«От призвания к профессии»
Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать — учил Конфуций.
Только работа в соответствии со своими способностями приносит человеку удовлетворение от вложенного труда, а обществу – профессионала высокого класса.
В настоящее время значение профориентации неуклонно возрастает.
Школа дает общее образование, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании.
В объединениях технической направленности имеются широкие возможности подготовки обучающихся к осознанному выбору рода деятельности. Именно в данной направленности ребенок получает первичные инженерные навыки, пробует себя в роли конструктора, исследователя, учится создавать технический продукт и представлять его пользователям.
Участие в разного рода массовых мероприятиях, позволяет сформировать положительную эмоциональную установку воспитанников на выбор возможной профессии.
А мы на сегодняшний день хотим сказать, что надо обратить внимание на формирование наклонностей. Необходимо делать упор на взаимодействие, например, “я и техника”. Но не на “я и профессия”(допустим “я и водитель”). Мы должны давать достаточно широкий аспект “я и природа”. Там можно быть и экологом и биологом…
И этот момент очень важен для понимания построения этих программ, развивающих профориентацию. Если же мы делаем ориентацию на профессию, там возникает два аспекта:
— популярная профессия на сегодняшний день и
— оплачиваемая профессия.
Бывает, что это совпадает, а бывает, что нет.
На начальном этапе мы, всё-таки, определяем призвание, а это совокупность тех свойств и качеств от природы, которые есть у ребенка. Плюс интерес его и уникальные способности, которые ему даны, которые потом переходят в профессию, как продолжение тех задатков, которые сформированы до 12 лет. И мы должны увидеть и помочь ребёнку развить его природную способность, ту, которая приносит ему удовольствие.
И нам дается такая возможность в дополнительном образовании развивать эту уникальную способность, которая есть от природы, и склонность ребенка, где он чувствует себя наиболее комфортно.
Но для успешного выявления этой способности ребёнок должен находиться в группе сверстников, в которой будет пробовать себя в той или иной роли. Именно в этом возрасте ребёнок-подросток гораздо больше уделяет внимания своим сверстникам, группе, компании, чем родителям.
С этой группы он и берёт пример, она становится для него главным авторитетным экспертом.
Очень часто мы с вами как родители сталкиваемся с тем, что группа может и подавить ребёнка, его наилучшие качества, и увести его в другое направление. Чтобы этого не произошло, важно сформировать ему до возраста 13 лет правильное, хорошее окружение, чтобы он получил и развил свою способность эмоционально позитивно встраиваться эту группу, вносить в неё свои положительные изменения, расти.
В 13 лет ребенок уже хочет понять, кто я и какие мои ценности.
И если к 18 годам он не получил от сверстников признания (группа его поехала на слет, олимпиаду, фестиваль и получила какие-то призы, признание там; но если в его круге общения такое не является значимым, то это может ввести его в состояние нерешительности, непризнания его ценности, индивидуальности, особенности, и тогда он уходит от этого призвания, потому что, в его круге это не даёт признания.
Поэтому группа должна стать, как способ взаимодействия с миром, как лаборатория взаимодействия между собой.
Нам все время надо рассказывать детям, что ребенок свою уникальность должен использовать на благо общества, тогда и сам он будет чувствовать себя счастливым.
Очень часто педагоги и родители как раз формируют призвание в подростковом возрасте, но с чем мы столкнулись. Мы столкнулись с тем, что подойдя к 18-ти, 17-ти годам ребенок пересматривает все, что сделано до сих пор, и резко меняет свои планы на будущее, связано это чаще всего с финансовой составляющей. когда ребята на высоком, профессиональном практически, уровне выступали на международных соревнованиях спортивных, танцевальных. Приносили призы и с удовольствием это делали, не потому, что так обязывали их родители. А к 18-ти годам, к 19-ти появляется вопрос: а как я буду жить? Как я буду строить свою семью? Как я буду содержать семью? И вот появляется конфликт. И получается призвание, которое уже сформировано и не реализуется дальше. И надо детям объяснять, что психологи международного уровня говорят, что за свою жизнь можно несколько раз сменить профессию. Что это не страшно. Чтобы у ребенка не было кризиса психологического.
И хотелось бы, под итожить:
До 12 лет мы можем активно влиять на выявление способностей ребенка и формирование призвания. А после 12 – 13 лет это делает только окружение.
Так сложилось физиологически и природно.
А окружение наше сегодня таково, что оно диктует смену ориентиров на высокооплачиваемую, престижную работу.
- чтобы окружение, которое вступает во влияние после 13 лет на наших детей, сменило ориентиры. Чтобы не только нажива была ориентиром, но и другие категории.
И какие советы можно дать о том, как нам помочь детям определиться с выбором в жизни, чтобы они стали счастливыми:
1.Можно рассказывать детям о профессиях, о плюсах и минусах, о нюансах, а также об альтернативных видах деятельности.
2.Наблюдать наклонности ребенка, а для этого нужно жить его жизнью, любить его, понимать, что будущее ребенка — это его жизнь, а не то, что мама не реализовала в себе в свое время.
3.Помочь — часто значит “не мешать”. Важно себя отменить и прислушаться к ребенку.
4.Когда ребенок сделал выбор, который не нравится родителям, они не должны сразу ставить на этом выборе крест.
5.Быть внимательным к ребенку и развивать его способности.
6.Стараться всесторонне развивать ребенка (дополнительный английский и т. п.).
7.Родители могут помочь ребенку собственным примером.
8.Не ограничивать детей в интересах, помогать и поддерживать ребенка в его желании все узнать и попробовать.
Затем все вспомнили правила обсуждения: мы не спорим, не критикуем, а только добавляем; решение зависит не от знаний или умения говорить, а от объединения.
Первый вопрос звучал так: «Кто повлиял на выбор Вашей профессии?»
Ответы были такие: мой учитель, родители, поступила в институт за компанию, мое окружение.
Второй вопрос: “Когда профессия может сделать человека счастливым?”
-Когда коллектив и окружение принимают тебя на работе;
-когда работа оправдывает ожидания, приносит удовольствие, пользу;
-когда получаешь адекватную зарплату;
-когда окружение показывает тебе важность твоего труда;
-положительные отзывы клиентов;
-коллеги и семья одобряют твой выбор;
-когда кроме зарплаты есть другие поощрения (грамоты и др.);
-когда есть отдача от твоего труда (врач вылечил больного, учитель выучил ребенка и т.д. );
Третий вопрос: “Как мы, взрослые, можем помочь детям найти себя в обществе и стать счастливыми?”
— Можно рассказать детям о профессиях (плюсы и минусы, нюансы), об альтернативных видах деятельности;
-водить детей на экскурсии, чтобы они видели работу изнутри;
-наблюдать наклонности ребенка. Для этого нужно жить его жизнью, любить его, не обязывать, понимать, что будущее ребенка — это его жизнь, а не то, что маме не удалось реализовать в свое время в себе;
-помочь — иногда значит “не мешать”. Важно отменить себя и прислушаться к ребенку;
-собственным примером родителей;
-не ограничивать детей в их интересах, помогать и поддерживать ребенка в его желании что-то узнать и попробовать;
-когда ребенок делает выбор, который не нравится родителю, не надо ставить сразу на этом крест;
-быть внимательным к ребенку и развивать его способности.