СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Освоение целины

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории Казахстана в 9 классе по теме "Освоение целины".

Просмотр содержимого документа
«Освоение целины»

Планирование урока для 9 класса.

Предмет: история Казахстана.
№ урока 38

Дата проведения урока

Тема урока: Освоение целины

Задачи урока:

Образовательная – способствовать пониманию ситуации в сельском хозяйстве после войны, причин кризиса и целесообразности целинной эпопеи.

Развивающая - способствовать формированию мышления и умению донести свои мысли до окружающих, отработать навыки составления оценки исторического события и его значения.

Воспитательная - создать условия для воспита­ния самостоятельного суждения и правильного ведения диалога.

Сверхзадача - сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и твор­ческого потенциала.

Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: Словесный - объяснительно-иллюстративный и информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником
Наглядные пособия – Карта Казахстана


Ход урока
1.Организационный момент.

Приветствие;

проверка посещаемости;

постановка цели.


2.Опрос домашнего задания.


Беседа по вопросам:

  1. Сколько предприятий оборонного значения было расположено на территории Казахстана?

  2. Какое вооружение производили в республике?

  3. Какие испытательные военные полигоны и «космическая гавань» находились в Казахстане?

  4. Кто и когда первым в истории человечества совершил полёт в космос?


Словарная работа

Дайте определение понятиям:


Космос - синоним астрономического определения Вселенной; часто выделяют т. н. ближний космос, исследуемый при помощи космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос - Мир звезд и галактик.

Полигон - участок суши или моря, оборудованный специальны­ми сооружениями, устройствами и др. для проведения испытаний различных видов оружия, боевых средств и боевой техники, а также для учебных занятий войск.


3.Изучение нового материала

Освоение целины

Рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся по учебнику, беседа по вопросам.


  1. Освоение целинных земель в Казахстане.

Московское ру­ководство считало, что Казахстан располагает огромными воз­можностями для резкого увеличения производства зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Поэтому в высших кругах власти и возникла идея вовлечения в хозяйственный оборот огромных мас­сивов целинных и залежных земель для расширения посевов зер­новых культур. Для успешной реализации задач Н. Хрущев решил «укрепить» руководство республикой. Для этого Первым секрета­рем ЦК Компартии Казахстана в феврале 1954 года был избран П. К. Пономаренко, который в Казахстане был малоизвестен. Вопрос о смещении Ж. Шаяхметова был решен в Кремле узким кругом лиц. Формальным поводом для снятия Ж. Шаяхметова стали какие-то незначительные недостатки, а на самом деле Н.С. Хрущев в этот период активно расставлял свои кадры, тем более что Ж. Шаяхметов не поддержал скоропалительную идею освоения целинных земель.

В русле выработанного союзными ведомствами постановления «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель» (1954) было решено резко расширить посевы зерновых культур в северных районах Казахстана, Сибири, на Урале и Северном Кавказе. За счет освоения новых земель в 1954- 1955 годах планировалось распахать 13 млн га земли и получить с них в 1955 году 1100-1200 млн пудов зерна.

Уже к началу августа 1954 года установленное задание по подъ­ему целины в СССР было выполнено: распахано 13,4 млн га новых земель, или 103,2 процента к плану, в том числе в Казахстане - более 6,5 млн га целинных земель. В августе было принято еще одно поста­новление - «О дальнейшем освоении целинных земель для увели­чения производства зерна». В нем уже ставилась задача довести в 1956 году площади под посевами зерновых культур на целинных зем­лях до 28-30 млн га. Научные рекомендации ученых, что подобное освоение новых земель может оказаться совершенно неоправданным, в расчет не брались. Наоборот, все делалось в спешке. В 1955 году на целине было распахано 9,4 млн гектаров при плане 7,5 млн.

Перед трудящимися республики была поставлена грандиозная за­дача - расширение посевов зерновых культур за счет освоения 6,3 млн га целинных и залежных земель. На общих собраниях под нажимом вышестоящих партийных комитетов брались повышенные обязатель­ства, которые далеко не всегда выполнялись и претворялись в жизнь. В итоге за один только 1954 год было дополнительно вспахано 636 тыс. га целинных и залежных земель. Всего за тот год колхозами и машинно-тракторными станциями республики было освоено 4847 тыс. га, а совхозами - 3684 тыс. га новых земель. Таким образом, государст­венный план подъема целинных и залежных земель, рассчитанный на 2 года, был выполнен за один год со значительным превышением. В республике массово строились дороги, возводились новые поселки.


  1. Социальная политика на целине.

На освоение целины выехали десятки тысяч специалистов, организаторов сельскохозяйственного производства. Еще в первой половине 1954 года только в Акмолинскую область поднимать целину прибыло свыше 20 тысяч человек. Более того, организации промышленных предприятий направили на работу в сельское хозяйство, для освоения целинных и залежных зе­мель 1386 специалистов и механизаторов. Так, например, из обкома профсоюза сельского хозяйства и заготовок Акмолинской области выехало 300 человек, с завода «Казахсельмаш» - 121 человек, среди них 5 дипломированных инженеров.

В 1954-1955 годы в совхозы было направлено 4,5 тыс. специалис­тов, а в 1959 году в них трудились около 15 тыс. специалистов с выс­шим и средним образованием. Всего же за 1953-1958 годы в сельское хозяйство было направлено 266,6 тыс. механизаторских кадров. Одним из самых знаменитых первоцелинников был Михаил Довжик. Он приехал в Казахстан в марте 1954 года в самых первых эшелонах добровольцев-первоцелинников. Тогда была очень популярной песня: «Едем мы, друзья, в дальние края...». Создав сплоченную бригаду, М. Довжик стал одним из новаторов продуктивного использования но­вой техники в Акмолинской области. За выдающиеся заслуги М. Дов­жик стал Героем Социалистического Труда, избирался народным депу­татом в высший законодательный орган - Верховный Совет Казахстана.

Огромный вклад в освоение целины внесли К. Донентаева, А. Жангуразов, Н. Геллерт, JI. Картаузов и др.

Освоение целины поддерживалось значительными льготами для трудящихся, прибывающих целинников, а также появилась возможность выплачивать значительные премии работникам совхозов, выполнявшим производственные планы, надбавку за выслугу лет. Целинники обеспечивались бесплатным проездом с имуществом из мест выезда к месту вселения, единовременным денежным пособием на главу семьи в размере 500-1000 рублей и по 150-200 рублей на каждого члена семьи, получали кредит на постройку дома в размере 10 тыс. рублей на 10 лет (из них 35 процентов суммы го­сударство брало на себя), 1500-2000 рублей кредита на приобретение скота, продовольственную ссуду в размере 1,5 ц зерна или муки, освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет. За 1954-1959 годы в осво­ение целинных земель Казахстана было вложено около 20 млрд рублей.

Огромные масштабы производства привели к большому притоку рабочей силы, транспортных средств, обору­дования на территорию Казахстана. Все это следовало увязать друг с дру­гом, обустроить, обеспечить питанием и жильем людей, наладить систему Уборка урожая. культурно-массовых учреждений.


  1. Просчеты и перегибы освоения целины.

Во многих трудах и публикациях советского периода об освоении целинных земель не отражалось множество просчетов, перекосов и перегибов. Целина как массовое и не очень подготовленное мероприятие привлекала не только специалистов и подлинных энтузиастов, но и большое количество случайных людей, приехавших в эти края за «длинным рублем». Например, из 650 тысяч человек, приехавших в Северный Казахстан за первые два года, по мнению исследователей, людей, действительно нужных целине, было всего 130 тысяч. В ряде мест­ностей целинных областей вследствие этого частыми были нарушения правопорядка, разбазаривание государственных средств, хищения.

В период массового освоения целинных и залежных земель много говорилось о необходимости перевода на интенсивный путь раз­вития, немало делалось по укреплению материально-технической базы колхозов и совхозов на целине, и все же в условиях экстен­сивного земледелия эти цели зачастую сужались или в ряде случаев не выполнялись из-за изношенной, устаревшей техники, подгонки трудовых показателей и др. В погоне за показателями распахивались большие территории. Нарушение экологического баланса приводило к тяжелым последствиям: развивалась эрозия почв, выветривался плодородный слой почвы. Вообще же рациональная система земле­делия для целины была создана лишь спустя два десятилетия после ее массового освоения. К тому же распашка миллионов гектаров земли под посевы привела к серьезному сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Тысячи гектаров земли изымались для застрой­ки населенных пунктов, а для их инфраструктурного обустройства также были отведены значительные площади плодородных земель. В результате был нанесен непоправимый ущерб традиционной отрасли сельского хозяйства - животноводству. Падение уровня развития жи­вотноводства, в свою очередь, привело к уменьшению производства в республике мясных и молочных продуктов. Высока была текучесть кадров, особенно среди вновь прибывших. Подобное положение было характерно практически для всех областей, где осваивалась целина.

Кроме того, кампания по освоению целинных земель способ­ствовала притоку населения из других республик, что привело к снижению роли национальных обычаев и традиций, к резкому сокращению количества школ, в которых велось обучение на казах­ском языке, уменьшилось издание национальной литературы и периодической печати. В северных областях обострились языковые и демографические проблемы.


4.Закрепление

Вопросы для беседы:

  1. С какого года началось освоение целинных земель?

  2. Раскройте причину смещения Ж. Шаяхметова с поста Первого сек­ретаря ЦК Компартии Казахстана.

  3. Какими льготами привлекала целина трудящихся со всего бывшего Советского Союза?

  4. Каковы последствия освоения целины?


Тестовые задания

  1. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане началось в:

а) 1954 году

б) 1949 году

в) 1951 году

г) 1948 году

д) 1955 году

  1. Распашка больших массивов пастбищных угодий в годы освоения целины привела к:

а) интенсификации сельского хозяйства

б) отставанию животноводства

в) увеличению поголовья крупного рогатого скота

г) увеличению кормовой базы

д) подъему животноводства


Словарная работа

Дайте определение понятиям:


Эрозия - процесс полного или частичного разрушения, пов­реждения поверхности чего-нибудь. Эрозия почвы - смыв или раз­мыв наиболее плодородного слоя почвы талыми или ливневыми водами, выдувание его ветрами. Эрозия почвы в Казахстане в ре­зультате непродуманной вспашки целинных земель, несоблюдения агротехнических способов земледелия привела к катастрофическим экологическим последствиям: многие земельные массивы на долгие годы стали бесплодными.


5.Домашнее задание

§36, страницы 211 – 215 - прочитать, пересказать, устно ответить на вопросы к параграфу.


Творческие задания

Напишите реферат на одну из предложенных тем, используя лите­ратуру в Приложении по разделу в конце учебника:

  • Освоение целинных и залежных земель в Казахстане.

  • Жизнь и деятельность Ж. Шаяхметова.



ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТЫ

Выберите один из предложенных для чтения текстов и сделайте устное сообщение.

ШАЯХМЕТОВ Жумабай (1902-1966) - государст­венный деятель. Трудовую деятельность начал в 1917 г., учитель аульной школы (1919-21), секретарь Текин­ского волревкома (1921-23), агент 1-го разряда Черлакского уездного угрозыска (1923-25), старший делопроизводитель, инспектор Акмолинского губадмотдела (1925), в 1925-28 гг. - на административной работе. В 1928-38 гг. помощник уполномоченного, уполномоченный, начальник отделения, зам. на­чальника Северо-Казахстанского обл. управления ОГПУ-НКВД, замначальника Алма-Атинского обл. управления НКВД. Третий секретарь ЦК Ком­партии Казахстана (1938-39), второй секретарь ЦК Компартии Казахстана (1939-46), Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана (1946-54), первый секретарь Южно-Казахстанского обкома партии (1954-55). С 1955 года находился на пенсии. Будучи одним из активных деятелей Коммунис­тической партии, пытался смягчить последствия перегибов сталинского руководства.

ХРУЩЁВ Никита Сергеевич (1894-1971) - госу­дарственный деятель. Из крестьян. Начинал свою трудовую деятельность слесарем на заводах и шахтах Донбасса. С 1931 года на партийной работе в Москве, являлся Первым секретарем ЦК КП(б) Украины.

Играл одну из главных ролей в организации мас­совых репрессий в Москве и на Украине. С 1953 года на посту Первого секретаря ЦК КПСС, одновременно в 1958-1964 годы председатель Совета Министров СССР.

Один из инициаторов «оттепели» во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий; предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного и государственного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым.

На XX (1956) и XXII (1961) съездах партии выступил с резкой крити­кой так называемого культа личности и деятельности И.В. Сталина. Однако сохранение в стране тоталитарного режима - подавление инакомыслия, расстрел рабочих демонстраций (Новочеркасск, 1962 г. и другие), произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела суверенных государств (вооруженные интервенции в Венгрии, 1956 г. и др.), обострение военного противостояния с Западом (Берлинский, 1961 г. и Карибский, 1962 г., кризисы и др.), а также политическое прожектерство (призывы «Догнать и перегнать Америку!», обещания построить коммунизм к 1980 году) делали его политику непоследовательной.

Недовольство государственного и партийного аппарата привело к сме­щению Хрущева со всех занимаемых постов в 1964 г.


6.Подведение итогов урока. Выставление оценок


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!