СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Освоение и анализ метода творческого рассказывания.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Метод творческого рассказывания по картине". Приняв парралель 5-х классов увидела что придётся осваивать и такую методику. Вот что из освоения данного метода работы с историческими картинами у меня получилось. 

Просмотр содержимого документа
«Освоение и анализ метода творческого рассказывания.»

Освоение и анализ метода творческого рассказывания.

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Соответственно во ФГОС в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий”.

Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Таким образом, каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания имеет определенные возможности для формирования УУД. В ходе овладения познавательными и коммуникативными УУД, навык творческого рассказывания очень важен, так как на нем строятся ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений.

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание по картине является наиболее сложным. Помимо создания замысла, рассказывание по воображению предполагает установлению логической последовательности задуманных событий и явлений; их запоминание, а затем воспроизведение; отбор необходимых языковых средств; связное, полное, выразительное изложение рассказа.

Использование картин на уроках истории в качестве наглядной опоры предполагает работу по 8 видам творческого рассказывания в порядке возрастания сложности:

  1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

  2. Составление рассказа с заменой объекта.

  3. Составление рассказа с заменой действующего лица.

  4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

  5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

  6. Составление рассказа с добавлением объекта.

  7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.

  8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания состоит из 6 этапов:

  1. Анализ содержания картины.

Установление места действия, времени действия свойств объектов и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно – следственных связей между объектом и явлением.

  1. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

  2. Составление исходного рассказа по картине.

Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку проще составить исходный рассказ, чем творческий.

  1. Планирование творческого рассказа.

От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается:

В трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания;

Обсуждение замысла;

В выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).

Составление «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания);

Построение плана изложения (можно в графическом варианте);

В установлении объекта для прямой речи;

Придумывание заголовка к рассказу.

  1. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием: точных слов, образных сравнений, грамотных, четких предложений, связей предложений и частей рассказа, выразительности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы.

В случаях, когда ребенок не может составить творческий рассказ, педагог зачитывает ему образец. После ребенок воспроизводит его самостоятельно.

  1. Анализ и оценка творческого рассказа.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки педагога.

Умение составлять творческие рассказы по картинам самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность) есть по определению «высшее достижение речевого развития школьника».

Таким образом, такой приём, как творческий рассказ по иллюстрации помогает развить познавательные и коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!