СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Остапенко Г. И. Урок "М.Ю.Лермонтов "Морская царевна" (опыт интерпретации) и Врубель "Царевна-лебедь" 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Остапенко Г. И. Урок "М.Ю.Лермонтов "Морская царевна" (опыт интерпретации) и Врубель "Царевна-лебедь" 6 класс»

Остапенко Галина Ивановна


УPOK ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

М.Ю.Лермонтов "Морская царевна"(опыт интерпретации)

Врубель «Царевна-лебедь»

ЦЕЛЬ: обучение комплексному анализу текста;

-развитие навыков анализа художественного текста через обучение работе с деталью;

-воспитание у учащихся чувства прекрасного, активной жизненной позиции через художественные образы, создаваемые поэтом, через понимание авторской оценки.


1. Вступительное слово учителя

С детских лет всем хорошо известен сказочный зачин поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», в котором есть такие строки:

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Мы встречаемся с образами русалки и у Гоголя в «Майской ночи», и у Тургенева в «Записках охотника». Водяные девы не случайно стали героями произведений: без них наше мировоззрение было бы суше, рациональнее, беднее.

Сегодня мы обращаемся к балладе М.Ю.Лермонтова «Морская царевна», к балладе, которая вбирает в себя древние предания о русалках, обаяние русских народных сказок.


2. Выразительное чтение баллады.

Морская царевна

В море царевич купает коня;
Слышит: "Царевич! взгляни на меня!"

Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.

Слышит царевич: "Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?

Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова,
В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: "Добро же! постой!"
За косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна:
Плачет и молит и бьется она.

К берегу витязь отважно плывет;
Выплыл; товарищей громко зовет:

"Эй вы! сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьется добыча моя...

Что ж вы стоите смущенной толпой?
Али красы не видали такой?"

Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит, лежит на песке золотом .
Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит;

Пена струями сбегает с чела,
Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек...

Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!

Обращение к ассоциативной памяти.

- Какие сюжеты возникли в вашей памяти при чтении баллады?

3. Выявление читательских эмоций

- Какие чувства вы испытываете к царевичу? К царевне? Кому
сочувствуете?

- Кому из героев сочувствует, с вашей точки зрения, автор?

- Перечитаем сцену смерти царевны. Сцена впечатляет. Почему?

- Перечитаем последние строки. О чем задумался царевич? В каких словах авторская оценка? Перечитайте последнюю строку так, чтобы интонационно передать авторскую оценку.

- К а к о в а ж е а в т о р с к а я позиция ?


4. Композиционные особенности баллады

- На какие две части делится баллада? В чем противостоят первая и
вторая части?

- Раскрасьте мысленно первую и вторую части. Объясните выбор
цветовой гаммы.

- Какой художественный прием положен в основу композиции?


5. Словесное рисование

  • Какой Вы представляете царевну в начале и в конце баллады ?

  • Как меняется лицо героя в финале?

6. Осмысление художественных деталей текста

  • Почему упрек «непонятный»? К кому он обращен?

  • Почему толпа «смущенная», а не испуганная? Почему герой не уступает мольбе царевны?

ИССЛЕДОВАНИЕ:

Проследите, всегда ли Лермонтов называет своего героя царевичем?

- В каком эпизоде – «витязь»

- Кто такой витязь? С кем сражается? Кого защищает? А в нашем
эпизоде?

! «ловко схватил»

«рука боевая сильна»

«отважно плывет».

- Как звучат слова «ловко», «отважно», «боевая рука» у Лермонтова?

(иронично).

- Что погубило любовь и красоту?

Герои слишком разные, чтобы быть вместе. Они не могут понять друг друга, потому что живут в разных стихиях. Мир царевны - это морские глубины, царевич смел и отважен только в своей стихии - на земле. В чем тайна красоты русалки? Это и пытается узнать царевич, вытащив морскую царевну на берег. Но разве красота познается через раскрытие тайны? Красота дана для наслаждения, и можно только жалеть тех, кто этого не п о н и м а е т. Невольно вспоминается стихотворение Ю.Кузнецова «Атомная сказка» (читается стихотворение)

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

— Пригодится на правое дело! —
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
 

- Сказка из счастливой становится несчастной. От такого поведения Ивана-дурака рушится все хорошее, светлое, что накоплено человечеством. От нас зависит– погибнуть от жестокости и непонимания или научиться быть человечными. Красивая мечта так же необходима, как и практически полезная вещь.


7. Жанр баллады

  • Наловите жанровые особенности баллады. Докажите, что «Морская царевна» - баллада,

  • Что помогает поэту создать колорит старины?

  • Что придает балладе быстрый темп?


8. Заключительное слово учителя

Трагедия мира в жестокости равнодушия, хладнокровно разрушающей красоту. В балладе соединены воедино и осмыслены важные мотивы лермонтовской позиции: тайна и красота, любовь и смерть, добро и зло.

Волшебный мир лермонтовской баллады - это мечта о недостижимой в реальном мире гармонии. Любовь, как творческое начало, гибнет в мире жестокости, холодного рассудка. Гибнет сама природа, ее красота, когда она лишается своего естественного покрова, своей тайны. Это мой вывод.


9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

- А что вы для себя вынесли с сегодняшнего урока? Над чем задумались? Что для вас главное в этой балладе? Напишите дома сочинение – анализ баллады М.Ю.Лермонтова «Морская царевна».