Отчет о кружковой работе
«Книжная графика»
Подготовила: Потанина А.В.,
воспитатель МБДОУ д/с № 482
Продиагностировав детей в начале учебного года, я пришла к выводу, что художественно-эстетическое развитие соответствует среднему уровню.
Я использовала диагностику, которую разработала по критериям и показателям уровня художественно – творческого развития. Диагностика проводилась на НОД по рисованию и вне образовательной деятельности.
При разработке диагностики я опирались на следующие источники:
1. Программа Веракса Н.Е. «От рождения до школы»
2. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество».- Методическое пособие для воспитателей и педагогов.
3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». -Конспекты занятий.
По результатам диагностики по изобразительной деятельности я обратила внимание что:
Дети показывают хорошие результаты по критериям:
- Умение наносить различные линии цветными карандашами;
- Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок;
- Умение правильно использовать кисть в работе;
- Умение использовать трафареты и печати при работе;
- Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей:
- Не умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
- Не умение штриховать;
- Не умение смешивать цвета красок;
- Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
- Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
- Проявление фантазии, художественного творчества;
- Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
- Завершение работы декором.
Подводя итоги, я поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы мною было предложено организовать кружок «Книжная графика»
Работа моего кружка направлена на ознакомление с книжной графикой, как видом искусства, развитие творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Ведь в детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства – это книжная графика.
Книжная графика включает:
- иллюстрации,
- плакат,
- рисунок шрифта,
- оформление книги.
Мой кружок направлен на работу с иллюстрацией.
Я стала углублённо изучать методическую литературу, разработала анкету-опросник для родителей с целью выяснить:
- Считают ли родители, что у их ребенка есть творческие способности?
- Проявляет ли ребёнок интерес к рисованию?
- Какие темы наиболее часто изображает ребенок?
что в дальнейшем помогло мне в написании программы и разработки календарно-тематического планирования.
Программа ориентирована на повышение уровня грамотности дошкольников в области изобразительного искусства, развитие эстетического вкуса, на создание произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей.
Цель программы: Ознакомление с книжной графикой как видом искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – книжной графикой.
- Научить детей находить средства выразительности при рассматривании иллюстраций.
- Познакомить детей с творчеством художников – иллюстраторов.
- Научить детей создавать собственные иллюстрации к сказкам, стихам, рассказам.
Развивающие:
- Способствовать развитию эмоционально – эстетических чувств, умению высказывать свои суждения и отношение к книжной иллюстрации. -
- Совершенствовать технические умения в создании графических изображений с помощью различных изобразительных материалов.
Воспитательные:
- Воспитывать устойчивый интерес к книжной графике, как виду изобразительного искусства.
- Воспитывать бережное отношение к книге, желание постоянного общения с ней.
- Воспитывать уважение к труду художников – иллюстраторов.
- Формировать в детях любовь к прекрасному, любовь к Родине.
Планируемые результаты:
- сформированы первоначальные представления о книжном дизайне;
- достаточно хорошо развиты умения, дающие возможность создавать предметы окружающего мира по законам красоты;
-знакомы с произведениями детской литературы;
- формируется культура речи и общения, речевое творчество, знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- знают некоторых художников-иллюстраторов;
- достаточно хорошо развито чувство ритма, симметрии, цвета;
- ребенок способен к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа.
Особенностью данной программы является знакомство детей с искусством грамотного оформления книги. Освоение программы дает практические знания по созданию книжной иллюстрации, простых по форме обложки. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
А сейчас я хочу представить календарно-тематическое планирование.
Я остановлюсь на некоторых подробно и расскажу некоторые моменты хода занятий.
Сейчас мы посмотрим, как художник изображает животных.
«Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
- Каким здесь художник изобразил кота?
(Совсем, как человек - на 2-ух ногах, словно дедушка идет с палочкой. На котике расписные, нарядные валеночки. У него розовый бантик, пушистый черный хвост)
- А что это он несёт? (несёт румяную булочку)
- Купил, наверное, чтобы на всех друзей хватило.
- Как вы думаете какое время суток, нарисовал Юрий Васнецов на этой иллюстрации? (Вечер. Зимой быстро темнеет - горит фонарь, освещает дорогу)
- Свет от фонаря идет сказочный, почему сказочный? (Кружочки - снежинки вокруг фонаря хороводы водят)
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок,
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
- Ребята, слова в потешке звучат как предостережение, чтобы дедушка Ежок не ходил на бережок, почему? (Ответы детей).
- Но разве он послушался? Конечно же, нет! Он пошёл на бережок.
Но художник Васнецов придумал, как его выручить: нарисовал дедушку Ежа на пеньке, в красных сапожках, а в лапках палочка.
- Как вы думаете, для чего ему нужна палочка? (Ответы детей).
(Он измеряет с её помощью глубину воды. Весной вода разливается везде – это называют половодьем)
- Что мы ещё видим на иллюстрации, о чём не говорится в потешке?
(Весной солнышко греет, становится тепло, появляются разные цветочки, распускаются вербочки и почки на деревьях. Прилетают птички и вьют гнёзда, видите они в клювах несут веточки.)
- Кто это там справа лапками разводит?
(Зайчишки! Не выдержали и тоже прибежали на бережок – удивляются, сколько воды кругом)
- Как вы думаете, ребята, чему радуются звери?
(Конечно же, они радуются тому, что закончилась лютая, холодная зима и пришла весна!)
- Какого цвета эта иллюстрация? (Светло-зеленая, весенняя, как молодая зеленая травка. И какая нарядная вербочка с пушистыми голубоватыми шариками)
- Вон как красиво рассказал красками художник Васнецов эту потешку. Как много интересных деталей придумал, о которых в потешке и не говорится. Он доставил нам большую радость своей фантазией.
Взгляните на картинки, которые перед вами. Кто нарисован на всех картинках? (Зайчик.) А как вы его узнали? Маленький, серый или белый с длинными ушками, коротким хвостом.
- Что делает зайчик в потешке «Заинька, выйди в сад...»
Он танцует, пляшет. Рука на поясе, ножку поднял. Как человек, одет в нарядные курточку и сапожки, радуется цветам, букету.
- Зайчик в потешке «Сорока-белобока» сидит на стульчике, держит лапкой чашку и ложкой ест кашу, которую ему положила Сорока-белобока. Сидит и ножку свесил со стула — ну, совсем как маленький мальчик.
Посмотрим еще на одного зайчика (Потешка «Сидит, сидит зайчик...»):
Сидит, сидит зайчик,
Сидит зайка серый
Под кустом,
Под кустом.
Охотнички едут,
Едут-скачут в поле
Во пустом,
Во пустом.
- Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите:
Я не ваш,
Я ушел.
Что же он здесь делает? Зайчик спрятался под кустиком от охотников. Страшно ему. Видите, как он весь сжался, ушки прижал, глаза большие — боится. Страничка белая, снежная, зайчик серенький, кустики какие нарядные, голубые ягодки на них, елочки все в снежинках-точечках. Не видно зайчика, хорошо спрятался.
Вот мы с вами увидели, как по-разному можно нарисовать зайчика: он и танцует, и убегает, и прячется. Только нужно уметь рисунком рассказать об этом. А для этого художник по-разному рисует лапки, голову, туловище, ушки зайчика.
Теперь посмотрим, как художник рисует природу.
Привяжу я козлика к белой березке,
Привяжу рогатого к белой березке:
Стой, мой козлик, стой, не бодайся!
Белая березка, стой, не качайся!
Березка осенняя, с оранжевой листвой. Все листочки слились в одно большое яркое оранжевое пятно, а по нему художник нарисовал много желтеньких кружочков — это листочки. На самом же краю кроны — по контуру ее — нарисованы пояском белые и серые кружочки, которые делают березку очень нарядной.
Ты рябинушка раскудрявая,
Ты когда взошла, когда выросла?
Я весной взошла, летом выросла,
По зорям цвела, солнцем вызрела.
Огромная ярко-зеленая шапка листвы, внутри которой красуются оранжево-желтые кисти ягод и светло-зеленые листочки. А по краям кроны (листвы) завиваются завиточки. Вот какая раскудрявая рябинушка!
Все удивляются и никак не нарадуются на нее — и дед в окошке, и гуси, и свиньи, и птички, даже дым из трубы дома хочет походить на кудрявую рябинушку — кудрявится!
Из всех этих занятий я делаю выводы, что книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства.
Повторная диагностика позволила сделать выводы о высокой результативности проведенной работы.
- Дети знакомы с книжной графикой, отличают ее от других видов изобразительного искусства.
- Знают художников – иллюстраторов детских книг.
- Дети видят средства выразительности книжной графики, как способы передачи состояния, настроения героев и отношения к ним автора.
- Умеют создавать собственные иллюстрации к сказкам и рассказам с использованием различных изобразительных материалов.
- Могут рассуждать о своем отношении к изображенному на иллюстрации, высказывать оценочные суждения.
Уважаемые родители!
Известно, что знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор
воображению и собственному творчеству детей.
Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.
1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш ребенок в ДОУ?
_________________________________________________________________
2. Чем ребенок любит заниматься дома?
Рисовать.
Лепить.
Вырезать из бумаги.
Играть в игрушки.
Другой вариант ответа _________________________________________________________________
3. Считаете ли Вы, что у вашего ребенка есть творческие способности? Какие?
__________________________________________________________________
4. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок?
Карандаши.
Краски.
Цветными восковыми мелками.
Фломастерами.
Другой вариант ответа __________________________________________________________________
5. Какие темы наиболее часто изображает ребенок?
__________________________________________________________________
6. Как используются детские работы?
Собираются и хранятся.
Устраиваются выставки.
Периодически рассматриваются с ребёнком.
Свой вариант ответа __________________________________________________________________
7. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и прочее?
__________________________________________________________________
8. Рисует ли кто-нибудь дома (взрослые, братья, оказывают ли они влияние на ребенка?
__________________________________________________________________
9. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке, ждет ли похвалы, поощрения?
__________________________________________________________________
10. Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (ладошками, мелками на асфальте, пальцами на запотевшем окне, палочкой на песке и др.)?
Да (какие?) _______________________________________________________.
11. Проявляет ли ребёнок интерес к живописи, графике, скульптуре, народному декоративному искусству?
__________________________________________________________________
12.Посещаете ли с ребенком выставки, музеи?
__________________________________________________________________
13. Смотрите ли вы с ребенком телепередачи, посвященные знакомству с изобразительным искусством?
__________________________________________________________________
14. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг?
__________________________________________________________________
15. Считаете ли вы необходимым для развития творческих способностей посещение ребенком занятий в изостудии на базе дошкольного образовательного учреждения? __________________________________________________________________
16. Ваши пожелания по организации работы изостудии на базе дошкольного образовательного учреждения?
__________________________________________________________________