СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Остовы светской этики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы светской этики для обучающихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Остовы светской этики»

Составление программы по  внеурочной деятельности

Составление программы по внеурочной деятельности

Программа по  внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности – перечень требований и организационных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся за рамками урока. По содержанию программы делятся по направлениям:  общекультурное,  общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.

Программа по внеурочной деятельности

  • Программа внеурочной деятельности – перечень требований и организационных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся за рамками урока.
  • По содержанию программы делятся по направлениям:

общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.

Программа по  внеурочной деятельности Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п. Примечание:  Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.    Структура программы нормативно не закреплена.      Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.

Программа по внеурочной деятельности

  • Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
  • Примечание:  Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.    Структура программы нормативно не закреплена.      Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.
Правила разработки программ Могут быть разработаны ОУ самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ. Должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы или комплексные, тематические для всего периода обучения школьников с выделенными этапами для каждой ступени. Описывается содержание деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.

Правила разработки программ

  • Могут быть разработаны ОУ самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
  • Должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы или комплексные, тематические для всего периода обучения школьников с выделенными этапами для каждой ступени.
  • Описывается содержание деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.
Правила разработки программ Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников (комплексные, тематические), то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части. Программа, предполагающая организацию одного вида внеурочной деятельности школьников (ориентированные на достижение результатов определенного уровня; по конкретным видам внеурочной деятельности) должны соответствовать определенной структуре.

Правила разработки программ

  • Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников (комплексные, тематические), то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.
  • Программа, предполагающая организацию одного вида внеурочной деятельности школьников (ориентированные на достижение результатов определенного уровня; по конкретным видам внеурочной деятельности) должны соответствовать определенной структуре.
Правила разработки программ В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий. При этом количество аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной , так и разновозрастной группы. Все программы должны быть утверждены решением педагогического совета ОУ

Правила разработки программ

  • В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий. При этом количество аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
  • Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной , так и разновозрастной группы.
  • Все программы должны быть утверждены решением педагогического совета ОУ
Типы программ (по П.В. Степанову и Д.В. Григорьеву) Комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)

Типы программ (по П.В. Степанову и Д.В. Григорьеву)

  • Комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
  • Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)
Типы программ Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая 1-й уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1 класса – ОП, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3 классов – ОП, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса – ОП, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия.

Типы программ

  • Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая 1-й уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:

для 1 класса – ОП, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

для 2-3 классов – ОП, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;

для 4 класса – ОП, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия.

Типы программ Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности  ( программы кружков, секций, студий, факультативов, мастерских, творческих объединений учащихся); Возрастные образовательные программы  (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); Индивидуальные образовательные программы для учащихся ( могут являться составной частью вышеперечисленных типов программ внеурочной деятельности) . Досуговые программы (предназначена для развития направленности личности на различные социально значимые нормы, ценности и установки).

Типы программ

  • Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности ( программы кружков, секций, студий, факультативов, мастерских, творческих объединений учащихся);
  • Возрастные образовательные программы

(образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);

  • Индивидуальные образовательные программы для учащихся ( могут являться составной частью вышеперечисленных типов программ внеурочной деятельности) .
  • Досуговые программы (предназначена для развития направленности личности на различные социально значимые нормы, ценности и установки).
Досуговые программы Цели досуговых программ направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечением ребенка в яркий мир игр, соревнования, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение Классификация досуговых программ по принципам соучастия детей в программе и ее протяженности во времени: - разовая игровая программа;  конкурсно-игровая программа по заданной тематике (КВН , брейн-  ринг и т.д.);  игра-спектакль;  театрализованная игра;  праздник;  длительная досуговая программа (в течении 3 месяцев и более).

Досуговые программы

  • Цели досуговых программ направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечением ребенка в яркий мир игр, соревнования, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение
  • Классификация досуговых программ по принципам соучастия детей в программе и ее протяженности во времени:

- разовая игровая программа;

  • конкурсно-игровая программа по заданной тематике (КВН , брейн-
  • ринг и т.д.);
  • игра-спектакль;
  • театрализованная игра;
  • праздник;
  • длительная досуговая программа (в течении 3 месяцев и более).

Досуговые программы Разновидности досуговых программ: По направленности: образовательная, воспитательная, социализирующая, оздоровительная. По адресности : детская, подростковая, для взрослых, для детей и взрослых. По ведущей деятельности: познавательная, художественно-эстетическая, трудовая. По доминирующей форме: игровая, дискуссионная, праздничная, экскурсионная, экспедиционная;, исследовательская, конкурсная. По содержанию: культурологическая, эколого-биологическая, спортивно-техническая, военно-патриотическая, художественно-эстетическая, социально-педагогическая и др. Цели досуговых программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я» –концепции.

Досуговые программы

  • Разновидности досуговых программ:

По направленности: образовательная, воспитательная, социализирующая, оздоровительная.

По адресности : детская, подростковая, для взрослых, для детей и взрослых.

По ведущей деятельности: познавательная, художественно-эстетическая, трудовая.

По доминирующей форме: игровая, дискуссионная, праздничная, экскурсионная, экспедиционная;, исследовательская, конкурсная.

По содержанию: культурологическая, эколого-биологическая, спортивно-техническая, военно-патриотическая, художественно-эстетическая, социально-педагогическая и др.

Цели досуговых программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я» –концепции.

  Структура программы    , Рабочая программа включает следующие структурные элементы: -   пояснительная записка; -   учебно-тематический план; -   содержание рабочей программы; - предполагаемые результаты реализации программы 3–х уровней (могут быть в пояснительной записке) - формы контроля (могут быть в пояснительной записке) -   учебно-методический комплект к программе (методическое, материально-техническое обеспечение, рекомендуемая литература).

Структура программы

,

Рабочая программа включает следующие структурные элементы:

  • -   пояснительная записка;
  • -   учебно-тематический план;
  • -   содержание рабочей программы;
  • - предполагаемые результаты реализации программы 3–х уровней (могут быть в пояснительной записке)
  • - формы контроля (могут быть в пояснительной записке)
  • -   учебно-методический комплект к программе (методическое, материально-техническое обеспечение, рекомендуемая литература).
Титульный лист Содержит: -       наименование образовательного учреждения; -       гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); -       название учебного курса внеурочной деятельности; -       Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу внеурочной деятельности; -       год обучения; -       возраст детей; -       год составления программы.

Титульный лист

Содержит:

  • -       наименование образовательного учреждения;
  • -       гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
  • -       название учебного курса внеурочной деятельности;
  • -       Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу внеурочной деятельности;
  • -       год обучения;
  • -       возраст детей;
  • -       год составления программы.

Пояснительная записка В тексте  пояснительной записки   указывается:          Информация о назначении программы (название, направленность программы), ее структуре, объеме часов, отпущенных на внеурочную деятельность, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; Формулировка цели и задач данной программы обучения, воспитания и развития по данному направлению ( обучающие, развивающие и воспитательные задачи должны быть направлены на УУД) ; Изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование; Актуальность программы ; Новизна (если авторская программа)

Пояснительная записка

В тексте  пояснительной записки   указывается:         

  • Информация о назначении программы (название, направленность программы), ее структуре, объеме часов, отпущенных на внеурочную деятельность, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
  • Формулировка цели и задач данной программы обучения, воспитания и развития по данному направлению ( обучающие, развивающие и воспитательные задачи должны быть направлены на УУД) ;
  • Изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование;
  • Актуальность программы ;
  • Новизна (если авторская программа)
Пояснительная записка В тексте  пояснительной записки   указывается:     Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы; Аргументированное обоснование путей, средств, методов достижения цели, выбранных форм организации образовательного процесса (педагогическая целесообразность ); Краткая характеристика предполагаемых форм организации внеурочной деятельности; Сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения; Особенности места проведения, режим занятий, информация о продолжительности каждого занятия; )

Пояснительная записка

В тексте  пояснительной записки   указывается:    

  • Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы;
  • Аргументированное обоснование путей, средств, методов достижения цели, выбранных форм организации образовательного процесса (педагогическая целесообразность );
  • Краткая характеристика предполагаемых форм организации внеурочной деятельности;
  • Сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения;
  • Особенности места проведения, режим занятий, информация о продолжительности каждого занятия; )
Учебно-тематический план «Учебно-тематический план»  отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические и практические занятия). Как правило, этот структурный элемент программы оформляется в виде таблицы.

Учебно-тематический план

  • «Учебно-тематический план»  отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические и практические занятия).
  • Как правило, этот структурный элемент программы оформляется в виде таблицы.
Учебно-тематический план № п/п Темы Количество часов 1 Всего Теория Практика 2  т.д. Итого

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Количество часов

1

Всего Теория Практика

2

т.д.

Итого

C одержание программы Раздел  «Содержание рабочей программы»  включает краткое описание каждой темы (теория и практика) учебного занятия согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Содержание отражает динамику становления и развития интересов учащихся.

C одержание программы

  • Раздел  «Содержание рабочей программы»  включает краткое описание каждой темы (теория и практика) учебного занятия согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Содержание отражает динамику становления и развития интересов учащихся.
Предполагаемые (планируемые) результаты реализации программы Планируемы результаты должны быть соотнесены с целью и задачами программы Этот элемент  представляет собой описание уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности (1 уровень – приобретения школьником социальных знаний, 2 уровень – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной действительности в целом, 3 уровень – приобретение опыта самостоятельного социального действия), личностные и метапредметные, предметные результаты, которые будут достигнуты учащимися по итогам реализации программы.

Предполагаемые (планируемые) результаты реализации программы

  • Планируемы результаты должны быть соотнесены с целью и задачами программы
  • Этот элемент  представляет собой описание уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности (1 уровень – приобретения школьником социальных знаний, 2 уровень – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной действительности в целом, 3 уровень – приобретение опыта самостоятельного социального действия), личностные и метапредметные, предметные результаты, которые будут достигнуты учащимися по итогам реализации программы.
Форма подведения итогов реализации программы  (формы контроля) Результатом деятельности внеурочной деятельности могут быть концерты, отчетные выставки,  конференции, соревнования, спектакли, турниры, олимпиада, викторина, портфолио и др. формы.

Форма подведения итогов реализации программы (формы контроля)

  • Результатом деятельности внеурочной деятельности могут быть концерты, отчетные выставки,  конференции, соревнования, спектакли, турниры, олимпиада, викторина, портфолио и др. формы.
Учебно-методический комплект к программе (перечень методических материалов, оборудования, рекомендуемой литературы) Раздел  «Учебно-методический комплект»  может включать учебные и методические пособия для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование, специальную литературу и т. д.); материалов по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.); материалов по работе с детским коллективом (методики диагностики уровня развития личности, сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики), компьютерную поддержку программы.

Учебно-методический комплект к программе (перечень методических материалов, оборудования, рекомендуемой литературы)

  • Раздел  «Учебно-методический комплект»  может включать учебные и методические пособия для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование, специальную литературу и т. д.); материалов по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.); материалов по работе с детским коллективом (методики диагностики уровня развития личности, сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики), компьютерную поддержку программы.
Учебно-методический комплект к программе (перечень материалов, оборудования, рекомендуемой литературы) Учебно-методические комплект обучения также включает список основной и дополнительной  литературы . В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога. Подборка журналов и др. материалов из различных СМИ по направлению деятельности. Может быть составлен отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий  (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка) . Описание материально-технического обеспечения : наименование объектов и средств материально-технического обеспечения – количество, книгопечатная продукция, ТСО, экранно-звуковые пособия, игры и игрушки, оборудование кабинета и т.п.).

Учебно-методический комплект к программе (перечень материалов, оборудования, рекомендуемой литературы)

  • Учебно-методические комплект обучения также включает список основной и дополнительной  литературы . В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога. Подборка журналов и др. материалов из различных СМИ по направлению деятельности. Может быть составлен отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий  (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка) .
  • Описание материально-технического обеспечения : наименование объектов и средств материально-технического обеспечения – количество, книгопечатная продукция, ТСО, экранно-звуковые пособия, игры и игрушки, оборудование кабинета и т.п.).
Программа Рабочая программа обновляется ежегодно. Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. После утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Программа

  • Рабочая программа обновляется ежегодно.
  • Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.
  • После утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.
  • Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Программа Оплата часов по внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с приказом образовательного учреждения. Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.  

Программа

  • Оплата часов по внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с приказом образовательного учреждения.
  • Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

 

Диагностика результатов программы Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены, как: 1 уровень, 2 уровень, 3 уровень. Реультаты не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они должны диагностироваться педагогом с целью результативности программы и могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся. Методики диагностики, избираемые педагогом, должны быть направлены на оценку планируемых результатов программы и могут быть следующими: наблюдение, беседа, анкетирование, защита проекта, эссе, коллективное подведение итогов и др.

Диагностика результатов программы

  • Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены, как:

1 уровень, 2 уровень, 3 уровень.

Реультаты не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они должны диагностироваться педагогом с целью результативности программы и могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся.

Методики диагностики, избираемые педагогом, должны быть направлены на оценку планируемых результатов программы и могут быть следующими: наблюдение, беседа, анкетирование, защита проекта, эссе, коллективное подведение итогов и др.