Министерство образования Пензенской области
ГБОУ СПО ПО «Кузнецкий колледж электронной техники»
Методическая разработка
Внеклассного мероприятия
на тему «Освобождение Европы от немецких захватчиков в годы Великой Отечественной войны»
Разработала:
преподаватель Н.Г. Коткова
2010
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………..4
Основная часть……………..……………………..........................................5
Ход мероприятия ……………………………………………………………7
Методические рекомендации преподавателей ……………………………13
Литература …………………………………………………………………14
Пояснительная записка.
Одним из направлений воспитательной работы колледжа является – патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание является одной из движущих сил при формировании социально-значимой личности студента. Поэтому в своей работе классный руководитель должен проводить такие мероприятия, главной целью которых является формирование у студентов чувства ответственности, патриотизма и гражданского долга перед своей Родиной. К таким мероприятиям можно отнести экскурсию по историческим местам, посещение краеведческого музея, «Холма славы» и, конечно же, встречи с ветеранами.
В наше время мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны, поэтому встречи с ветеранами - это еще раз попытка узнать о событиях того времени из первоисточников, от самих очевидцев. Рассказ самих ветеранов намного красочней и правдивей, чем статьи из учебников и газет. Делая вывод, можно сказать, что такие встречи - это дело нужное и благородное.
Тематика данного классного часа была предложена самими студентами.
Выбор темы, а также данного мероприятия обусловлен', тем, что она ориентирует на любовь к своей Родине, на бережное отношение к материальным и духовным ценностям народа, на уважение старшего поколения, участвующего в Великой Отечественной войне.
.
Основная часть
Тема: «Освобождение Европы от немецких захватчиков в годы Великой Отечественной войны»
Цели:
обучающая: знакомство студентов с историей освобождения Европы в годы Великой Отечественной войны, сохранить память об этих годах истории русского народа.
развивающая: развитие понимания студентов необходимости изучать историю русского народа и связи разных поколений, вовлечение поисково-исследовательскую деятельность, способствование сплочению коллектива.
воспитательная: воспитание любви к Родине, уважения к людям; воспитание личной ответственности за сохранение культурного наследия народа; воспитание патриотизма, чувства гражданственности.
Форма проведения мероприятия: час общения
Методы: информационно-развивающие (рассказ, беседа с использованием презентации), творчески-воспроизводящие (подбор музыки, песен и видео на данную тематику).
Иновационно-педагогические технологии: информационные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, эвристические.
Продолжительность мероприятия: 90 минут
Участники: группа 2п5
Место проведения – читальный зал колледжа
Оснащение мероприятия: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, документальный видеофильм на военную тему, гармонь, книги и журналы на военную тематику.
Структурный план мероприятия:
Организационный момент - 2 мин.
Вступительное слово учителя - 3 мин.
2. Постановка целей и задач - 5 мин.
4. Основная часть мероприятия - 75 мин.
5. Заключительная часть - 5 мин.
Подготовительная работа:
1. подбор теоретического материала и литературы;
2. приглашается ветеран Великой Отечественной войны Грачев П.А.;
3. подбор видеоматериала;
4. подбор музыки, песней;
5. подготовка презентации;
6. приглашаются гости: Сергеев В.В. – руководитель патриотического клуба «Эвольвента», Майоров В.М. – директор ККЭТ
Ход мероприятия.
Организационный момент
Звучат музыки военных лет. Читается ведущими стихотворение
Война- жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова, Война - святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Вступительное слово:
Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята и уважаемые гости.
2010 год является годом, когда вся наша страна будет отмечать 65-ти летие Победы в Великой Отечественной войне. Но не только наша страна будет отмечать эту знаменательную дату. Многие страны Европы 65 лет назад освободились от фашизма. И сегодня мы поговорим с вами именно об этом периоде Великой Отечественной войны.
Постановка целей и задач:
Наш патриотический клуб «Эвольвента» предложил провести час общения, посвященное Освобождению Европы от немецких захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Это и есть тема нашего мероприятия. Сегодня мы с вами послушаем рассказ об освобождении Европы от немецких захватчиков из первых уст – от ветерана войны Грачева П.А., посмотрим видеофильм – хронику тех лет.
Предоставляю слово руководителю патриотического клуба «Эвольвента» Сергееву В.В.
Выступление Сергеева В.В.:
Наша армия в 1945 году участвовала не только в освобождении нашей страны, но многих стран Европы. В этой ожесточенной борьбе погибали не только люди СССР, но и люди других стран. Поэтому студентам также необходимо знать об этих событиях. Знания событий того времени, бережное отношение к духовным ценностям народов того времени, уважение старшего поколения, участвующего в Великой Отечественной войне, обусловливает актуальность темы.
Основная часть мероприятия:
Учитель: А сейчас вспомним события 1945 года, когда шло активное освобождение Европы. Что же в действительности происходило в то время расскажут вам ваши товарищи.
1 докладчик: В 1944г. в ходе войны стратегическая инициатива полностью перешла к Красной Армии. Возрос уровень планирования и осуществления ] крупнейших боевых операций.
2 докладчик: 6 июня 1944г. Великобритания и США высадили свои войска Нормандии под командованием генерала Д. Эйзенхауэра. С момента открытия Второго фронта в Европе союзнические отношения приобрели новое качество.
1докладчик: Усилилось сопротивление народов в оккупированных Германией странах. Оно вылилось в широкое партизанское движение, восстания, диверсии и саботаж. Сопротивление народов Европы, в котором участвовали и советские люди, бежавшие из германского плена, стало существенным вкладом в борьбу против фашизма.
2 докладчик: В 1944г., опираясь на достигнутые ранее успехи, Красная Армия осуществила ряд крупных операций, завершивших освобождение территории нашей Родины.
1 докладчик: В январе была проведена Корсунь-Шевченковская операция, в развитие которой советские войска освободили Правобережную Украину и южные районы СССР(Крым, города Херсон, Одессу и др.)
2 докладчик: Летом 1944г. Красная Армия провела одну из крупнейших операций Великой Отечественной войны («Багратион»). Белоруссия была полностью освобождена. Эта победа открыла путь для продвижения в Польшу, Прибалтику и Восточную Пруссию. В середине августа 1944г. советские войска на западном направлении вышли на границу с Германией.
1 докладчик: В конце августа началась Ясско-Кишиневская операция, в результате которой была освобождена Молдавия, Была создана возможность для вывода из войны Румынии, союзницы Германии.
Эти наиболее крупные операции 1944г. сопровождались и освобождением других территорий Советского Союза - Прибалтики, Карельского перешейка и Заполярья.
2 докладчик: Победы советских войск в 1945г. помогли народам Болгарии, Венгрии, Югославии, Чехословакии в их борьбе против фашизма.
1 докладчик: Советское командование, развивая наступление, провело ряд операций за пределами СССР (Будапештская, Белградская и др.) Одновременно введение советских войск в страны Восточной и Юго-Восточной Европы укрепляло в целом влияние Советского Союза в этом регионе.
2докладчик: На западном фронте, несмотря на неудачную Арденнскую операцию 1944г., союзники СССР также нанесли Германии решающие поражения, освободили значительную часть Западной Европы и вплотную приблизились к границам Германии.
1докладчик: В апреле 1945г. советские войска начали Берлинскую операцию. Она была нацелена на взятие столицы Германии и окончательный разгром фашизма. Войска 1-го (командующий маршал Г.К. Жуков), 2-го (командующий маршал К.К. Рокоссовский) Белорусских и 1-го Украинского (командующий маршал И.С. Конев) фронтов уничтожили берлинскую группировку противника.
2 докладчик: Фашистское руководство было полностью деморализовано, А.Гитлер покончил жизнь самоубийством. Утром 1 мая было завершено взятие Берлина и над рейхстагом водружено Красное Знамя - символ Победы советского народа.
1 докладчик: 8 мая 1945г. в пригороде Берлина Карлсхорсте наспех созданное новое правительство Германии подписало Акт о безоговорочной капитуляции. 9 мая разгромлены остатки немецких войск в Праге, столицы Чехословакии. Поэтому 9 мая стало Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Учитель: Посмотрим на экран, послушаем документальную хронику.
Учитель: Вслушиваясь в хронологию этого долгого победного пути, перед глазами невольно предстают географические очертания Украины, Белоруссии, Польши и т.д., видишь перед собою всю карту измученной, истерзанной войной Европы. И вот она - долгожданная Победа! Весь мир вздохнул с облегчением.
Оба докладчика: Враг был разбит там, откуда он начал свое зверское порабощение народов Европы, - в Берлине, в своем собственном логове.
Учитель: Ребята, вы послушали сейчас сообщения, которые взяты из учебников и книг. Но книги не могут передать чувства людей, переживших те события. Поэтому я предоставляю слово Грачеву П.А. - ветерану Великой Отечественной войны, который был очевидцем того страшного времени и участвовал в освобождении Европы.
Выступление Грачева П.А.
Учитель: Предоставляется слово директору ККЭТ Майорову В.М.
Выступление Майорова В.М.
Учитель: Дорогой Павел Андреевич, наши девочки приготовили для вас песню и сейчас они вам ее исполнят.
Звучит песня «»
Учитель: Ребята, именно сегодня 27 января, люди нашей страны и стран Европы скорбят о погибших в концентрационных лагерях, места массового заключения и физического уничтожения людей. Давайте почтим их память минутой молчания, а также и погибших в сражениях Великой Отечественной войне.
Минута молчания.
Учитель: Я знаю, что во время сражения поднять военный дух солдатам помогала песня. В каждом отряде была своя гармонь и были люди, которые сочиняли боевые песни. И вот одна песня стала как бы гимном тех лет; вместе с ней солдаты шли в атаку. Даже немцы, услышав эту песню, переставали свою стрельбу из автоматов. Эта песня называется «Катюша». Давайте все вместе споем ее сейчас.
Исполняется песня «Катюша».
Заключительная часть:
А
Учитель: На этом наше мероприятие подошло к концу. Уважаемый Павел Андреевич, слушая Ваш рассказ мне невольно вспомнились рассказы моего дедушки про свои военные сражения в то страшное время в годы Великой Отечественной войны. Спасибо Вам огромное за то, что Вы согласились прийти к нам и поведать свой рассказ. Мы желаем Вам крепкого здоровья еще на долгие годы. И надеемся, что еще не раз мы будем слушать Вас здесь у нас. Всего вам доброго. Еще хочу сказать спасибо ребятам, что помогли нам организовать вечер, что пришли сюда послушать. Всем здесь присутствующим спасибо.
Ветераны.
Ветераны, ветераны – это ветер, это раны.
Ветераны, ветераны – с боем взятые курганы.
Гром орудий, под бомбежкой переправы.
Много судеб, много судеб и одна большая слава!
Это вы в смертельный бой ходили,
Заслонили мир собой и победили,
Мы желаем всем, кто путь прошел геройский:
Пусть побольше не редеет ваше войско.
Методические рекомендации для преподавателей
При отборе тем классных часов следует учитывать:
возрастные и индивидуально-психологические особенности студентов;
их заинтересованность;
активность и творческие способности студентов;
возможность привлечения родителей, специалистов, гостей.
Подобранный материал должен быть интересным для большинства студентов.
Форма проведения классного мероприятия зависит от подготовленности
группы, наличия лидеров, сплочённости коллектива.
Вся подготовленная работа должна осуществляться в творческих группах с
последующим коллективным обсуждением.
5. Особое внимание стоит уделить оформлению помещения, где будет проходить мероприятие; на оформление выставок, стендов, на музыкальное оформление. Использование мультимедийной презентации, фотоматериалов, Интернет-ресурсов позволяет проводить мероприятие на более высоком познавательном и эстетическом уровне.
Следить за речью выступающих - она должна быть правильной, громкой и
эмоциональной.
После проведения классного мероприятия следует провести самоанализ и
этап диагностики.
Литература.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиев Н.Г. «История России»/учебник- М.; «Проспект» 1997г.
Данилов А.А. «История России XX - XXI вв»/учебник для 9кл. - М.; 1999г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XX вв»/учебник для 9кл. -М.; 2000г.
Научно - методический журнал «Классный -руководитель».№5(2003г), М.; Роспечать, №8(2004г.), №4(2004г.).
Журнал для преподавателей «Студенчество. Диалоги о воспитании». №10 (2001г.). -.М.: «ЦРСДО детей МО РФ».