Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Костромской
Выступление на методическом объединении классных руководителей
Осуществление благоприятной адаптации учащихся к учебному процессу.
Обучение ребенка в школе – это очень сложный и интересный период в жизни каждого школьника, особенно с первого года обучения. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка.
Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.
Адаптация в школе – довольно сложный процесс для любого ребенка, а тем более для ребенка с ОВЗ.
Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
Одной из основных задач школы-интерната является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в коллективе, учебная адаптация в классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса. Немаловажная роль отводится и классному руководителю.
Правила для осуществления благополучной адаптации, которых следует придерживаться:
- наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий;
- грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожелания родителей;
- использовать методы и приемы, развивающие познавательные процессы детей, повышающие мотивацию к учебному процессу;
- развивать кругозор учащихся не только через систему уроков, но и через системувоспитательных мероприятий;
- проводить воспитательные мероприятия по снижению тревожности, повышению уверенности в себе и сплочению коллектива;
- способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосфере формируя позитивное отношение к учению в классе;
использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности каждого ученика.
- развивать дисциплинированность, терпение к недостаткам других людей;
- необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками;
- включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников. В общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку;
- организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.
Признаки успешной адаптации
-удовлетворенность ребенка процессом обучения;
-ребенок легко справляется с программой;
-степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого только после попытки сделать самому задание;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками, с педагогами.