Отчет о деятельности предметного кружка
«За страницами учебника математики»
за 2021/2022 уч.г.
Предметный кружок «За страницами учебника математики» сформирован под руководством преподавателей математики кафедры ООД на базе студентов первого курса СПО ФНО КрФ ФГБОУ ВО «РГУП». Занятия проводились
1 раз в месяц продолжительностью 90 мин. Кружок являлся основной формой внеурочной деятельности по математике.
Программа предметного кружка «За страницами учебника математики» представляла систему занятий, направленных на формирование умений нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на решение задач повышенной сложности, на расширение кругозора студентов 1 курса.
Программа математического кружка рассчитана на один года обучения для студентов 1 курса СПО, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математику на углубленном уровне. Она дала возможность студентам углубленно изучать основной курс математики путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода, логического мышления.
Цель работы кружка: создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей студентов.
Задачи кружка:
формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общества;
развитие математические способности студентов;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
рассмотрение на занятиях кружка теоретические вопросы, не входящие в программу, или углубление отдельных понятий, привлекая к выступлениям обучающихся, расширяя тем самым их кругозор;
систематизация, расширение и углубление математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
интеллектуальное развитие студентов, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
привлечение обучающихся к самостоятельной творческой работе, приучение к чтению научно-популярной литературы, самостоятельной работе с учебной литературой и подбору материала из разных пособий и к самостоятельному углублению материала, который изучался на занятии;
способствование вовлечения студентов в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Руководители кружка: старшие преподаватели кафедры общеобразовательных дисциплин ФНО КрФ ФГБОУ ВО «РГУП» Кормич Е.В., Мустафаев О.Я.; Бразнец Е.С
Староста кружка: Гедзик Мария Юрьевна, студентка 105-Б группы ФНО ПСО КрФ ФГБОУ ВО «РГУП».
Секретарь кружка: Британова Виктория, студентка 105-Б группы ФНО ПСО КрФ ФГБОУ ВО «РГУП».
На заседаниях предметного кружка «За страницами учебника математики» рассматривались исторические факты, связанные с происхождением и развитием отдельных математических понятий, других прикладных вопросов математики, использование математических приёмов в технике и на производстве. Занятия учитывали запросы как всей группы членов кружка, так и индивидуальные наклонности каждого студента в отдельности. Занятия организовывались на строго добровольных началах, проводились в разнообразных формах и позволяли обучающимся проявлять свой интерес к определённым видам деятельности, предусмотренной планом программы кружка.
Данный курс помогал выработке у студентов навыков самостоятельного получения знаний, умению ориентироваться в потоке различной информации, позволил обеспечить компетентностный подход в обучении предмету.
Заседания кружка были построены с учетом личностно-ориентированного подхода (раскрытие в каждом студенте творческого потенциала, развитие его склонностей и потребностей для реализации их в избранной профессиональной деятельности);создания условий для совместной работы студентов при минимальном участии преподавателя; оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Формы работы:
индивидуально-творческая деятельность;
творческая деятельность в малой подгруппе (3-5 человек);
коллективная творческая деятельность,
работа над проектами,
учебная деятельность
Основные направления работы:
адаптация студентов к социуму;
развитие познавательных интересов, логического мышления, пространственного воображения, формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей студентов в соответствии с основными темами 1 курса математики СПО.
Результат кружковой деятельности
На первом занятии кружка перед обучающимися были поставлены вопросы: где, как и для чего используется математика? Как может помочь математика в выборе будущей профессии?
По мере прохождения занятий кружка, студенты собирали материал, изучали литературу, проводили связь между математикой и другими дисциплинами.
По окончании изучения курса, студенты смогли сформировать собственный взгляд на предмет математики; научились самостоятельному поиску решения, работать с информацией: накапливать, систематизировать, обобщать, применять ее.
Показатели эффективности реализации программы
Удовлетворенность студентов своей деятельностью.
Повышение уровня индивидуальных достижений студентов в различных областях деятельности.
Адаптация студентов к социуму.
Повышение уровня владения студентами метапредметными и социальными компетенциями.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
Заседания проводились в гибридном (онлайн и офлайн) режиме с помощью телекоммуникационных технологий на платформе Google Meet
В связи с внештатной ситуацией в ВУЗе, заседания 15.04.22 и 20.05.22 были объединены в одно.
Заседания кружка
№ п/п | Содержание занятий | Форма мероприятия | Количество участников | Ответственные | Дата проведения |
1. | История развития математики Расширение знаний о науке математике, истории и записи чисел. Практическое применение математических знаний. Старинные системы счисления. Метод математической индукции Общие и частные утверждения. Дедукция и индукция. Индукция как переход от частных утверждений к общим. | Заседание кружка | 24 | Мустафаев О.Я. старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин; Кормич Е.В. старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин; Бразнец Е.С. преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин; Гедзик М.Ю. староста студенческого научного кружка кафедры общеобразовательных дисциплин «За страницами учебника математики»; Британова В.А. секретарь студенческого научного кружка кафедры общеобразовательных дисциплин «За страницами учебника математики»; Ли В.Р. глава отдела организации научной деятельности Студенческого научного общества. | 15 октября 2021 года |
2. | Геометрия (планиметрия) Исторический материал Геометрия Евклида. Нумерология Пифагора. Задачи с треугольниками, четырёхугольники. Геометрические головоломки. | Заседание кружка | 41 | 12 ноября 2021 года |
3. | Принцип Дирихле. Логические задачи Исторические сведения. Принцип Дирихле. Выполнение операций над множествами и доказательства законов алгебры множеств. Множества. Операции над множествами. Законы алгебры множеств. Логические задачи | Заседание кружка | 31 | 10 декабря 2021 года |
4. | Геометрия Евклида. Нумерология Пифагора. Задачи с треугольниками. Геометрические головоломки. Углубление знаний об объемных геометрических фигурах. Рассмотрение различных способов построения сечений, решение задач на комбинацию стереометрических тел. Метод координат, проектирование на плоскость. Задачи на дополнительные построения Задачи на разбиение фигуры на части Задачи, имеющие несколько способов решения Задачи с 2-мя возможностями рассмотрения условия | Заседание кружка | 27 | 11 февраля 2022 года |
5. | Математика в жизни человека (оплата покупок, учет расходов семьи, подсчет вариантов рационального использования времени делового человека). Решение текстовых задач на проценты, на смеси и сплавы. Решение занимательных, логических, нестандартных задач. Логические игры. Занимательные квадраты. Числовые ребусы. Составление и решение числовых мозаик. | Заседание кружка | 32 | 25 марта 2022 года |
6-7 | 1)Из истории комбинаторики. Знакомство с историей развития теории вероятностей. Платоновы тела. Происхождение теории вероятностей. Статистические методы обработки информации, независимых повторений испытаний в вероятностных заданиях. Овладение умением применения классической вероятностной схемы, схемы Бернулли, закона больших чисел. Сложный опыт. Решение задач на вычисление вероятностей сложных событий. 2) Проведение математической олимпиады. Подведение итогов | Заседание кружка/ олимпиада | 41 | 20 мая 2022 года |
Староста студенческого научного кружка: М.Ю. Гедзик
Секретарь студенческого научного кружка: В.А. Британова