Выступление на педагогических чтениях.
«Развитие современного образования:
новые реалии и перспективы»
20.03.2023год.
Миронова Н.В.
Добрый день, уважаемые члены жюри слушатели конференции.
(слайд презентации №1 – название темы)
Я и Людмила Владимировна представляем вашему вниманию опыт по теме
«От наставничества к сотрудничеству» учителей химии и биологии в рамках программы интеграционного обучения.
Так как стаж работы у нас большой, то мы выбрали для себя партнерскую форму.
(слайд №2 – форма)
Партнерское наставничество - это форма наставничества при котором оба участника программы наставничества находятся в одинаковом положении.
Реймер Л.В.
Немного остановимся на том, как образовалась наша партнерская пара. В этом учебном году мне предстояло вести предмет химии на углубленном уровне в 10 классе во второй школе, а Наталья Владимировна уже на протяжении нескольких лет работает там учителем биологии.
(слайд №3 – анализ группы)
В начале сентября для выработки стратегии взаимодействия мы провели первую ознакомительную встречу, на которой выяснили состав профильной группы обучающихся 10-х классов, их уровень и образовательный запрос. Выяснили, что начальный уровень обучающихся средний. 30% ребят не сдавали выпускных экзаменов по химии и биологии, т.е. не имеют устойчивой мотивации к обучению на данном профиле. 60% обучающихся имеют оценку хорошо по биологии, по химии 10% оценку - 5, 50% оценку - 4. Образовательный запрос обучающихся это- 70%- медицинские ВУЗы. (Медицинские специальности.)
По итогу встречи мы пришли к выводу, что нужно усилить работу по мотивации в преподавании наших предметов а также нужно применять практико ориентированные задания с медицинским содержанием.
(слайд №4 – слова Ушинского)
Итак, проблемное поле сформулировано: повышение качества знаний обучающихся через повышение мотивации к преподаваемому блоку предметов.
Мотивация!!! Над этим мы и будем работать решили мы!
Миронова Н.В.
В деле мотивации все средства хороши. Мы решили провести свод анализ своих ресурсов, которые мы можем использовать своей работе Вот что получилось:
Мы владеем различными технологиями обучения: модульная, технология развивающего обучения, проблемного обучения, здоровье сберегающие и проектная.
(слайд №5 – анализ учебников)
Для формирования единой естественно научной картины, мы проанализировали учебно-методические комплексы по нашим предметам. И здесь получилась следующая ситуация. Учебник по химии вполне соответствует заявленным требованиям, он имеет достаточный уровень химического содержания, а вот учебник по биологии имеет большой объём материала по биохимии (примерно 32 учебных часа) и также ряд лабораторных работ по биохимии. (5). С одной стороны это хорошо, но разрозненность в подаче материала есть, например блок биохимии в биологии изучается в начале года, а химии в конце. Это вызывает затруднения при понимании школьниками биологических понятий (они не подкреплены химической основой).
Именно после этих выводов мы признали, что наше наставничество будет проходить в режиме сотрудничества.
Сотрудничество с глобальной целью «Повышение мотивации обучающихся, для повышения качества знаний по биологии и химии и формирование полноценного про ориентационного результата».
Реймер Л.В.
(слайд № - 6 – курс биохимии)
В совместной деятельности была разработана программа элективного курса по биохимии, направленная на глубокое понимание вопросов биохимии и восполнение пробелов в знаниях обучающихся. А также на выполнение больших по объему и времени практических работ биохимического содержания.
Курс рассчитан на 17 учебных часов. Так как курс элективный, т. е. без отметочный, кроме того непринужденная обстановка курса способствовала формированию ситуации успеха, а следовательно повышению мотивации.
На повышение мотивации ориентированы и лабораторные работы в курсе биологии, а здесь Наталья Владимировна отметила сложности при его проведении. У Натальи Владимировны отсутствует образование учителя химии. Это послужило новой гранью нашего сотрудничества. Наталья Владимировна посетила серию уроков данного класса, в дни проведения химического эксперимента и мы проводили эксперимент совместно. Это получилось своеобразное обучение на практике. Далее она уже самостоятельно проводила подобный эксперименты на уроках биологии, воспитательный и мотивационный характер которых был отмечен обучающимися.
Миронова Н.В
(слайды №7,8,9 – РМО)
Опыт использования химического эксперимента в деятельности учителя биологии был продемонстрирован нашим коллегам в ходе мастер - класса на заседании РМО учителей естественного цикла 10 марта 2023, где получил положительные отзывы и отмечен как эффективный способ повышения мотивации при обучении данным предметам.
Реймер Л.В.
В одну из наших регулярных встреч мы поняли причину низкой мотивации обучающихся, она заключается в не до конца осознанном выборе профиля.
(слайд №10 – профориентация)
Поэтому решили совместно с обучающимися профильной группы провести профориентационные беседы с девятиклассниками, на которых они поделились своим опытом обучения в 10 классе (он чаще положительный).
А отточить свои навыки химического эксперимента они смогли на открытом внеурочном занятии, посвященном правильному питанию (кстати, в этом случае мы организовали им ситуационное наставничество).
(Слайд №12, - организация исследовательской деятельности)
Одной их точек нашего наставничества- сотрудничества стала организация исследовательской деятельности обучающихся как средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить. Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Это ли не мотивация?
Миронова Н.В.
(Слайд №13 – лаборатории)
Я занимаюсь с ребятами исследовательской деятельностью по биологии, а Людмила Владимировна по химии, физической химии, медицине. В этом году нам предстояло освоить направление физиологии при руководстве над работой «Оценка уровня соматического здоровья школьников».
В этом учебном году на базе школы работает Центр «Точка Роста» соответственно мы получили цифровые лаборатории «Релион».
(слайд №14 – работа с лабораторией)
Для написания работы мы использовали цифровую лабораторию по физиологии я отвечала за практическую часть работы, поэтому необходимо было разобраться и научиться применять данное оборудование для исследовательских работ, а Л.В. отвечала за описательную часть. В той деятельности у нас получилось трехстороннее сотрудничество. Учитель-учитель-ученик.
(слайд №15 – результат выступления)
Результатами удовлетворены все участники. Елизавета уверенно выступила на конференции Юность Устьи (победитель), прошла заочный этап областной конференции Юность Поморья. Также работа будет представлена на конференции Малые Ломоносовские чтения, организуемые СГМУ 1 апреля (г.Архангельск).
Реймер Л.В.
Хочется отметить довольно гибкие условия нашего взаимодействия, а также то что обучающиеся класса стали более открыто предлагать нам новые варианты взаимодействий, например, они предлагают нам проведение профориентационных экскурсий. И буквально после каникул мы запланировали поездку в Архангельск в СГМУ с целью знакомства с институтом как наиболее вероятным местом продолжения последующего обучения.
Оценить успешность реализованного опыта наставничества планируется в мае, используя методику изучения мотивации учения старшеклассников, по завершении учебного года, но уже сейчас можно отметить уровень интереса к нашим предметам повысился, процент качества выполнения домашних заданий также повысился.
На этом опыт партнерского взаимодействия конечно же не завершен, мы готовим материал на конкурс Лучшее внеклассное мероприятие. Для себя (Л.В.) могу отметить что опыт наставничества-сотрудничества нашей пары принес мне повышение предметных, биологических знаний для преподавания предметов химия и биохимия, развитие исследовательских компетенций и технологии сотворчества-сотрудничества.
Куда поставить последние слайды?