Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности знакомства младших школьников с русской народной куклой на уроках технологии"»
ОСОБЕННОСТИ ЗНАКОМСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛОЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
В статье рассматриваются особенности знакомства младших школьников с русской народной куклой на уроках технологии.
Ключевые слова: кукла, ткани, декоративно-прикладное, художественный вкус.
Использование элементов декоративно-прикладного народного творчества и традиций на уроках технологии, делает их еще интереснее для детей, расширяет их кругозор, воспитывает чувство патриотизма, художественный вкус.
Мы остановимся на уроках технологии, которые проводятся мною в начальных классах МКОУ «Листвянской СОШ» Новосибирской области Черепановского района, где учащиеся знакомятся с традициями и видами русского народного творчества, ремёслами, оформлением жилища русского народа, национальной кухней, что способствует развитию интереса к истории своего народа.
Одной из интересных тем является «Русская народная тряпичная кукла». В начале урока учащимся демонстрируется презентация «Русские народные тряпичные куклы», после этого предлагается сравнить кукол, которые принесли с собой дети с народной куклой: во что одеты, из чего сделаны. Учащиеся, сравнивая кукол определяют их сходства и различия. Детям рассказывается о том, почему у народной куклы нет лица и какие были виды кукол: обрядовые, игровые, куклы – обереги.
На первом этапе я предлагаю учащимся изготовить менее сложную куклу-закрутку. На следующем уроке детям предлагается изготовить более сложную куклу – вепскую. Изготавливая тряпичную русскую народную куклу, дети учатся работе с различными материалами: тканями, нитками, лентами. Так же, у учащихся формируется потребность освоить и совершенствоваться в изготовлении более сложных кукол. Даже те дети, которые особо не проявляли своих творческих способностей, на таких уроках увлекаются настолько, что не замечают, как быстро проходит время. Им хочется сделать ещё куклу для мамы, бабушки, сестры.
Изготавливая с детьми русскую народную куклу, я формирую у учащихся интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Кроме того, у учащихся проявляется эмоциональная отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами во время работы над ними.