Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 10»
РАССМОТРЕНО Школьным методическим объединением Руководитель _______/_____________ Протокол от_______2023 №_____ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ______/ Озерова Н.П. ______________2023 | УТВЕРЖДАЮ Директор ________/ О.В. Попова Приказ от______2023 №_____ | ПРИНЯТО Педагогическим советом школы Протокол от_________2023 №_____ |
«От сердца к сердцу»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
Возраст учащихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
2023/2024 учебный год
Разработчик:
Озерова Наталья Петровна,
Заместитель директора по ВР
Бахолдина Анастасия Владимировна,
Учитель начальных классов
Содержание
1. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ……. | 4 |
1.1. | Пояснительная записка……………………………………………........... | 4 |
1.2. | Цели и задачи программы……………………………………….............. | 8 |
1.3. | Содержание программы............................................................................. | 9 |
1.3.1. | Учебно-тематический план занятий…..................................................... | 9 |
1.3.2. | Содержание учебного плана…………………………………………….. | 10 |
1.4. | Планируемые результаты……………………………………………....... | 13 |
2. | КОМЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | 14 |
2.1. | Календарный учебный график………………………………………....... | 14 |
2.2. | Условия реализации программы……………………………………........ | 15 |
2.3. | Формы аттестации и оценочные материалы.........……………………... | 15 |
2.4. | Методические материалы………………………………...…….……....... | 16 |
| Список литературы…………………………………………………......... | 17 |
| Приложения ……………………………………………………………… | 20 |
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждѐнный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;
5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
6. Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. №3);
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
9. Устав и локальные нормативные акты МБОУ ООШ №10 г. Таштагола.
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Основой для современной организации воспитательной работы с учащимися является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию).
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Поэтому внеурочная деятельность школьников направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От сердца к сердцу» имеет социально-гуманитарную направленность.
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Актуальность программы.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. Принимая активное участие в реализации социально-значимых видов деятельности, подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Программа «От сердца к сердцу» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
В ходе реализации программы постепенно углубляются межпредметные связи содержания курса – это физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности, а также формируются умения и навыки пропагандисткой работы и защиты социального проекта.
Педагогическая целесообразность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От сердца к сердцу» органично вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации и систему комплексного сопровождения.
Программа отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное, здоровьесберегающее воздействие.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является то, что для проведения занятий с учащимися используются разнообразные формы досуговой деятельности.
Формы досуговой деятельности представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение работать в команде, активное участие каждого. Основная воспитательная задача педагога состоит в том, чтобы пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.
Практическая значимость программы заключается в том, что на занятиях детям предоставляется возможность приобрести практический опыт взаимодействия в социальной среде и личностного роста.
Социальная значимость программы заключается в возможностях формирования социально значимых качеств личности: самостоятельности и ответственности в принятии решений; убежденности и активности в пропаганде здорового образа жизни, как необходимого элемента сохранения жизни; внимательности и вежливости во взаимоотношениях с теми, кто нуждается в помощи; здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического и духовного самосовершенствования. Личность, обладающая данными качествами, имеет активную гражданскую позицию, готова к жизни в современном обществе, обладает физическим, психологическим и социальным здоровьем. Данная программа позволяет осуществлять развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной активности личности.
Адресат общеобразовательной общеразвивающей программы
Данная дополнительная общеразвивающая программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста. Программа реализуется в соответствии с психофизическими особенностями учащихся. Прием учащихся в группы добровольный. Специальных требований к знаниям, умениям и состоянию здоровья нет. Учащиеся организуются в учебную группу 15-25 человек.
Возраст учащихся
Программа предназначена для учащихся 10-11 лет.
Объем и сроки освоения программы
Уровень освоения программы – стартовый. Продолжительность обучения – 1 учебный год (9 месяцев). Общая продолжительность обучения составляет 64 часа. План учебных занятий строится из расчета 2 часа в неделю. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Количество лет | Количество месяцев | Количество недель |
1 | 9 | 36 |
Каникулярный период |
- | - | 4 |
Продолжительность учебного года
Начало учебного года – 01.09.2023 г. Окончание учебного года – 31.05.2024 г.
Режим занятий
Год обучения | Продолжительность занятия | Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | 1 час. | 2 раза | 2 час. | 64 час. |
Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Организационные формы обучения
Форма обучения по программе – очная.
Основной формой обучения является учебное занятие.
При проведении занятий используются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы.
Учебные занятия включают теоретическую часть подачи учебного материала и практическую часть.
Теоретическая часть включает информационно-просветительский материал по разделам и темам программы, т.е. включены необходимые сведения о волонтерском движении.
Практическая часть заключается в работе учащихся в оказании помощи одиноким престарелым людям, ветеранам ВОВ и труда, детям- сиротам, инвалидам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказании помощи младшим товарищам.
При реализации программы используются разные формы занятий: традиционные (беседа, рассказ, объяснении, показ, демонстрация, закрепление), нетрадиционные (рейд, акция, трудовая и экологическая операция, конкурс, соревнование, игра, проект, коллективно-творческие дела, экскурсия, круглый стол, марафон добрых дел, презентация, тренинг, агитбригада).
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование морально-нравственных, гражданско- патриотических качеств личности учащихся через вовлечение их в волонтерскую деятельность.
Задачи программы:
Образовательные:
• Познакомить с видами волонтерской деятельности.
• Познакомить с технологией социальной акции и проведения социальных дел.
Развивающие:
• Формировать первичные организаторские умения и навыки, дальнейшее развитие лидерских качеств.
• Развивать коммуникативные качества, умение работать в команде.
• Развивать уверенность в себе, навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий, расширять опыт общения.
Воспитательные:
• Воспитывать активную гражданскую позицию.
• Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и потребность в здоровом образе жизни.
• Воспитывать потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип самостоятельности, принцип равноправия, принцип сотрудничества, принцип социального партнерства, принцип толерантности, принцип милосердия.
1.3 Содержание программы 1.3.1. Учебно-тематический план занятий
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов | Формы контроля |
всего | теория | практика |
1. | Введение. Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Опрос |
2. | Кто такой волонтер? | 8 | 1 | 7 | Опрос |
3. | Профилактика и пропаганда здорового образа жизни | 11 | 3 | 8 | Тестирование |
4. | Познаю себя и других | 6 | 1 | 5 | Опрос |
5. | Добро, милосердие и сострадание | 11 | 5 | 6 | Тестирование |
6. | Добрые дела | 6 | 1 | 5 | Опрос |
7. | Сделай мир лучше | 7 | 1 | 6 | Выполнение практических заданий |
8. | Основы безопасности жизнедеятельности | 6 | 1 | 5 | Опрос |
9. | Физическая зависимость | 6 | 1 | 5 | Опрос |
10. | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | Выполнение практических заданий |
| Итого: | 64 | 16 | 48 | |
1.3.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение. Вводное занятие
Теория: беседа о правилах поведения в учреждении. Вводный инструктаж. Изучение план-схемы эвакуации из кабинета и в здании. Повторение правил пожарной безопасности, антитеррористической безопасности, правил дорожного движения и подхода к учреждению, правила гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Ознакомление с планом работы на учебный год. Выбор старосты группы. Обсуждение общих правил творческого объединения. Проектирование деятельности клуба. Определение направлений деятельности. Распределение поручений. Права и обязанности волонтера. Круглый стол «Что такое делать добро».
Раздел 2.Кто такой волонтер?
Теория: ознакомление с волонтерским движением, распределение обязанностей. Беседа «Добрые и недобрые дела».
Практика: посвящение в волонтеры. Дискуссия: «Кто же такие волонтеры?». Мозговой штурм «История волонтерского движения», Тест «Права и обязанности волонтера». Упражнения на выявление лидеров. Акция «Из детских рук частичка доброты», посвященная дню пожилого человека. Акция «Поздравь ветерана»
Раздел 3.Профилактика и пропаганда здорового образа жизни
Теория: обучение навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ. Групповые занятия. Тренировочные занятия. Беседы. Составление методического, информационного и раздаточного материала.
Воспитательно-профилактические занятия. Беседа «Режим дня». Беседа «Экологи и проблемы XXI века. Польза и вред компьютера, сотовых телефонов, телевидения и видео. Регулярное питание. Факторы, негативно влияющие на здоровье. Вредные привычки. Витамины. Беседа «Компьютер и здоровье».
Практика: ролевые игры. Круглый стол «Мы хотим быть здоровыми». Рейд «Самый зеленый класс». Акция «Мы за здоровый образ жизни». Выпуск листовки «Безопасная дорога». Акции: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Конкурс рисунков «Реклама ЗОЖ». Квест-игра «Поезд здоровья».
Раздел 4. Познаю себя и других
(психологическая подготовка волонтеров)
Теория: учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей.
Практика: Тренинг «Познаю себя». Игра - путешествие в страну прав и обязанностей, Беседа «Психологические особенности людей с ограниченными возможностями». Акция «Мы вместе».
Раздел 5. Добро, милосердие и сострадание
Теория: понятие «Милосердие». Воспитание потребности делать добро, сострадать. «Добро помни, а зло забывай». Долг, ответственность, милосердие, сострадание, любовь и милостыня. Позитивное отношение к трудным ситуациям. Быть честным перед собой и перед другими. Этическая беседа: твоя готовность выступить против лжи.
Практика: диспут «О милосердии». Акции: «Покормите птиц зимой». «Щедрая палитра ветерана». Практикум «Как поступить в данной ситуации». КТД «Подарок просто так». Проект бережливых «Чтобы дольше жили книжки».
Раздел 6. Добрые дела
Теория: беседа «Твори добро на всей земле».
Практика: Акция «От сердца к сердцу». Вручение журавликов учащимся школы, детского сада, как символа добра и любви. Конкурс рисунков, сочинений, стихотворений на тему «Дарите свою доброту». Акция «Книги, которые учат добру», акция «Щедрый вторник».
Раздел 7. Сделай мир лучше
Теория: беседа «Добро помни, а зло забывай». Любовь к родине.
Практика: Помощь труженикам тыла. Акции: «Уберемся вместе дружно», «Украшаем клумбы» (посадка рассады). Изготовление подарков для тружеников тыла, акция «День Неизвестного солдата», оформление стенда «Ими гордится поселок».
Раздел 8. Основы безопасности жизнедеятельности
Теория: формирование знаний: Вредные привычки. Алкоголизм, наркомания и табакокурение. Решение проблемы. Пагубная зависимость. Почему возникает зависимость.
Практика: тренинг «Первая помощь». Акция «Шаг навстречу». Мероприятие «Шаг в пропасть». Лекция «Бояться не надо, надо знать!», «Смертельные болезни». Стена пожеланий. День мечты.
Раздел 9. Физическая зависимость
Теория: признаки физической зависимости. Физическая зависимость от наркотиков, алкоголя, табака. Синдром физической зависимости. Рискованное поведение. Виды наркотиков и их воздействие на организм.
Практика: День здоровья. практикум с элементами тренинга «Умей сказать: «НЕТ!», игра по станциям «Я выбираю здоровье», Беседа «Полезные привычки – наши друзья».
Раздел 10. Заключительное занятие
Теория: подготовка к празднику волонтеров.
Практика: разучивание песен, стихов, проведение праздника.
1.4. Планируемые результаты п рограммы
К концу года обучения учащиеся:
Знают:
• историю развития волонтерского движения;
• основные добровольческие организации России;
• понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции, правила составления информационного буклета;
• методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
• возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста, правила выхода из конфликтной ситуации;
• влияние психоактивных веществ на организм человека, способы отказа от употребления психоактивных веществ.
Умеют:
• составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
• организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
• разрабатывать игровые программы на различные темы;
• устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
Владеют навыками:
• планирования и самоанализа;
• поведения в конфликтной ситуации;
• работы в группе, культуры общения.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график
Условия реализации программы
1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«От сердца к сердцу»
• Направленность программы – социально-гуманитарная
• Год обучения – первый год
• Количество учащихся – 15-25 человек
• Возраст учащихся – 10-11 лет
• Комплектование объединений - с 31 мая по 31 августа (так же допускается в течение всего календарного года на основе собеседования)
2. Адрес места осуществления образовательного процесса
• 652992, РФ, Кемеровская область – Кузбасс, г. Таштагол, ул. Ноградская 20, МБОУ ООШ №10
3. Продолжительность учебного года
• Начало учебного года – 01.09.2023
• Окончание учебного года – 31.05.2024
• Количество учебных недель 36 недель
4. Сроки контроля:
• входной – с 01-10.09.2023
• промежуточный – 15-25.12.2023
• итоговый - 10-20.05.2024
5. Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1, 2, 3, 4, 5, 6 января - Новогодние праздники;
- 7 января - Рождество Христово;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
- 12 июня – День России.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации дополнительной образовательной программы «От сердца к сердцу» требуются следующие материалы и оборудование: бумага, ватманы, маркеры, цветные карандаши, принтер для распечатывания материалов к практической части занятий и тестовых заданий, проектор, компьютер, материалы необходимые для проведения благотворительных акций.
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил.
Кадровое обеспечение
Программу реализует учитель начальных классов, владеющий профессиональными компетенциями в предметной области и ИКТ-компетенциями.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Отслеживание результатов обучения по программе проводится в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации: упражнения, анкетирование, опрос, выполнение практических заданий, разработка проекта, анализ деятельности.
Форма итоговой аттестации: итоговое тестирование, демонстрация опыта работы.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.
При оценке результативности освоения программы учащимися учитываются следующие параметры:
систематическое участие в добровольческих акциях;
наличие документов, подтверждающих волонтерскую деятельность;
участие в конкурсах волонтерской направленности различных уровней;
участие в форумах, слетах, семинарах, мастер-классах волонтерского движения.
2.4. Методическое обеспечение.
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и педагогические технологии, взаимно дополняющие друг друга.
Взаимодействие педагога и учащихся осуществляется на основе педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровая технология.
Методы обучения на занятиях: словесные (лекция, дискуссия), частично-поисковый метод, наглядный метод (использование в процессе обучение ТСО, наглядной агитационной литературы, ИКТ), практические (упражнения, задания, тренинги). проектный метод, мозговой штурм.
Методы воспитания - убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
В целях предупреждения несчастных случаев на всех занятиях соблюдаются правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий, мероприятий проводятся инструктажи по ТБ.
Формы организации работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Формы занятий: теоретические и практические занятия, игра-квест, экскурсии, организация и проведение мероприятий, участие в акциях.
В процессе обучения по программе активно используются цифровые технологии, что позволяет сделать занятия более интерактивными. Цифровые технологии создают возможность для более продуктивного и рационального использования учебного времени, способствуют развитию самостоятельности учащихся. Учащиеся учатся презентовать свою волонтерскую деятельность, используя различные фото и видео редакторы, ведя работы по наполнению своих социальных сетей контентом, пропагандирующим волонтерское движение.
Особое внимание в программе уделяется методу проектной деятельности учащихся, активное использование которого позволяет максимально раскрывать интеллектуальные и творческие способности учащихся. В ходе программы, учащиеся имеют возможность участвовать в проектах, разработанных другими участниками волонтерского движения, анализируя формы и методы, используемые для достижения результатов этих проектов.
Также им предоставляется возможность разработать свой собственный проект (или несколько мини-проектов). При его реализации учащиеся проходят ряд этапов: от идеи до ее воплощения. Это и исследовательская деятельность (сбор информации), и творческая (проект должен быть интересным) и социальная (возможность помочь нуждающимся).
Большой диапазон направлений волонтерской деятельности позволяет удовлетворять потребности учащихся в самореализации, дает им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности.
Список литературы для педагога
1. Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.: Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85.
2. Афонина, С.В. Методы наркопрофилактической работы, теория и практика. [Текст] / С.В.Афонина – Кемерово, 2005. - 64 с.
3. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие[Текст]/ М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
4. Богданов О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: книга для учителя [Текст] / О.С. Богданов. – М.: Просвещение, 1990. – 206 с.
5. Бодренкова, Г. И. Добровольчество [Текст]/ Г. И. Бодренкова // Социальная работа. - 2011. №1. - С. 52-56.
6. Левдер, И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания[Текст]/Левдер И. А. // Социальная работа. - 2008. -№2. - С. 35-38.
7. Макеева, А. Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотивизма школьников: Пособие для учителя: в помощь образоват. учреждению:
«Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / А. Г. Макеева; Под ред. М. М. Безруких. - М.: Просвещение, 2007. С. 159-185.
8. Светов, Ф.Г. Нравственный фундамент. [Текст] / Ф.Г. Светов. -М.: Изд-во «Детская литература», 2000. -98 с.
9. Соколова Н. А. Педагогика дополнительного образования детей [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Соколова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 224 с.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Афонина, С.В. Методы наркопрофилактической работы, теория и практика. [Текст] / С.В.Афонина – Кемерово, 2005. - 64 с.
2. Богданов О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: книга для учителя [Текст] / О.С. Богданов. – М.: Просвещение, 1990. – 206 с.
3. Бодренкова, Г. И. Добровольчество [Текст] / Г. И. Бодренкова // Социальная работа. - 2011. №1. - С. 52-56.
4. Левдер, И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания[Текст] /Левдер И. А. // Социальная работа. - 2008. -№2. - С. 35-38.
5. Макеева, А. Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотивизма школьников: Пособие для учителя: в помощь образоват. учреждению:
«Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / А. Г. Макеева; Под ред. М. М. Безруких. - М.: Просвещение, 2007. С. 159-185.
6. Светов, Ф.Г. Нравственный фундамент. [Текст] / Ф.Г. Светов. -М.: Изд-во «Детская литература», 2000. -98 с.
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html
и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтѐрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9- 1-0-481
3. Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде http://forum.gorodbg.ru/index.php?topic=345.0
6. Волонтѐрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Диагностический материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Добрые сердца»
(входной контроль)
Тест
Задание: выбрать правильный ответ.
1. Как называли волонтеров?
а) тимуровцы; б) владимировцы; в) дмитриевцы.
2. Волонтеры – это?
а) это люди, сострадающие другому;
б) это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению;
в) это свободные союзы людей
3. Функция волонтеров?
а) помогать нуждающимся в помощи; б) помогать друзьям; в) помогать близким.
4. Важные качества волонтера?
а) толерантность, милосердие;
б) доброжелательность, честность;
в) все ответы верны.
5. Сопереживание другому, называется:
а) симпатия б) антипатия в) эмпатия.
6. Милосердие – это?
а) потребность делать добро, сострадание;
б) доброжелательность; в) честность.
7. Факторы, негативно влияющие на здоровье?
а) телефоны; б) витамины;
в) вредные пагубные привычки.
8. Какие качества развиваются у волонтера?
а) ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
б) понимания сущности добровольной помощи людям;
в) все ответы верны.
9. В процессе работы у волонтеров воспитываются качества?
а) нравственные качества; б) навыки работы в группе; в) все ответы верны.
10. Какая будет потребность после обучения волонтерству?
а) быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным;
б) быть добрым, мудрым, честным, милосердным, благородным;
в) быть мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.
Теория 10 тестовых вопросов | Правильность ответа (1-3 баллов) | Сумма баллов: |
Задание №2
№ | Практическое задание | Правильность выполнения (1-9 баллов) |
1 | Выбрать факторы, негативно влияющие на здоровье | |
2 | Составить план работы с тружениками тыла | |
3 | Выбрать особенности людей с ограниченными возможностями | |
4 | Проведение подвижных игр с младшими школьниками | |
5 | Изготовление кормушки для птиц | |
| Сумма баллов: | |
Учет творческой активности учащегося за полугодие
№ | Название конкурса, мероприятия, соревнования и т.д. | Уровень | Результат |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
Сумма баллов:
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Диагностический материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Добрые сердца» (итоговый контроль)
ЗАДАНИЕ № 1
Тест
Задание: выбрать правильный ответ.
1. Как сделать мир лучше?
а) любить свою родину;
б) уважать традиции своей страны;
в) все ответы верны.
2. Люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению – это?
а) волонтеры;
б) владимировцы;
в) это свободные союзы людей.
3. Функция волонтеров?
а) помогать только друзьям;
б) помогать нуждающимся в помощи;
в) помогать только близким.
4. После обучения по программе учащиеся знают?
а) навыки пропагандистской работы о здоровом образе жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);
б) различные виды милосердной деятельности; положительное влияние на людей, легко занимают лидерские позиции, проявляют толерантность и уважение к окружающим
в) нравственные качества; навыки работы в группе
г) все ответы верны.
5. После обучения по программе учащиеся умеют?
а) проводить пропагандистскую работу;
б) общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами
в) уважительного отношения; работать в коллективе;
г) все ответы верны.
6. Милосердие – это?
а) потребность делать добро, сострадание;
б) доброжелательность; в) честность.
7. Факторы, негативно влияющие на здоровье?
а) телефоны; б) витамины;
в) вредные пагубные привычки.
8. Какие качества развиваются у волонтера?
а) ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
б) понимания сущности добровольной помощи людям;
в) все ответы верны.
9. Важные качества волонтера?
а) толерантность, милосердие;
б) доброжелательность, честность;
в) все ответы верны.
10. Какая будет потребность после обучения волонтерству?
а) добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным;
б) добрым, мудрым, честным, милосердным, благородным;
в) мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.
Теория 10 тестовых вопросов | Правильность ответа (1-3 баллов) | Сумма баллов: |
Задание №2
№ | Практическое задание | Правильность выполнения (1-9 баллов) |
1 | Выбрать факторы, негативно влияющие на здоровье | |
2 | Составить план работы с труженниками тыла | |
3 | Выбрать особенности людей с ограниченными возможностями | |
4 | Проведение подвижных игр с младшими школьниками | |
5 | Подарок труженику тыла | |
| Сумма баллов: | |
Учет творческой активности учащегося за полугодие
№ | Название конкурса, мероприятия, соревнования и т.д. | Уровень | Результат |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
Сумма баллов:
3