СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников.  От обученности детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Просмотр содержимого документа
«От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального развития»

От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального развития

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От обученности детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Все обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребенок хорошо усвоит процесс чтения, овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры.


Методы, формы, и способы работы

При поступлении детей в первый класс проверяю умение детей читать. Зачисляю их в группы по умениям. Обычно бывает 3-4 группы. 1-я – читают хорошо, 2-я- читают медленно по слогам, 3-я – знают буквы, 4-я – не читают и не знают букв. Поэтому при подготовке приходится подбирать учебный материал для каждой группы. 1 и 2-ой группам даю такие задания, чтобы они могли самостоятельно справиться, а я лишь обязательно проконтролирую, а с 3 и 4-ой группами занимаюсь сама. Часто привлекаю в качестве «помощников» ребят из 1 и 2-ой групп.

Ребёнок, открывающий « Азбуку», хочет уметь читать. Но когда малыш учится только сливать звуки и когда за минуту он осиливает 5-10 коротких слов, труд чтения становится настолько тяжёлым, что ни «5», ни похвала учителя, ни самое искреннее желание научиться читать или быть хорошим учеником, ни какой другой мотив обучения, не действует более нескольких минут. « Метод лобовой атаки «Читай!», «Читай!», « Читай!» здесь вообще не пригоден. Мощным источником совершенствования процесса обучения чтению, был и остаётся метод обучения через игру. То, что ребёнку с трудом дается в ситуации обучения, в игре оказывается для него не только доступным, но и желанным.

Среди большого разнообразия игр отмечаются интеллектуально- развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. В настоящее время в учебниках, в методической литературе авторы уделяют большое значение игре.

На первых уроках при ознакомлении детей с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре « Живые слова». Вот как я ее провожу.

К доске вызываются 3-4 ученика, а остальным даю задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько детей стоит у доски. По картинке дети составляют предложение, например: « Ёжик несёт яблоко.» У вызванного ученика спрашиваю, в роли какого слова он будет выступать(или дети сами выбирают себе слово из составленного предложения), классу даю задание поставить « слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение. Затем дети , выступающие в роли слов, называют каждый своё слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно. В другом варианте игры я сама предлагаю детям, выступающим в роли слов, слова, например « белка, Грибы, сушит» Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая « живые слова» у доски. Дети - «сло-ва» произносят свои слова, из них получается предложение: «Белка сушит грибы.». Затем прошу детей – «слова» произнести свои слова хором. В бесе-де дети пришли к выводу, что предложение не получилось, потому, что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Учащиеся выстраивают « живые слова» в нужной последовательности и получается предложение. Эту игру использую и в более поздний период, когда дети записывать

небольшие предложения под диктовку. Можно использовать и при изучении темы « Слово», когда дети учатся делить слово на слоги, составлять слова из слогов. Тогда можно дать в руки карточки со словами.

За годы работы я убедилась, что без четкого звукобуквенного анализа слова, ребенок не может сознательно, бегло читать, а затем и грамотно

писать.

Схемы слов (слогоударные, звуковые) вводятся с первых страниц

«Азбуки» Для того, чтобы ребенок овладел схемой, он должен научиться выполнять два действия:

  1. строить схемы конкретных слов;

  2. к готовой схеме подбирать разные слова.

Эти действия легко осваиваются в игре « Волшебная страна».

Условия игры: « В нашей волшебной стране есть все, что есть на земле. Но это все невидимо. Любой предмет появится перед вашими глазами, если

правильно написать схему его имени. Предмет появится даже в том случае, если схема будет неверной, но тогда предмет будет сломанным или негодным.

Сюжет «Помощник Айболита».

Мы поедем с Айболитом в Африку лечить зверей, - сообщаю детям, -

Айболит оставил нам своих пациентов и просил заполнить их истории болезни: Запишем имя больного – « мартышка» ( показываю рисунок).

Дети рисуют схему: __________

Диагноз Айболит записал сам: « У мартышки болит ___________

( Дети догадываются, что болит живот).

Надо дать больной касторки. Идем в аптеку. Читаем надписи на пузырьках по схемам: _____________ ______________ _________________

Найти слово « касторка». ( Пока не пишу на доске слово « касторка».)

По такому принципу могут строиться самые разнообразные игры. Учитель может « повести» класс в будущее, и в глубокую древность, и в гости к морскому царю. Трудная и непривычная для детей работа со схемой будет выполнена с интересом.


Работа с разрезными картинками и схемами


Задание 1. Раздать несколько карточек и устно охарактеризовать данное слово. Например: раздаю картинки лисы, белки, карася, слона. Говорю:

« В этом слове два слога-слияния, в первом слоге есть звук вне слияния, он ударный, в нем мягкий согласный звук. Покажите это слово. ( Какое слово

лишнее? Почему?)»


Задание 2. Сами охарактеризуйте данную картинку и расскажите все, что знаете об этом слове по схеме.


При чтении слогов стараюсь тренировать навык чтения, и навык письма и звуковой анализ. Сюжет игры прост: « Малыш только начинает говорить. Он еще не выговаривает слова целиком, а произносит только первые два звука каждого слова. Показывая на куклу, он говорит «КУ», машину называет «МА».

« Вы все малыши». Показываю картинку или предмет, дети на полотне или доске пишут, как тот или иной предмет назовет малыш.

Вариант: один ученик читает слоги на доске или по « Азбуке», а другой показывает картинки, которые начинаются с этого слога.

Соотнесение звукобуквенного облика слова с его значением не элементарная задача для ребенка, только начавшего сливать звуки. Многие дети « прочитав» слово не могут ответить на вопрос: «Какое слово ты

прочитал?» Для того чтобы при чтении для ребенка сразу же встала задача поиска смысла прочитанного, ввожу игру с искаженными словами. Характер искажения повторяет основные типы детских ошибок в букварный период обучения грамоте. Это прежде всего пропуски, перестановки, замены букв в сильных позициях ( там, где звучание совпадает с написанием).

Игра строится так: показываю детям картинку и предупреждаю, что

какая- то буква в подписи « заблудилась», попала не на свое место. Дети записывают только одну « заблудившуюся» букву.

Эту игру можно изменить, если не дописывать одну букву. Дети записывают или выставляют на полотно недостающую букву.

Наибольшее удовольствие детям доставляют рисованные конструкторы. Например, игра: « Как это назвала ворона». Летела ворона, увидела вот что

(показываю карандаш) и назвала это по- вороньи: « КАР», потом она увидела другие предметы ( карман, карусель, картину, карту, картошку, карету,

карлика, карамель и т. д.) и тоже назвала их по- вороньи. Надо все эти вещи назвать правильно и определить количество слогов или звуков, смотря, что отрабатываю. По такому же принципу строится игра « Как это назвала коза? Корова?»


Здесь дети устно читают или пишут слова, начинающиеся на слог « МЕ»,

«МУ».

Можно играть в конструкторы ( сбор слов и слогов). Каждому ребенку раздаются « детали для сборки». Например: слоги записаны в два столбика или на доске карточки со слогами:


ВО ВА Дети должны соединить слоги из первого столби-

СО СЫ кА со слогами из второго столбика.

У СА Если при соединении получаются осмысленные

РО ВОК слова, значит « детали подходят друг другу.

О ДА


Игра « Страна слов»

В Волшебной Стране Слов весной огород засевают не так, как у нас На грядках «пишется»то, что должно здесь вырасти. Если все слова написаны правильно, то урожай будет отличный. Если допущены ошибки, то

посеянное не взойдет. Вот как засеял свой огород один маленький житель ( Петрушка, Незнайка и т. д.) Страны Слов: луг, самат, тиква, арпузы, момидоры, дыни, укроп, редис, морковка, репка, капуса. Надо ему помочь собрать хороший урожай.

Другой вариант: « У этого же мальчика жил кот – лакомка. Когда мальчик принес из магазина продукты, кот залез в сумку и лизнул несколько вкусных слов. Чем успел полакомиться кот? Слова: сыр, молок, масло, торт, метана.

Не меньшей лакомкой была любимая обезьянка мальчика. У нее был день рождения, и мальчик устроил ей пир. Какие блюда остались нетронутыми?

( апелсин, банан, виноград, анананас, финик, грюша, перек, изум).

Активизирует детей на уроке игра «заполни окошечки». Суть игры в том, что Незнайка приносит детям таблицу со словами, в которой пропущены

буквы и слоги. Я прошу детей помочь Незнайке заполнить окошечки.




ПЕТ Х

ОВ

КО ВА

КУ ЦА



РО

У

РИ

ЦА



Ц ПЛЯ

Б ЛКА

ЛИСИ

ЗА


ЦА

ЯЦ

А

Е



В заключении спрашиваю: « Названия, каких животных записаны в

таблице? В чем отличие домашних животных от диких?»


Игра «шифровальщики»

Играем в разведчиков. Чтобы отправить сообщение, нужно его зашифровать, то есть переставить буквы так, чтобы никто не догадался какое слово зашифровано.А остальные ребята пытаются его расшифровать. Например,

ЖЫИЛ – лыжи, АНСКИ – санки.

Иногда даю сама наборы слов. Например, ААЛТЕРК (тарелка), КОЖАЛ (ложка), ШКААЧ ( чашка), ДМОНЧЕА ( чемодан).


В развитии речи ребенка, его творческого мышления большое значение имеет игра « Помоги карандашу» .Суть игры:

В гости приходит веселый карандаш с плакатом, на котором написаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картинку. Дети

помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате.


КОЛЯ СОБАЧКА

УТЯТА

УТКА УДОЧКА РЕЧКА


Когда в классе заслушивается 4-5 рассказов, совершается чудо-

Карандаш нарисовал картину. Переворачиваю плакат со словами, и перед ребятами предстает готовая картина.

С целью совершенствования произношения необходимо производить работу над дикцией и постановкой дыхания. Система упражнений по дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата, отработку

произношения гласных и согласных звуков, упражнения на сочетание тренируемого звука с гласным, со словами, содержанием тренируемого звука, чтение коротких текстов, насыщенных тренируемым звуком, чтение скороговорок и чистоговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи.

Артикуляционную гимнастику провожу в начале урока в течении 2-3 минут ежедневно на протяжении всего обучения в начальных классах. При большое внимание уделяю работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Вот некоторые упражнения.

  1. Чтение шепотом и медленно.

Ра- ра- ра - начинается игра.

Ры- ры- ры- у нас в руках шары.

Ру- ру- ру- бью рукою по шару.


2.Чтение тихо и медленно.

Арка Арца

Арта Арща

Арла Арча

Арса Аржа

3.Чтение громко и быстро.

Гарь- парь- жарь

Дверь- зверь- четвь

4.Чтение пословицы.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

5. Чтение скороговорок.

У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

6. Слова, трудные для произношения.

Электрификация, портфель, иллюминация и т. д.

Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания,

направлены на то, чтобы начинающим чтецам помочь быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения.

Закончив период обучения грамоте, и перейдя к уроку чтения, я

продолжаю использовать эти игровые упражнения, но постепенно ввожу новые.

Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи упражнения,

приведенные ниже.

«Фотоглаз».

Этот прием использую с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

а) за отведенное время ученик должен « сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово. Использование этого приема помогает детям научиться читать целыми словами. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти;

б) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение.

« Назови одним словом.»

За короткое время ученик должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать. Например, назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж –

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли –

Варежки, фуфайка, пальто, шапка –

«Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимальной доступной каждому скорости чтения про себя и вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде « Молния!» и продолжается с 20 секунд в начале до 2 минут.

« Губы»

Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного

внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде « Читать про себя!» дети прикладывают к губам палец левой руки.

« Буксир»

Я читаю текст, варьируя скоростью чтения в пределах скорости чтения учеников ( 80-120 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя,

стараясь поспеть за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком- либо слове и повторения его. Упражнение ввожу для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

« Инструкция»

Последовательность заданий, которые предлагаю детям, записаны на доске или карточке. Дети делают все молча.

  1. Прочитай загадку.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

  1. Подойди к учителю и на ухо скажи отгадку.

Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку,

позволяет увеличить текстовый материал для тренировки чтения.

« Сравни»

Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка скорости чтения). Сравнение результатов. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, т.к. они видят « свой рост» и убеждаются в том, сто труд приносит успехи.

« Кто быстрее?»

На столе рассыпаны рассказы. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в рассказе данное предложение. По команде « Начали» каждый ученик берет карточку и « скользит» глазами по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксированного поля

зрения, содержит игровой момент.

« Групповая работа»

  1. Распространение предложений

Даю задание распространить предложение ( одно предложение для всех групп или для каждой группы свое предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске и называют предложение в

первоначальном виде. Затем называют распространенное предложение. Сравниваем варианты и выбираем лучшее.

  1. Восстановление логической последовательности рассказа. Даю группе разделенный на 2-3 части рассказ. Дети должны его прочесть и

восстановить.

  1. Составление текста- рассуждения на заданную или выбранную тему или по началу рассказа.

« Чтение вслух»

Хоровое чтение с учителем провожу ежедневно для отработки техники чтения.

Чтение. «Спринт»

На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

Скачкообразное чтение « Кенгуру»

Под счет 1, 2, 3 дети фиксируют взгляд на начале, середине и конце строки. Читают таким образом абзац. Что запомнили? Затем чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренирую учащихся на счет раз, два, фиксируя взгляд на начале и конце строки.

Вертикально- слаломное чтение.

« Слалом»

В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально- слаломно, пытаются найти существенную информацию. Тренировки по выполнению этого задания являются тренировками в скорочтении.

Многие упражнения провожу по материалам статей, рассказов,

взятых из учебника « Природоведение» и старых списанных учебников чтения.

Нельзя забывать о таком методическом приеме, как частота тренировочных упражнений ( небольшие по объему упражнения, но

ежедневно). И здесь чрезвычайно важно общение с родителями. Родителям я рекомендую дома читать с детьми порциями до 5 раз. Обязательно читать перед сном.

Кроме этого использую еще такие виды упражнений:

  • мне на ушко;

  • карлики- великаны;

  • птичий базар;

  • я на другом берегу;

  • в темпе заводной машины.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения,

является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Поэтому я использую на уроке виды работы

опубликованные в журнале « Начальная школа» № 3, за 1990г.,с.67.

1. Чтение всего текста.

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение, после чтения пересказывание.

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение с сокращением текста ( дети убирают предложения и слова,

которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

7. Чтение цепочкой по предложению.

8. Чтение цепочкой по абзацу.

9. Чтение в полголоса.

10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11. Чтение, ответы на вопросы.

12. Нахождение отрывка в тексте, который поможет ответить на вопрос.

13.Чтение самого красивого места рассказа или стихотворения.

14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего

предложения.

15. Чтение « выше нормы» ( в основном это домашнее задание, когда

ученик, хорошо зная свою норму незнакомого чтения, путем

тренировок дома набирает 10- 15 слов, слов. Например, норма чтения

незнакомого текста составляет 40 слов, значит, знакомый

текст может

прочитать 50= 55 слов в минуту).

16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17. Нахождение предложения или отрывка, отражающего основную

мысль рассказа.

18. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить

допущенную ошибку.

19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками ( для

басни).

21. Чтение, составление сценария к диафильму ( кратко, подробно).

22.Чтение, подборка звукового оформления « фильма».

23. Беседа с сопровождением выборочного чтения.

24. Нахождение в тексте 3 ( 5-7) выводов.

25.Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном

после чтения учителем или учеником.

26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомни-

Лось.

27. Установление путем чтения причинно- следственных связей.

28. Чтение названия рассказа ( как еще можно назвать).

29. Чтение по ролям.

30 Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

32. « Живая картинка» - один ученик читает, другой мимикой лица реа-

гирует на услышанное.

33. Нахождение предложения ( отрывка), которое мог бы прочитать

Вот этот человечек:

34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, стро-

го, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно.

35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, воп-

сительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

36. Конкурсное чтение стихотворения ( жюри выбирается из победителей

на предыдущем уроке).

37.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко,

тихо, быстро, медленно.

40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

42. Выразительное чтение отрывка рассказа ( стихотворения)и по собст-

венному выбору.

43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

44. Вычленение слова из рассказа по предложенной схеме – чн -, - жи –

и т.д.

45. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником)

Правило.

46. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

47. Нахождение двух -, трех -, четырехсложных слов.

48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

  • существительное + прилагательное;

  • существительное + глагол;

  • глагол + местоимение (можно наоборот).

49. Чтение и пометка непонятных слов

50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной

Разбивкой их на слоги (например: мор- ков- кА).

51. Нахождение и чтение в тексте слов, выражений, с помощью которых

можно нарисовать устный рассказ.

52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным

( данные слова записаны на доске),

53. Чтение слов, к которым даны сноски.

54. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использо-

вать при написании сочинения.

55. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к

теме: « Осень», « Зима» и т. д.

56. Комбинированное чтение ( учитель – учащиеся хором).

Главное в работе добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребенка, хорошо знать индивидуальные особенности всех учащихся.

Необходимо следить за продвижением каждого из детей, вовремя заметить возникающие трудности, всячески поддерживать все положитель-ные усилия ребенка и тогда результат не заставит себя долго ждать.






От совершенствования техники чтения

до свободного интеллектуального развития










Выполнила: Л.А. Калекулина

учитель начальных классов






Добрый день! Приветствую всех в это замечательный весенний день!

Я, Шеффер Ксения, представляю 2 В класс.

В жизни – дни текут своей чередой, повседневные события сменяют друг друга. Но стоило мне открыть пожелтевшие страницы семейного альбома, как ожили образы далёкого пошлого.

У моей дружной семьи есть своя большая история.

Моего прадеда Шеффер Августа Генриховича переселили из Поволжья в Сибирь. Когда началась война , его забрали в трудовую армию. Прабабушка осталась одна с пятью детьми. Моему дедушке . Ивану Августовичу, в то время был всего лишь годик.

У многих детство было украдено фашистами, безотцовщина тяжёлым бременем легла на детские хрупкие плечи .Я сейчас стою перед вами- такой, каким мой дед был когда начал работать в колхозе наравне со взрослыми. В 8 лет…

Пережил военные и послевоенные годы, В колхозе « Заветы Ильича» проработал всю свою жизнь. Такую же тяжёлую жизнь прожила моя бабушка.

Дедушка имеет много наград и почётных грамот.

Мои дедушка и бабушка много выстрадали в те далёкие годы. Они пережили и голод, и холод. У них не было возможности учиться в школе. Я понимаю: нам сегодняшним, надо много и хорошо учиться, чтобы продолжить то дело, за которое страдали наши родные. Родине нужны знающие, уверенные люди, умеющие найти правильное решение.

Для меня счастье- это моя семья. Мои мама , папа и брат Ваня. Мы с братом- главные на земле люди .И я делаю всё, чтобы даже малейшая тень печали не промелькнула в их глазах. Хорошо учусь, занимаю призовые места в различных соревнованиях, занимаюсь сортом, помогаю дома по хозяйству и я просто люблю свою семью.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!