Тема урока: Осторожно мошенники!
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
формирование понимания, что в современном мире все чаще происходят случаи финансового мошенничества.
Задачи:
учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия
дать почувствовать, увидеть, что решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии
приблизить к самостоятельному решению проблемных ситуаций
учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки
создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей
проанализировать степень усвоения материала
развивать у учащихся умения выделять главное
Планируемые результаты:
Личностные планируемы результаты
Учиться отвечать за свои гражданские поступки.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками в совместной деятельности направленной на общий результат
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Предметные планируемые результаты
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
владение понятиями: деньги и денежная масса, благосостояние семьи, форс-мажор, финансовые риски;
владение знанием способов использования безопасности для решения своих финансовых задач.
Метапредметные планируемые результаты
Регулятивные
Умение определять и формулировать цель деятельности:
Умение составлять план действия по решению проблемы.
Умение соотносить результат своей деятельности с целью:
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки.
Регулятивныерезультаты изучения курса «Финансовая грамотность»
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей.
Познавательные
Умение извлекать информацию, определять понятия, устанавливать аналогии.
Умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания:
умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
умение пользоваться различными источниками информации.
Умения добывать новые знания, умение наблюдать, читать, слушать.
Умение перерабатывать информацию:
умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение выделять главное.
умение работать с текстом, таблицей и др.
Познавательные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
Коммуникативные
Умение организовывать учебное сотрудничество:
умение владеть приёмами монологической и диалогической речи;
умение работать индивидуально и в группе;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение использовать ИКТ-компетенции.
Умение понимать другие позиции:
умение осознанно использовать речевые средства;
умение договариваться с людьми;
умение задавать вопросы по теме.
Коммуникативные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Основные понятия: дебетовая карта, кредитная карта, условия безопасности, мошенничество.
Форма обучения: групповая.
Межпредметные связи: обществознание, экономика.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, раздаточный материал.
Домашнее задание: определяется по итогам урока.
Ход урока.
1.. Орг.момент. Приветствие.
Актуализация знаний. Звонок учителю с банка. Просьба сообщить свои персональные данные с указанием номера карты.
Как поступить учителю вопрос к классу?
В статье 159 УК РФ сказано, что мошенничество — преступное деяние, которое осуществляется по отношению к другому человеку посредством создания доверительной атмосферы и дальнейшего обмана. Пострадавший под влиянием второй стороны позволяет забрать какое-либо имущество без сопротивления. Задача следствия в том, чтобы доказать факт мошеннических действий. В результате злоумышленник отвечает за преступление по упомянутой выше статье.
Работа в группах. Рассмотрите предложенные ситуации, предложите решения
1 группа.
Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
16−летний Кирилл Б. летом устроился работать курьером. Заработную плату он получал на дебетовую карту. Однажды, возвращаясь домой, он обнаружил пропажу карты. Как следует поступить Кириллу, чтобы восстановить доступ к денежным средствам? Какие правила следует соблюдать Кириллу для безопасного использования дебетовой карты?
Совершеннолетней Анне Ф. пришло СМС−сообщение со следующим текстом: Поздравляем! Вы выиграли новый автомобиль BMW, для получения приза свяжитесь с нами по номеру ***. Позвонив по телефону, Анна узнала, что ей необходимо уплатить небольшую сумму в качестве таможенной пошлины за растаможивание автомобиля и получила номер карты, на которую нужно перевести сумму. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Анны Ф.?
2 группа
Екатерина Александровна получила SMS-сообщение от банка, клиентом которого она является, о переводе определенной суммы денег с её банковской карты на неизвестный ей счёт. Что могло стать причиной этого факта? Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации?
Петр учится в 10-ом классе. Он хочет купить новый смартфон определенной модели и марки, но у него не хватает накопленных денег. Тогда он начинает искать данную модель смартфона в интернете. На одном из сайтов Петр нашел данную модель со стоимостью в три раза ниже, чем в магазине. Единственным условием, которое насторожило Петра, было требование внести 100% предоплаты на электронный кошелек.
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Петра? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Листая ленту в социальной сети Аркадий увидел просьбу о помощи ребенку, которому требуется срочная операция, иначе он умрет. В обращении был указан номер карты, на которую можно перечислить материальную помощь.
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Аркадия? Как ему правильно поступить в данной ситуации, если он хочет заняться благотворительностью?
3 группа
Совершеннолетней Ксении Ярославовне на смартфон пришло сообщение: «Уважаемая Ксения Ярославовна, наш банк, клиентом которого Вы являетесь, проводил розыгрыш 1 млн. рублей, вы оказались победителем. Для подтверждения вашей готовности принять денежный приз пройдите по ссылке ниже в ваш аккаунт в интернет-банкинге нашего банка и нажмите кнопку согласия. После этого Вам на счет будет перечислен выигрыш».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ксении Ярославовны.? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Сидору П. в наследство от бабушки досталась половина квартиры в соседнем городе. Он продал эту часть второму наследнику за 1,3 млн руб. Доход был неожиданным, и Сидор не хотел сгоряча принимать решение, как лучше распорядиться деньгами, а решил пока положить их в банк под проценты. Его друг Арнольд предложил ему разместить деньги в недавно появившейся организации «К.», которая обещала через месяц доход в три раза выше годового дохода по банковскому депозиту. Какой выбор следует сделать Сидору?
Полина Д. собиралась снять наличные деньги с карты в банкомате. В какой-то момент она обратила внимание, что молодой человек, который стоял в очереди за ней, подошел очень близко и внимательно следит за тем, что она будет набирать при снятии денег.
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Полины Д.? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Анализ ситуаций, аргументация ребят.
Просмотр видеоролика с сайта сбербанка или др. Комментарии ребят и учителя.
http://www.youtube.com/watch?v=DTgNQ7k9fw4
http://vk.com/video-160347184_456239357
http://www.youtube.com/watch?v=6F--K_wypTE
http://ok.ru/video/195266675971
Разработка памятки- поведения в группах, защита.
- для пенсионеров
- для подростков
7. Подведение итогов урока, рефлексия
Что узнал нового?
Что было интересным?