Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,
с тяжёлыми множественными нарушениями развития
на территории Свердловской области
Особые образовательные потребности обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями
Закеряева Лариса Николаевна,
методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области,
учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»
Рубрика (МКБ-10)
Степень умственной отсталости (МКБ-10)
Традиционный термин (МКБ-9)
Лёгкая
Умеренная
Коэффициент интеллекта
Нерезко выраженная имбецильность
Тяжёлая
50—69
Умственный возраст
9—12 лет
35—49
Выраженная имбецильность
Глубокая
6—9 лет
20—34
F 84
РАС
3—6 лет
до 20
до 3 лет
Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты используется категория F 78 « другие формы умственной отсталости » .
Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением.
Признаки:
1. Органическая обусловленность нарушений психического развития.
2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме.
3. Нарушение преимущественно познавательной
сферы.
Причины умственной отсталости
- генетические
- внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами
- значительная недоношенность
- нарушения в процессе родов
- травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением ЦНС
- педагогическая запущенность в первые годы жизни
- умственная отсталость неясной этиологии
Деменция -
приобретённое слабоумие,
стойкая малообратимая утрата ранее сформированного интеллекта в связи с различными заболеваниями головного мозга
ЗПР
Познавательная деятельность
Умственная отсталость
2. гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и особенно высших форм мышления – обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования.
1. парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребёнка.
3. скачкообразность динамики всех форм мыслительной деятельности
2. затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.
1. тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребёнка («диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга).
3. данный феномен экспериментально не выявлен.
4. страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (внимание, восприятие, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие).
4. страдают мыслительные функции – обобщение, сравнение, анализ, синтез.
5. дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым (хорошо принимают помощь взрослого и сверстника). Эта поддержка ещё эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребёнка к осуществляемым видам деятельности .
5. игровое предъявление заданий может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребёнка с выполнения задания (особенно, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребёнка).
ЗПР
Умственная отсталость
6. имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность носит более эмоциональный характер чем у умственно отсталых дошкольников. Содержание игры не развёрнуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. Дети без специального обучения не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.
6. остаются на уровне предметно-игровых действий.
7. характерна большая яркость эмоций.
7. эмоциональная сфера не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий часто отвлекает ребёнка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.
8. в различной степени владеют изобразительной деятельностью.
8. без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Ребёнок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т.е. на уровне черкания. Отмечаются графические штампы – схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные на плоскости листа бумаги.
ЗПР
Умственная отсталость
9. грубые органические проявления не отмечаются. Можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженная на висках и переносице венозная сеточка, лёгкая асимметрия лицевой иннервации, гипотрофия отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево
9. грубые органические проявления.
10. патологическая наследственная отягощённость практически не отмечается.
10. в анамнезе отмечается патологическая наследственная отягощённость.
Дифференциальная психолого-педагогическая характеристика
- Физическое развитие
- Общая моторика
- Бытовые навыки
- Социальный опыт
- Способность к общению
- Способность к деятельности
- ВПФ Восприятие Мышление Память Внимание
- Речь
- Эмоциональная сфера
- Волевая сфера
Образовательные потребности
Необходимость определить, в чём именно нуждается ребёнок в процессе образования
«Особые образовательные потребности - это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребенок в процессе обучения»
Владимир Иванович Лубовский, академик РАО
Общие образовательные потребности
- время начала образования
- содержание образования
- разработка и использование специальных методов и средств обучения
- особая организация обучения
- расширение границ образовательного пространства
- продолжительность образования
- определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе
Особые образовательные потребности (лёгкая у о)
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их "переносу" с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
- обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- специальное обучение способам усвоения общественного опыта - умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Тяжёлые множественные нарушения развития
1) совокупность различных психофизических нарушений вследствие органического поражения ЦНС;
2) высокая степень выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта);
3) существенное влияние совокупности нарушений на развитие личности в целом;
4) потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении, в силу её недостаточности;
5) необходимость создания среды, адаптированной особым потребностям человека .
Особые образовательные потребности обучающихся по АООП (вариант 2)
- время начала образования
- изменение содержания образования, предполагающее включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью
- создание оптимальных путей развития и обязательная индивидуализация обучения
- использование специфических методов и средств обучения
- дифференцированное обучение
- «пошаговое" обучение
- формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания
- обеспечение присмотра и ухода за обучающимися
- дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами
- организация обучения в разновозрастных классах (группах) и удлинение сроков обучения
- организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома)
Особые образовательные потребности детей с РАС
- в компетентности специалистов.
- в индивидуализации образовательного маршрута (разные виды)
- в адаптации образовательной среды (не только мту, но и толерантность, дополнительное поощрение и подкрепление)
- в предварительной подготовке к фронтальному обучению (инд. занятия, мини-группы, группы)
- в адаптационном периоде на начальном этапе школьного обучения (поддержка тьютора)
- в комплексном психолого-педагогическом сопровождении при освоении АООП и/или АОП(учитель, педагог-психолог, дефектолог и т. д.)
- в согласованности действий педагогов и родителей
- в индивидуальной оценке образовательных результатов(достижение его планируемых результатов, а не общей программы)
- в индивидуализации содержания АООП (4 варианта 8.1,8.2,8.3, 8.4)
- в формировании социальных (жизненных) компетенций.
- в замене академических/учебных целей на альтернативные.
- в упрощении содержания основной общеобразовательной программы
- в упрощенных способах подачи учебного материала.
- в упрощении инструкции (запись на доске, замена пиктограммами, демонстрацией действий)
- в дополнительной визуальной поддержке.
- в устранении двойных требований (записать и подчеркнуть)
- в дроблении учебных задач на отдельные последовательные шаги.
- в выработке социально приемлемого поведения и деятельности как альтернативе дезадаптивного поведения.
- в поддержке и развитии коммуникации.
- в формировании навыков социального взаимодействия.
- в формировании социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.
- в накоплении и расширении социального опыта.
- в формировании адекватных представлений об эмоциях, способах их выражения и их причинах.
- в формировании целостных, систематизированных представлений о себе и о своем окружении.
- в постепенном изменении привычного распорядка и расширении стереотипов.
Благодарю за внимание!