СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особые образовательные потребности обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особые образовательные потребности обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»  Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»

Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области

Особые образовательные потребности обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями  Закеряева Лариса Николаевна, методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области, учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Особые образовательные потребности обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями

Закеряева Лариса Николаевна,

методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области,

учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Рубрика  (МКБ-10) Степень умственной  отсталости (МКБ-10) Традиционный термин (МКБ-9) Лёгкая Умеренная Коэффициент  интеллекта Нерезко выраженная  имбецильность Тяжёлая 50—69 Умственный возраст 9—12 лет 35—49 Выраженная имбецильность Глубокая 6—9 лет 20—34 F  84 РАС 3—6 лет до 20 до 3 лет Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты используется категория   F 78  « другие формы умственной отсталости » .

Рубрика (МКБ-10)

Степень умственной отсталости (МКБ-10)

Традиционный термин (МКБ-9)

Лёгкая

Умеренная

Коэффициент интеллекта

Нерезко выраженная  имбецильность

Тяжёлая

50—69

Умственный возраст

9—12 лет

35—49

Выраженная имбецильность

Глубокая

6—9 лет

20—34

F 84

РАС

3—6 лет

до 20

до 3 лет

Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты используется категория   F 78  « другие формы умственной отсталости » .

 Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением.   Признаки: 1. Органическая обусловленность нарушений психического развития. 2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме. 3. Нарушение преимущественно познавательной сферы.

Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением.

Признаки:

1. Органическая обусловленность нарушений психического развития.

2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме.

3. Нарушение преимущественно познавательной

сферы.

Причины умственной отсталости  генетические  внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами  значительная недоношенность  нарушения в процессе родов  травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением ЦНС педагогическая запущенность в первые годы жизни умственная отсталость неясной этиологии

Причины умственной отсталости

  • генетические
  • внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами
  • значительная недоношенность
  • нарушения в процессе родов
  • травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением ЦНС
  • педагогическая запущенность в первые годы жизни
  • умственная отсталость неясной этиологии
Деменция - приобретённое слабоумие, стойкая малообратимая утрата ранее сформированного интеллекта в связи с различными заболеваниями головного мозга

Деменция -

приобретённое слабоумие,

стойкая малообратимая утрата ранее сформированного интеллекта в связи с различными заболеваниями головного мозга

ЗПР

Познавательная деятельность

Умственная отсталость

2. гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и особенно высших форм мышления – обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования.

1. парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребёнка.

 

3. скачкообразность динамики всех форм мыслительной деятельности

2. затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.

1. тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребёнка («диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга).

 

3. данный феномен экспериментально не выявлен.

4. страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (внимание, восприятие, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие).

4. страдают мыслительные функции – обобщение, сравнение, анализ, синтез.

5. дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым (хорошо принимают помощь взрослого и сверстника). Эта поддержка ещё эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребёнка к осуществляемым видам деятельности .

5. игровое предъявление заданий может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребёнка с выполнения задания (особенно, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребёнка).

ЗПР

Умственная отсталость

6. имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность носит более эмоциональный характер чем у умственно отсталых дошкольников. Содержание игры не развёрнуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. Дети без специального обучения не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.

6. остаются на уровне предметно-игровых действий.

7. характерна большая яркость эмоций.

7. эмоциональная сфера не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий часто отвлекает ребёнка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.

8. в различной степени владеют изобразительной деятельностью.

8. без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Ребёнок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т.е. на уровне черкания. Отмечаются графические штампы – схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные на плоскости листа бумаги.

ЗПР Умственная отсталость 9. грубые органические проявления не отмечаются. Можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженная на висках и переносице венозная сеточка, лёгкая асимметрия лицевой иннервации, гипотрофия отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево  9. грубые органические проявления. 10. патологическая наследственная отягощённость практически не отмечается. 10. в анамнезе отмечается патологическая наследственная отягощённость.

ЗПР

Умственная отсталость

9. грубые органические проявления не отмечаются. Можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженная на висках и переносице венозная сеточка, лёгкая асимметрия лицевой иннервации, гипотрофия отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево

9. грубые органические проявления.

10. патологическая наследственная отягощённость практически не отмечается.

10. в анамнезе отмечается патологическая наследственная отягощённость.

Дифференциальная психолого-педагогическая характеристика Физическое развитие Общая моторика Бытовые навыки Социальный опыт Способность к общению Способность к деятельности ВПФ Восприятие Мышление Память Внимание Речь Эмоциональная сфера Волевая сфера

Дифференциальная психолого-педагогическая характеристика

  • Физическое развитие
  • Общая моторика
  • Бытовые навыки
  • Социальный опыт
  • Способность к общению
  • Способность к деятельности
  • ВПФ Восприятие Мышление Память Внимание
  • Речь
  • Эмоциональная сфера
  • Волевая сфера
 Образовательные потребности  Необходимость определить, в чём именно нуждается ребёнок в процессе образования  «Особые образовательные потребности  - это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребенок в процессе обучения»  Владимир Иванович Лубовский, академик РАО

Образовательные потребности

Необходимость определить, в чём именно нуждается ребёнок в процессе образования

«Особые образовательные потребности  - это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребенок в процессе обучения»

Владимир Иванович Лубовский, академик РАО

 Общие образовательные потребности время начала образования содержание образования разработка и использование специальных методов и средств обучения особая организация обучения расширение границ образовательного пространства продолжительность образования  определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе

Общие образовательные потребности

  • время начала образования
  • содержание образования
  • разработка и использование специальных методов и средств обучения
  • особая организация обучения
  • расширение границ образовательного пространства
  • продолжительность образования
  • определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе

Особые образовательные потребности (лёгкая у о)

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
  • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
  • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
  • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их "переносу" с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
  • специальное обучение способам усвоения общественного опыта - умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
 Тяжёлые множественные нарушения развития 1) совокупность различных психофизических нарушений вследствие органического поражения ЦНС; 2) высокая степень выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта); 3) существенное влияние совокупности нарушений на развитие личности в целом; 4) потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении, в силу её недостаточности; 5) необходимость создания среды, адаптированной особым потребностям человека .

Тяжёлые множественные нарушения развития

1) совокупность различных психофизических нарушений вследствие органического поражения ЦНС;

2) высокая степень выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта);

3) существенное влияние совокупности нарушений на развитие личности в целом;

4) потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении, в силу её недостаточности;

5) необходимость создания среды, адаптированной особым потребностям человека .

Особые образовательные потребности обучающихся по АООП (вариант 2) время начала образования изменение содержания образования, предполагающее  включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью создание оптимальных путей развития  и обязательная  индивидуализация обучения использование специфических методов и средств обучения дифференцированное обучение «пошаговое

Особые образовательные потребности обучающихся по АООП (вариант 2)

  • время начала образования
  • изменение содержания образования, предполагающее  включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью
  • создание оптимальных путей развития  и обязательная  индивидуализация обучения
  • использование специфических методов и средств обучения
  • дифференцированное обучение
  • «пошаговое" обучение
  • формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания
  • обеспечение присмотра и ухода за обучающимися
  • дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами
  • организация обучения в разновозрастных классах (группах) и удлинение сроков обучения
  • организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома)
Особые образовательные потребности детей с РАС в компетентности специалистов. в индивидуализации образовательного маршрута (разные виды) в адаптации образовательной среды (не только мту, но и толерантность, дополнительное поощрение и подкрепление) в предварительной подготовке к фронтальному обучению (инд. занятия, мини-группы, группы) в адаптационном периоде на начальном этапе школьного обучения (поддержка тьютора) в комплексном психолого-педагогическом сопровождении при освоении АООП и/или АОП(учитель, педагог-психолог, дефектолог и т. д.) в согласованности действий педагогов и родителей в индивидуальной оценке образовательных результатов(достижение его планируемых результатов, а не общей программы)

Особые образовательные потребности детей с РАС

  • в компетентности специалистов.
  • в индивидуализации образовательного маршрута (разные виды)
  • в адаптации образовательной среды (не только мту, но и толерантность, дополнительное поощрение и подкрепление)
  • в предварительной подготовке к фронтальному обучению (инд. занятия, мини-группы, группы)
  • в адаптационном периоде на начальном этапе школьного обучения (поддержка тьютора)
  • в комплексном психолого-педагогическом сопровождении при освоении АООП и/или АОП(учитель, педагог-психолог, дефектолог и т. д.)
  • в согласованности действий педагогов и родителей
  • в индивидуальной оценке образовательных результатов(достижение его планируемых результатов, а не общей программы)
  • в индивидуализации содержания АООП (4 варианта 8.1,8.2,8.3, 8.4)
  • в формировании социальных (жизненных) компетенций.
  • в замене академических/учебных целей на альтернативные.
  • в упрощении содержания основной общеобразовательной программы
  • в упрощенных способах подачи учебного материала.
  • в упрощении инструкции (запись на доске, замена пиктограммами, демонстрацией действий)
  • в дополнительной визуальной поддержке.
  • в устранении двойных требований (записать и подчеркнуть)
  • в дроблении учебных задач на отдельные последовательные шаги.
  • в выработке социально приемлемого поведения и деятельности как альтернативе дезадаптивного поведения.
  • в поддержке и развитии коммуникации.
  • в формировании навыков социального взаимодействия.
  • в формировании социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.
  • в накоплении и расширении социального опыта.
  • в формировании адекватных представлений об эмоциях, способах их выражения и их причинах.
  • в формировании целостных, систематизированных представлений о себе и о своем окружении.
  • в постепенном изменении привычного распорядка и расширении стереотипов.
 Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!