От оценки знаний к мониторингу результативности процесса обучения.
Заместитель директора
по УВР ГБОУ школы № 635
Приморского района
Санкт-Петербурга
Полозов Андрей Милеевич
Ориентация на результаты образования — важнейший компонент ФГОС
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ:
- предметные результаты;
- метапредметные результаты;
- личностные результаты .
Предметные результаты обучения
Предметные результаты отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования».
В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету.
Личностные результаты
Структурированы в три блока:
самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося;
смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла обучения;
морально этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения .
Один из способов оценивания личностных результатов - рефлексивный портфолио .
Метапредметные результаты обучения
Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
В соответствии с ФГОС, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
Далее 11 пунктов
Метапредметные результаты обучения
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Метапредметные результаты обучения
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Метапредметные результаты обучения
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Метапредметные результаты обучения
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Метапредметные результаты обучения
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Триединая задача.
ФГОС указывает на то, что вышеуказанные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования .
Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как универсальные учебные действия или «умение учиться» которое надо формировать у учащихся на всех ступенях обучения.
УУД !
ЧТО ДЕЛАТЬ ?
Очевидно , что нужно развивать и совершенствовать существующую оценку учебной деятельности.
Система независимой оценки качества образования или Мониторинг результативности процесса обучения. (Под научным руководством Головного центра мониторинга и сертификации Университета ИТМО.)
Данный мониторинг с использованием автоматизированной системы измерения знаний, умений, навыков «АСИЗУН» через сеть «Интернет» в режиме реального времени. построен в строгом соответствии с требованиями ФГОС, охватывает весь спектр требований к ученику и позволяет, вне зависимости от вида образовательной программы, получить объективную оценку уровня сформированности универсальных учебных действий.
Схема мониторинга результативности процесса обучения.
1 Составление кодификатора предметной области
2 Разработка шкал оценки.
3 Разработка тестовых заданий.
4 Апробация тестов и их корректировка.
5 Тестирование учащихся с использованием автоматизированной системы измерения знаний, умений, навыков «АСИЗУН» через сеть «Интернет» в режиме реального времени с получением результата.
«+++» Мониторинга результативности процесса обучения.
1 Благодаря автоматизации процесса существует возможность пополнять банк заданий, что позволяет нам избежать повторения вопросов и эффекта привыкания к тесту.
2 Исключается и вероятность списывания, так как тесты, сгенерированные произвольным образом, используют разную последовательность заданий и вариантов ответов, и в то же время полностью соответствуют содержательным элементам кодификатора.
3 Позволяет получить полностью объективный результат оценки знаний обучающегося, не зависящий от субъективного мнения и отношения учителя.
«+++» Мониторинга результативности процесса обучения.
4 позволяет выявить области незнания учащихся, что даёт возможность педагогам своевременно произвести корректировку учебных программ.
5 Проведение тестирования с использованием автоматизированной системы позволяет снизить временные и материальные затраты (расходы на печать бланковых тестов и их проверку).
6 Представляемая система автоматизированной оценки результативности процесса обучения заключается в обеспечении процесса независимого общественно-государственного измерения качества образования.
Образовательные эффекты мониторинга результативности процесса обучения.
1 Использование универсальной методики измерения грамотности, построенной на строгих принципах метрологии , позволяющей производить измерения с необходимой степенью точности;
2 Позволяет проверить усвоение знаний в области, которая не нашла отражение в учебном плане в качестве отдельного предмета;
3 Создана интегрированная, не зависящая от УМК, система контроля качества знаний, соответствующая ФГОС;
Образовательные эффекты мониторинга результативности процесса обучения.
4 Создание единой базы автоматизированной оценки результативности процесса обучения учащихся - возможность составления сравнительного анализа на школьном, районном, городском уровне для определения областей незнания и дальнейшей корректировки рабочих программ.
5 Получение материал для портфеля достижений ученика (портфолио ученика), который является оптимальным средством учёта его личных достижений.
Социально – педагогические эффекты мониторинга результативности процесса обучения.
1 Снижение уровня тревожности учеников и родителей
2 Возможность организации объективной проверки знаний учащихся, находящиеся на домашнем обучении, в том числе детей – инвалидов, не имеющих возможности посещать учебное учреждение, при условии разрешения медицинского учреждения на работу с компьютером (в случае отсутствия разрешения, возможна организация проверки на бумажном носителе);
Коммуникативные эффекты мониторинга результативности процесса обучения.
1 Снятие коммуникативных барьеров при общении ученика с учителем при традиционной форме контроля;
2 Снижение конфликтности между всеми участниками образовательного процесса, за счет исключения субъективности мнения учителя;
Изменение подхода к оценке знаний, - необходимость.
ВНЕДРИЛ МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ?
Спасибо за внимание.