СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От традиций к инновациям: школьный музей – вчера, сегодня, завтра…

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный музей - это диалог между прошлым и настоящим

Просмотр содержимого документа
«От традиций к инновациям: школьный музей – вчера, сегодня, завтра…»

5


«От традиций к инновациям: школьный музей – вчера, сегодня, завтра…»


Переход к новым экономическим условиям российское общество оплачивает высокой ценой – рушатся нравственные идеалы, растет преступность, обостряются многие общественные проблемы. Социально- экономические преобразования в России вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции.

Наша РУССКАЯ уникальная культура оказывается на 2-м плане. Почему стало немодным говорить об интернационализме? Почему россияне, которым всегда, в любые времена были дороги в первую очередь Родина, отечество, Россия, в какой-то исторический миг стали стесняться святого для всех ее народов качества патриотизма? Отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. Молодые люди слабо ориентируются не только в народных традициях, но и плохо знают историю своей страны. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. А молодежь, не усваивающая уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблемы дня сегодняшнего, стоящие перед страной, созидать ее будущее. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии. И наша школа, не стала исключением: из летописей и бесед с бывшими выпускниками и учителями-пенсионерами мы знаем, что в Высоцкой средней школе №8 им. Михаила Юрьевича Лермонтова (так раньше именовалась наша школа) был собран богатый материал по истории села, школы, об участниках ВОВ - наших земляках, было много исторических экспонатов. В 90-е годы XX века все собранные музейные экспозиции были переданы в сельский музей, который размещался сначала в бывшем здании почты, а затем в сельском Доме культуры, который в 2000 году сгорел, в результате чего было утеряно много экспонатов. К счастью сохранились летописи села, школы, УПБ, старые фотографии, некоторые экспонаты. Но все эти материалы не были систематизированы, кроме того в школе нет свободного кабинета для оформления музея.
В 2005-2006 годах в основу проекта «Листая памяти страницы», легла исследовательско-поисковая работа учащихся школы, эта работа была продолжена в рамках проектов «Н.К.Калашников – учитель, гражданин, поэт» (2007г.) и «Перед памятью колени преклони…» (2010г.). В результате работы над этими проектами был собран и систематизирован материал по истории села, образования и здравоохранения в селе, о земляках-героях и т.д., а у классных руководителей появилась прекрасная возможность воспользоваться папками для тематических беседы, экскурсий и т.д. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, села, школы независимо от того, какую тему они изучают.

Реальностью настоящего времени является общество, в котором решающую роль играют информационные и коммуникационные технологии, и для современных школьников стало нормой жизни воспринимать информацию в электронном виде, проводя многие часы в сети Интернет. В проекте «Музей – связующая нить поколений» мы решили объединить современные сетевые возможности и потребности школьного образования при организации виртуального музея в форме портфолио творческих и проектных работ школьного коллектива. Иными словами, решили расширить школьное пространство за счет музея, но уже виртуального, где можно ознакомиться с имеющимися «экспонатами» (т.е. работами, проектами) в любое удобное время как в школе, так и вне ее, не ограничивая себя во времени, вместе с учителями, одноклассниками, родителями или друзьями.

Предлагаемая форма виртуального музея как портфолио творческих и проектных работ школьного коллектива дает возможность учащимся на практике получить результаты не только в предметных и метапредметных областях основных образовательных программ, но и добиться результатов в освоении таких междисциплинарных программ как «Формирование универсальных учебных действий» (УУД), «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Для разработки проекта создания виртуального музея «Листая прошлого страницы» были поставлены следующие задачи:

  1. Организовать рабочую группу по созданию виртуального музея истории школы и распределить обязанности.

  2. Разработать дизайн виртуального музея.

  3. Составить оптимальные шаблоны всех разделов сайта, а также разработать и настроить интерактивные сервисы.

  4. Создать виртуальный музей на базе компьютерного программного комплекса.

  5. Опубликовать адрес музея в сети Интернет.

  6. Осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мульмедийными материалами.

  7. Провести пропаганду и информирование о работе виртуального музея истории школы с использованием информативно-коммуникационных технологий.

Основные риски проекта были связаны, в первую очередь, с временными затратами: на реализацию того или иного этапа требуется довольно длительное количество времени; со сложностью работ: участники проекта имеют низкую ИКТ-компетентность – всему приходится учиться по ходу работы.

В настоящее время наш виртуальный музей, представляет собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками,  на которых размещаются тематические виртуальные выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях.

Профиль музея историко-краеведческий. Реальная ценность виртуального музея в силе возможности его большей интеграции в учебный и воспитательный процесс, а также сферу дополнительного образования.

В чем плюсы нашего музея? В действительности он представляет собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления о музее с его постоянными и временными выставками, так как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами. Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет.

Виртуальные (интерактивные и сетевые) формы значительно расширили рамки традиционного музея и представляют собой синтетическую конструкцию, объединяющую “музей – экспозицию”, “музей – мастерскую”, “музей – игровое пространство, досуговый центр”, «музей-креативную лабораторию».

Уже сейчас собранный материал позволяет создать тематические интерактивные экскурсии:

  • История школы.

  • Экскурсия по зданию школы, ее кабинетам.

  • Школьные династии.

  • История села.

  • Экскурсия по достопримечательностям Высоцкого.

  • Мемориал воинам, погибшим в годы Гражданской и Великой. Отечественной войн.

  • Они сражались за родину.

  • Участники ВОВ - наши односельчане.

Уместно отметить, что в совместной работе с учащимися над созданием музея используется технология саморазвивающего обучения Селевко, который предложил идею формирования доминанты самосовершенствования личности, включающей в себя установки на самообразование, самовоспитание, самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.

Деятельность по созданию музея ведется в системе. Но для такой емкой работы катастрофически не хватает времени, отведенного для кружка. Многие задания ребята берут домой, часто привлекаем родителей.

А в прошлом учебном году мною был разработан и реализован проект профильной программы патриотической направленности лагерной смены «Высотчане». В течение трех недель в игровой форме дети максимально знакомились с историей развития и достопримечательностями нашего села. Ежедневно дети получали новую информацию. Но они были не просто пассивными слушателями, а исследователями. Программа лагерной смены была разбита на три блока. 1 блок «История нашего села» т.е экскурс в историю: дети знакомились с собранным материалом по истории нашего села, посещали сельскую библиотеку – с помощью специалистов получали дополнительную информацию. Второй блок прошел под лозунгом «Я сельский житель, я – Селянин, Я – Гражданин! Я – Россиянин!» В течение недели дети знакомились с историей одного из зданий нашего села: мы посетили МТС, почту, больницу, а также Михайло-Архангельскую церковь, которая с 1995 года официально считается памятником архитектуры. Во время экскурсий воспитанники смогли узнать об исторических этапах развития нашей малой родины, об известных людях нашего села, побеседовать с работниками учреждений, расширить представления о многих профессиях. 3 блок «Моя Родина» - мы продолжили знакомство с историей нашего села. Постарались вытащить из тайников памяти сведения о событиях Гражданской и Великой Отечественной войн, вспомнили имена наших земляков. Здесь огромную помощь оказал наш виртуальный музей, по залам которого совершали экскурсию.

Продуктом нашей работы стал проект заочной экскурсии по селу «Высоцкое от слова «высота», подготовленный для страниц нашего музея, ставшего в 2014 году финалистом районной коалиционной акции «День гражданских инициатив». Разработаны несколько экскурсионных маршрутов, позволяющих познакомиться с достопримечательностями нашей малой родины, а так же с их легендами и историческими фактами.

Отрадно заметить, что ребята, ранее участвовавшие в создании музея, окончив школу, продолжают краеведческую деятельность, будучи уже студентами. Так бывшая наша ученица Ревякина Надежда, ныне студентка СКФУ, продолжила краеведческую деятельность в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и К.Г.Праве. Ее статья о нашем односельчанине, участнике ВОВ Грудневе Николае Савельевиче стала победителем краевого конкурса «Внуки о дедах». А во время лагерной смены девушка оказала большую помощь в создании нашей виртуальной тропы.

Цель проекта «Музей – связующая нить поколений» постоянно реализовывается, заметно тесное взаимодействие обучающихся, родителей, населения. Учителя постоянно используют музейные материалы на уроках и классных часах. Это говорит о том, что наша работа востребована, а значит и актуальна.

Связь времен – это связь поколений. А как нам сохранить эту связь? Как сделать так, чтобы не порвалась та тоненькая ниточка, что скрепляет прошлое с настоящим? Ответ всему этому – память. Память о том, что было до нас и та память, которую мы можем дать последующим поколениям.