СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"От призвания к профессии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается  вопрос как призвание и свойства ребенка определяют выбор будущей профессии и как помогает в этом дополнительное образование.

Просмотр содержимого документа
«"От призвания к профессии"»

«От призвания к профессии»

Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать — учил Конфуций.

Только работа в соответствии со своими способностями приносит человеку удовлетворение от вложенного труда,  а обществу – профессионала высокого класса.  

В настоящее время значение профориентации неуклонно возрастает.

Школа дает общее образование, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании.

В объединениях технической направленности имеются широкие возможности подготовки обучающихся к осознанному выбору рода деятельности. Именно в данной направленности ребенок получает первичные инженерные навыки, пробует себя в роли конструктора, исследователя, учится создавать технический продукт и представлять его пользователям.

Участие в разного рода массовых мероприятиях, позволяет сформировать положительную эмоциональную установку воспитанников на выбор возможной профессии.

А мы на сегодняшний день хотим сказать, что надо обратить внимание на формирование наклонностей. Необходимо делать упор на  взаимодействие, например, “я и техника”. Но не на “я и профессия”(допустим “я и водитель”). Мы должны давать достаточно широкий аспект “я и природа”. Там можно быть и экологом и биологом…

И этот момент очень важен для понимания построения этих программ, развивающих профориентацию. Если же мы делаем ориентацию на профессию, там возникает два аспекта:

 — популярная профессия на сегодняшний день и 

— оплачиваемая профессия.

Бывает, что это совпадает, а бывает, что нет.

На начальном этапе мы, всё-таки, определяем призвание, а это совокупность тех свойств и качеств от природы, которые есть у ребенка. Плюс интерес его и уникальные способности, которые ему даны, которые потом переходят в профессию, как продолжение тех задатков, которые сформированы до 12 лет. И мы должны увидеть и помочь ребёнку развить его природную способность,  ту, которая приносит ему удовольствие.


И нам дается такая возможность в дополнительном образовании развивать эту уникальную способность, которая есть от природы, и склонность ребенка, где он чувствует себя наиболее комфортно.

Но для успешного выявления этой способности ребёнок должен находиться в группе сверстников, в которой будет пробовать себя в той или иной роли. Именно в этом возрасте ребёнок-подросток гораздо больше уделяет внимания своим сверстникам, группе, компании, чем родителям.

С этой группы он и берёт пример, она становится для него главным авторитетным экспертом.

Очень часто мы с вами как родители  сталкиваемся  с тем,  что группа может и подавить ребёнка, его наилучшие качества, и увести его в другое направление. Чтобы этого не произошло, важно сформировать ему  до возраста 13 лет  правильное, хорошее окружение, чтобы он получил и развил свою способность эмоционально  позитивно встраиваться  эту группу, вносить в неё свои положительные изменения, расти.

В 13 лет ребенок уже хочет понять, кто я  и какие мои ценности.

И если  к 18 годам он не получил от сверстников признания (группа его поехала на слет, олимпиаду, фестиваль и получила какие-то призы, признание там; но если в его круге общения такое не является значимым, то  это  может ввести его в состояние нерешительности, непризнания его ценности, индивидуальности, особенности, и тогда он уходит от этого призвания, потому что, в его круге это не даёт признания.

Поэтому группа должна стать, как способ взаимодействия с миром, как лаборатория  взаимодействия между собой.

Нам все время надо рассказывать детям, что ребенок свою уникальность должен использовать на благо общества, тогда и сам он будет чувствовать себя счастливым.


Очень часто педагоги и родители как раз формируют призвание в подростковом возрасте, но с чем мы столкнулись. Мы столкнулись с тем, что подойдя к 18-ти, 17-ти годам ребенок пересматривает все, что сделано до сих пор, и резко меняет свои планы на будущее, связано это чаще всего с финансовой составляющей. когда ребята на высоком, профессиональном практически, уровне выступали на международных соревнованиях спортивных, танцевальных. Приносили призы и с удовольствием это делали, не потому, что так обязывали их родители. А к 18-ти годам, к 19-ти появляется вопрос: а как я буду жить? Как я буду строить свою семью? Как я буду содержать семью? И вот появляется конфликт. И получается призвание, которое уже сформировано и не реализуется дальше. И надо детям объяснять, что психологи международного уровня говорят, что за свою жизнь можно несколько раз сменить профессию. Что это не страшно. Чтобы у ребенка не было кризиса психологического.

И хотелось бы, под итожить:

До 12 лет мы можем активно влиять на выявление способностей ребенка и формирование призвания. А после 12 – 13 лет это делает  только окружение.

Так сложилось физиологически и природно.

А окружение наше сегодня таково, что оно диктует смену ориентиров на высокооплачиваемую, престижную работу.

- чтобы  окружение,  которое вступает во влияние после 13 лет  на наших детей, сменило ориентиры.  Чтобы не только нажива была ориентиром, но и другие категории.

И какие советы можно дать о том, как нам помочь детям определиться с выбором в жизни, чтобы они стали счастливыми:

1.Можно рассказывать детям о профессиях, о плюсах и минусах, о нюансах, а также об альтернативных видах деятельности.

2.Наблюдать наклонности ребенка, а для этого нужно жить его жизнью, любить его, понимать, что будущее ребенка — это его жизнь, а не то, что мама не реализовала в себе в свое время.

3.Помочь — часто значит “не мешать”. Важно себя отменить и прислушаться к ребенку.

4.Когда ребенок сделал выбор, который не нравится родителям, они не должны сразу ставить на этом выборе крест.

5.Быть внимательным к ребенку и развивать его способности.

6.Стараться всесторонне развивать ребенка (дополнительный английский и т. п.).

7.Родители могут помочь ребенку собственным примером.

8.Не ограничивать детей в интересах, помогать и поддерживать ребенка в его желании все узнать и попробовать.





















Затем все вспомнили правила обсуждения: мы не спорим, не критикуем, а только добавляем; решение зависит не от знаний или умения говорить, а от объединения.

Первый вопрос звучал так: «Кто повлиял на выбор Вашей профессии?»

Ответы были такие: мой учитель, родители, поступила в институт за компанию, мое окружение.

Второй вопрос: “Когда профессия может сделать человека счастливым?”

-Когда  коллектив и окружение принимают тебя на работе;

-когда работа оправдывает ожидания, приносит удовольствие, пользу;

-когда получаешь адекватную зарплату;

-когда окружение показывает тебе важность твоего труда;

-положительные отзывы клиентов;

-коллеги и семья одобряют твой выбор;

-когда кроме зарплаты есть другие поощрения (грамоты и др.);

-когда есть отдача от твоего труда (врач вылечил больного, учитель выучил ребенка и т.д. );

Третий вопрос: “Как мы, взрослые, можем помочь детям найти себя в обществе и стать счастливыми?”

— Можно рассказать детям о профессиях (плюсы и минусы, нюансы), об альтернативных видах деятельности;

-водить детей на экскурсии, чтобы они видели работу изнутри;

-наблюдать наклонности ребенка. Для этого нужно жить его жизнью, любить его, не обязывать, понимать, что будущее ребенка — это его жизнь, а не то, что маме не удалось реализовать в свое время в себе;

-помочь — иногда значит “не мешать”. Важно отменить себя и прислушаться к ребенку;

-собственным примером родителей;

-не ограничивать детей в их интересах, помогать и поддерживать ребенка в его желании что-то узнать и попробовать;

-когда ребенок делает выбор, который не нравится родителю, не надо ставить сразу на этом крест;

-быть внимательным к ребенку и развивать его способности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!