедова П.М.
d
Выполнила Магомедова П.М. учитель нач. классов
Дагестан - это своеобразный и уникальный в цивилизационном отношении регион, где на протяжении многих веков вырабатывались свои духовные ценности, формировалась
система образования, накапливался обязательный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения.
Идеи дагестанских народов об образовании и воспитании молодого поколения отражали насущные исторические потребности горцев. Эти идеи горцы обычно стремились выразить в песнях, пословицах, поговорках,,которые легко переходили от поколения к поколению и становились достоянием
всего общества.
Само географическое положение
Дагестана, представляющее
узкую полосу из Азии в Европу, ставило горцев в ситуацию,
когда образованность, знание, эрудиция становились
фактором социального
выживания и благополучия.
Свое отношение
к науке они
сформулировали в
следующих пословицах:
«Держись за перо –
оно сын хлеба», «Сильный одного
поборет, ученый - тысячу»,
«Знание - самое большое богатство»,
«В молодости если не будешь учиться, в старости будешь жалеть».
Обучение детей, их воспитание являлось важнейшей функцией каждой горской семьи. Лезгинская поговорка гласит: «Ребенка надо воспитывать пока он в колыбели, теленка - пока на привязи».
Семья - первая и главная ячейка общества, - вырабатывала в детях те человеческие качества, которые признавались в обществе самыми необходимыми. А начинать надо было с ранних лет. Потому, наверное, аварская пословица подчеркивает: «Приобретенное в люльке остается в гробу»
Дагестанские пословицы предупреждают родителей: «Упустишь голову - не удержишь и за хвост», «Если сегодня не взвалить на себя тяжесть заботы о ребенке - завтра на глазах будут слезы». Недостойный поступок - это пятно на всю семью и общину.
Со дня рождения и
до полного формирования
ребенка в его воспитании
значительную роль играла
мать. Подтверждение роли
матери в воспитании и обучении детей - одна из важнейших ценностей в традициях дагестанского общества. По дагестанскому фольклору роль отца в семье выходила на уровень высшего авторитета. Но при этом у детей целенаправленно формировалось сознание благодарности и уважения к матери. «Отец умрет - полусирота, мать умрет - круглый сирота», - гласит даргинская поговорка.
В дагестанском обществе исторически выработались своеобразные правила поведения. Обычай уважения старшего наиболее значим после обычая гостеприимства. Каждый горец считал своим священным долгом чтить старшего по возрасту.
Воля родителей для детей - священный закон
Взрослые горцы всем образом жизни, примером своего поведения внушали детям нравственную ценность правды. Известно, что родители больше всего наказывали своих детей за ложь и обман, за слово правды им прощались даже серьезные проступки. «Говори правду, если даже она против тебя» - нравственная норма поведения горца.
Строгий порядок и жесткая дисциплина спасали горцев, и это же воспитывалось в детях. Суровая дисциплина вносила порядок в действия людей, обеспечивала уверенность и спокойствие в глубоких ущельях и снежных горах.
Сама природа превращала горцев в тружеников, труд превращался в основу материального и духовного богатства народа. с раннего детства ребенок вступал в практическую жизнь и в труде развивал свои умственные и физические силы. Труд являлся для него школой, и в труде проходила его дальнейшая жизнь.
Горцы считали труд, умелые руки самым надежным богатством. Дети были всегда рядом с родителями, усердно помогая им, как мальчики, так и девочки. Девочка до 13-14 лет должна была пройти школу домашнего хозяйства
и женского рукоделия.
Молодые люди учились и получали закалку и у
природы и у старших.
Раннее
приобщение
детей к труду,
знаниям о труде - это коренное
начало в местных традиционных обычаях. Не случайно народ поучал: «Знание,
полученное в детскую пору, глубоко
высеченная на камне надпись».
Испокон веков люди труда и результаты их труда пользовались большим уважением у горцев. Отсюда и внушение взрослых детям: «Научись уважать людской труд и святость хлеба, который родит земля». Естественно, это уважение воспитывалось при ознакомлении детей с трудом взрослых и только в процессе их совместной деятельности со взрослыми.
В культуре Дагестана да и Северного Кавказа четко оформились ценности мирного сосуществования й гостеприимства. Огромное значение для воспитания юношества в духе дружбы имел обычай гостеприимства, возведенный в горах в ранг священного закона. Дагестанская пословица гласит: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!».
Ценность физической подготовки - одна из фундаментальных при становлении самобытной культуры в горах: суровые условия жизни накладывали своеобразный отпечаток на содержание, формы и методы учения и воспитания молодого поколения
и были рассчитаны
на подготовку
закаленных людей
Именно поэтому горды придавали первостепенное значение физическому развитию детей, справедливо считая здоровье дороже всякого богатства. Физическое воспитание у горцев Дагестана было всецело подчинено необходимости выживания, а значит, в первую очередь воспитанию профессиональных качеств воина, ремесленника, земледельца и скотовода
Физическая подготовка направлялась на формирование таких качеств человека, как мужество, храбрость и смелость, которым в горах придавалось особо важное значение. В детях поощрялось, чтобы все свободное время уделяли физической подготовке: борьбе, прыжкам, метанию камней, бегу, верховой езде и лазанию по горам .
Общество, формирующееся на территории Дагестана, выработало своеобразные, сохраняющиеся в устной традиции кодексы - адаты, намус, содержащие установки воспитания и развития молодого поколения. наряду с весьма ценными морально-нравственными установками, касающимися поведения в труде, на войне, в семейно-родовом быту, отмечаются такие тенденции, как обязательность кровной мести, полное подчинение ребенка его родителям и старшим в роду, подавление проявления индивидуальности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Список литературы:
Статья Адухов А.Д.
Интернет Ресурсы
Пословицы и поговорки народов Дагестана
Сайт http://www.superinf.ru/