СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности взаимодействий участников образовательного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В РАБОТЕ РАССМОТРЕНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСОБЕННОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Просмотр содержимого документа
«Особенности взаимодействий участников образовательного процесса»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского)

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)






ХАИРОВА А.Н.





СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

























Прибрежное, 2017 г.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Современное общество требует от профессионального образования формирования самостоятельной, ответственной, социально активной личности, способной решать возникающие проблемы производственного и социального характера. Выпускник среднего профессионального звена должен обладать высоким уровнем готовности к выполнению своих профессиональных функций в условиях постоянно изменяющегося мира.

Успешное обучение, которое обуславливается высокой результативностью образовательного процесса, невозможно без обеспечения активного взаимодействия между всеми его участниками.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

В системе «образования» происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство ОУ, преподаватели, кураторы, коллектив педагогов, родительский актив.

В роли объектов воспитания выступают студенческий коллектив, определенные группы обучающихся, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные обучающиеся.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в отдельных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт педагога с обучающимися (родителями и воспитателями), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.





Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

Преподаватель - студент:

  • признание ценности личности обучающегося;

  • признание индивидуальности личности обучающегося: выявление и развитие общих и специальных способностей;

  • выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

  • приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого обучающегося;

  • ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

  • диалоговое взаимодействие с обучающимся;

  • актуализация тенденции к личностному росту;

  • активизация творчески интересов обучающегося;

  • создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;



Зачастую у преподавателей, работающих в сфере профессионального образования, возникают некоторые трудности: потеря интереса к учению, отсутствие умения оценивать себя и своих коллег, отсутствие навыков самостоятельной работы, элементарное отсутствие педагогической этики.

Необходимо задуматься о том, как преподаватель будет строить учебный процесс и управлять им, каким образом будет осуществляться педагогическое общение с обучающимися и постоянная обратная связь с ними!!!



Виктор Абрамович Кан-Калик выделил следующие стили педагогического обучения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая деятельность под руководством преподавателя. О таких учителях говорят: «За ним студенты буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения со студентами, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают либо начинающие педагоги, либо те, кто не умеет организовать продуктивную совместную деятельность. Такое общение разрушает всякое желание к получению новых знаний.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе со студентами не менее отрицательную роль, характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.



По мнению Р.В Бисалиева и других ученых, существует целый комплекс субъективных и объективных факторов, влияющих на адаптацию и дальнейшее успешное обучение студентов к образовательному процессу в колледже:

1. факторы, отражающие уровень подготовки до колледжа:

  • соответствие объема и уровня знаний, сформированных умений и навыков требованиям образовательного процесса в колледже;

  • профессиональная направленность, мотивация выбора образовательного учреждения, будущей профессии;

  • сформированность потребности в социально направленной деятельности;

2. факторы, характеризующие индивидуальные и возрастные особенности студента:

  • адаптационные способности личности;

  • уровень нравственной и социальной зрелости личности;

  • адекватность самооценки, выступающей регулятором адаптационной деятельности;

  • коммуникативные способности;

  • состояние здоровья;

3. факторы, связанные с условиями обучения:

  • личностно ориентированный подход к осуществлению педагогического взаимодействия с обучающимися;

  • морально-психологический микроклимат в группе;

  • теоретическая и методическая подготовка преподавателей, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей;

  • использование инновационных технологий в образовательном процессе;

  • содержание и формы организации специальных (дополнительных) занятий, способствующих эффективной социальной адаптации студентов;

4. факторы, связанные с условиями в семье:

  • материальное положение в семье;

  • санитарно-гигиенические условия проживания;

  • эмоциональный микроклимат;

  • особенности семейного воспитания (вседозволенность или жестокое, чрезмерно требовательное отношение родителей).

5. Возрастные особенности:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;

  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;

  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;

  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;

  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей.

Диагностика стилей взаимодействий





Куратор – студент:

  • сотрудничество, добровольность в сотрудничестве;

  • сопереживание и поддержка;

  • обсуждение ситуации через диалог;

  • гибкое введение ограничений;

  • искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем «детских» отношений;

  • уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам обучающихся;

  • конфиденциальность индивидуального общения с обучающимся.



Воспитательные функции в колледже выполняют все преподаватели. Но существенный вклад в воспитательную деятельность вносит куратор студенческой группы.

Куратор организует систему отношений через разнообразные виды деятельности группы, создаёт условия для индивидуального самовыражения личности каждого студента, способствует становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению студентов.

Особенность кураторской работы заключается в том, что это человек, который стоит между преподавательским составом и студенческой группой, т.е. является своего рода посредником между ними, поскольку именно он организует взаимодействие между указанными сторонами. Следует заметить, что куратор является членом педагогического коллектива колледжа. Свою организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а в контакте с другими преподавателями, со студентами.

Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях.

В соответствии с целями и задачами, которые определяют себе сами кураторы, их можно условно разделить на несколько типов.

  • Куратор-«информатор» – предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

  • Куратор-«организатор» – считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

  • Куратор-«психотерапевт» – очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

  • Куратор-«родитель» – берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Решает семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

  • Куратор-«приятель» – заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.

  • Куратор-«беззаботный студент» – не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко даже не представляя себе студенческую группу.

  • Куратор-«администратор» – своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости. Выполняет в основном контролирующую функцию, но, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.





Студент-студент:

  • свободное общение со сверстниками;

  • приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);

  • самовыражается через совместную творческую деятельность;

  • учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;

  • учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.



Преподаватель –преподаватель - руководство:

  • развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

  • толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

  • эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;

  • демократичность в общении;

  • сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;

  • учитывать личностные и профессиональные качества участников общения;

  • проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.



Обратимся к педагогической этике

Педагогическая этика это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.

Нормы преподавательской этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций российского педагогического образования, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав ребенка.

Профессиональная этика преподавателя требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.



Общение между преподавателями в рамках педагогической этики

1. Взаимоотношения между преподавателями основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Преподаватель защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии студентов или других лиц.

2. Преподаватель как образец культурного человека всегда обязан публично приветствовать своего коллегу, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежение) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.

3. Преподаватели избегают конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

4. Преподаватели стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Преподаватели объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.



Взаимоотношения с администрацией в рамках педагогической этики

1. Деятельность колледжа базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Администрация колледжа делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений преподавателя как основного субъекта образовательной деятельности.

2. В колледже соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.

3. Администрация колледжа терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов и мнений, создает условия для обмена творческими идеями, профессиональным и личным опытом. Различные статусы преподавателей, научные степени и звания, их должностные обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми преподавателями своего мнения и защите своих убеждений.

4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать преподавателей за их убеждения, или на основании личных симпатий, или антипатий. Отношения администрации с каждым из преподавателей основываются на принципе равноправия.

5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни преподавателя, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.

6. Оценки и решения руководителя структурного подразделения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах преподавателя.

7. Преподаватели имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы колледжа. Администрация не имеет права скрывать или менять информацию, которая может повлиять на карьеру преподавателя и на качество его труда. Важные для педагогического коллектива решения принимаются в колледже на основе принципов открытости и общего участия.

8. Преподаватели уважительно относятся к администрации колледжа, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм.



Взаимоотношения с родителями в рамках педагогической этики.

    1. Информирование родителей по проблемам обучения студентов – важнейшая часть деятельности колледжа. Сотрудники колледжа устраняют причины конфликтов на основе этических принципов, принятых в колледже.

2. Преподаватель не разглашает высказанное студентами мнение о своих родителях или законных представителях, как и мнение родителей или законных представителей о студентах. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего преподавателю упомянутое мнение.

3. Преподаватели должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями студентов.

4. Отношения преподавателей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений студента.

5. На отношения преподавателей со студентами и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или законными представителями колледжу.



Практическая значимость взаимодействия и сотрудничества:

Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:

  • Интенсифицировать работу колледжа на основе партнерского взаимодействия;

  • Создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития;



Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

Для студентов:

  • приобретение социального опыта,

  • повысит качество и эффективность коррекции развития,

  • воспитания и обучения,

  • сформированность активно-познавательной позиции, умений и навыков;

Для педагогов и специалистов:

  • позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения,

  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство;

  • сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами и студентами;

  • создать пространство для интеграции педагогических технологий;

  • осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;



Для руководителей поможет создать:

  • коллектив творческих единомышленников;

  • комфортный психологический климат в коллективе;

  • повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки;

  • создать привлекательный имидж учреждению;



Заключение

Взаимодействие участников образовательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и студента, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

  • по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

  • по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

  • по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

  • по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

  • по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!