Составление программы по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
- Программа внеурочной деятельности – перечень требований и организационных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся за рамками урока.
- По содержанию программы делятся по направлениям:
общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.
Программа по внеурочной деятельности
- Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
- Примечание: Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Структура программы нормативно не закреплена. Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.
Правила разработки программ
- Могут быть разработаны ОУ самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
- Должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы или комплексные, тематические для всего периода обучения школьников с выделенными этапами для каждой ступени.
- Описывается содержание деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.
Правила разработки программ
- Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников (комплексные, тематические), то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.
- Программа, предполагающая организацию одного вида внеурочной деятельности школьников (ориентированные на достижение результатов определенного уровня; по конкретным видам внеурочной деятельности) должны соответствовать определенной структуре.
Правила разработки программ
- В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий. При этом количество аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
- Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной , так и разновозрастной группы.
- Все программы должны быть утверждены решением педагогического совета ОУ
Типы программ (по П.В. Степанову и Д.В. Григорьеву)
- Комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
- Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)
Типы программ
- Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая 1-й уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:
для 1 класса – ОП, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
для 2-3 классов – ОП, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;
для 4 класса – ОП, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия.
Типы программ
- Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности ( программы кружков, секций, студий, факультативов, мастерских, творческих объединений учащихся);
- Возрастные образовательные программы
(образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
- Индивидуальные образовательные программы для учащихся ( могут являться составной частью вышеперечисленных типов программ внеурочной деятельности) .
- Досуговые программы (предназначена для развития направленности личности на различные социально значимые нормы, ценности и установки).
Досуговые программы
- Цели досуговых программ направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечением ребенка в яркий мир игр, соревнования, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение
- Классификация досуговых программ по принципам соучастия детей в программе и ее протяженности во времени:
- разовая игровая программа;
- конкурсно-игровая программа по заданной тематике (КВН , брейн-
- ринг и т.д.);
- игра-спектакль;
- театрализованная игра;
- праздник;
- длительная досуговая программа (в течении 3 месяцев и более).
Досуговые программы
- Разновидности досуговых программ:
По направленности: образовательная, воспитательная, социализирующая, оздоровительная.
По адресности : детская, подростковая, для взрослых, для детей и взрослых.
По ведущей деятельности: познавательная, художественно-эстетическая, трудовая.
По доминирующей форме: игровая, дискуссионная, праздничная, экскурсионная, экспедиционная;, исследовательская, конкурсная.
По содержанию: культурологическая, эколого-биологическая, спортивно-техническая, военно-патриотическая, художественно-эстетическая, социально-педагогическая и др.
Цели досуговых программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я» –концепции.
Структура программы
,
Рабочая программа включает следующие структурные элементы:
- - пояснительная записка;
- - учебно-тематический план;
- - содержание рабочей программы;
- - предполагаемые результаты реализации программы 3–х уровней (могут быть в пояснительной записке)
- - формы контроля (могут быть в пояснительной записке)
- - учебно-методический комплект к программе (методическое, материально-техническое обеспечение, рекомендуемая литература).
Титульный лист
Содержит:
- - наименование образовательного учреждения;
- - гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- - название учебного курса внеурочной деятельности;
- - Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу внеурочной деятельности;
- - год обучения;
- - возраст детей;
- - год составления программы.
Пояснительная записка
В тексте пояснительной записки указывается:
- Информация о назначении программы (название, направленность программы), ее структуре, объеме часов, отпущенных на внеурочную деятельность, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
- Формулировка цели и задач данной программы обучения, воспитания и развития по данному направлению ( обучающие, развивающие и воспитательные задачи должны быть направлены на УУД) ;
- Изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование;
- Актуальность программы ;
- Новизна (если авторская программа)
Пояснительная записка
В тексте пояснительной записки указывается:
- Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы;
- Аргументированное обоснование путей, средств, методов достижения цели, выбранных форм организации образовательного процесса (педагогическая целесообразность );
- Краткая характеристика предполагаемых форм организации внеурочной деятельности;
- Сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения;
- Особенности места проведения, режим занятий, информация о продолжительности каждого занятия; )
Учебно-тематический план
- «Учебно-тематический план» отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические и практические занятия).
- Как правило, этот структурный элемент программы оформляется в виде таблицы.
Учебно-тематический план
№ п/п
Темы
Количество часов
1
Всего Теория Практика
2
т.д.
Итого
C одержание программы
- Раздел «Содержание рабочей программы» включает краткое описание каждой темы (теория и практика) учебного занятия согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Содержание отражает динамику становления и развития интересов учащихся.
Предполагаемые (планируемые) результаты реализации программы
- Планируемы результаты должны быть соотнесены с целью и задачами программы
- Этот элемент представляет собой описание уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности (1 уровень – приобретения школьником социальных знаний, 2 уровень – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной действительности в целом, 3 уровень – приобретение опыта самостоятельного социального действия), личностные и метапредметные, предметные результаты, которые будут достигнуты учащимися по итогам реализации программы.
Форма подведения итогов реализации программы (формы контроля)
- Результатом деятельности внеурочной деятельности могут быть концерты, отчетные выставки, конференции, соревнования, спектакли, турниры, олимпиада, викторина, портфолио и др. формы.
Учебно-методический комплект к программе (перечень методических материалов, оборудования, рекомендуемой литературы)
- Раздел «Учебно-методический комплект» может включать учебные и методические пособия для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование, специальную литературу и т. д.); материалов по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.); материалов по работе с детским коллективом (методики диагностики уровня развития личности, сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики), компьютерную поддержку программы.
Учебно-методический комплект к программе (перечень материалов, оборудования, рекомендуемой литературы)
- Учебно-методические комплект обучения также включает список основной и дополнительной литературы . В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога. Подборка журналов и др. материалов из различных СМИ по направлению деятельности. Может быть составлен отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка) .
- Описание материально-технического обеспечения : наименование объектов и средств материально-технического обеспечения – количество, книгопечатная продукция, ТСО, экранно-звуковые пособия, игры и игрушки, оборудование кабинета и т.п.).
Программа
- Рабочая программа обновляется ежегодно.
- Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.
- После утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.
- Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Программа
- Оплата часов по внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с приказом образовательного учреждения.
- Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.
Диагностика результатов программы
- Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены, как:
1 уровень, 2 уровень, 3 уровень.
Реультаты не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они должны диагностироваться педагогом с целью результативности программы и могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся.
Методики диагностики, избираемые педагогом, должны быть направлены на оценку планируемых результатов программы и могут быть следующими: наблюдение, беседа, анкетирование, защита проекта, эссе, коллективное подведение итогов и др.