Просмотр содержимого документа
«Осуществление научно-исследовательской деятельности педагога и обучающегося во внеурочное время.»
Осуществление научно-исследовательской деятельности педагога и обучающегося во внеурочное время.
Научно-исследовательская деятельность школьников – это ключ к развитию их творческих способностей и креативного мышления, к стремлению самосовершенствоваться, к формированию потребностей учащихся в продолжении образования. Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать общественно важные качества личности учащихся, такие как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, критически мыслить, анализировать, обобщать полученные данные, делать выводы – в общем. Очень важно правильно организовать руководство учебно-исследовательской работой. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником – обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования.
Важное место в научно-исследовательской деятельности учителя занимает опытно-экспериментальная работа. В этих условиях учитель организовывает самостоятельную деятельность учащихся по анализу и обобщению информационного потока при использовании индивидуальных и групповых форм организации процесса.
В моей работе организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.
Привлекая детей уже в 5классе к внеклассной работе по изучению истории, я вовлекаю их в творческую и исследовательскую деятельность, помогаю детям преодолеть себя, формирую и развиваю у них умение планировать и анализировать свою деятельность. В основе функционирования системы внеклассной работы по истории лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
Мы совместно c учениками выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, учащиеся много работают самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы. В итоге создаётся работа.
Из своего опыта работы могу отметить, что все дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или занятиям проектной научно-исследовательской деятельность.
Использование проектной методики дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и во внеурочное время, развивать их творческие способности.
В процессе исследовательской деятельности возникает специализация – прообраз будущей профориентации, работа в исследовательских проектах усиливает мотивацию учащихся.
Исследовательскую работу выполняем в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя несколько этапов:
1) формулирование темы;
2) формулирование цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на школьном фестивале проектов.
Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача - выявить интересы учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.