Отчет о проделанной работе по плану самообразования воспитателя второй ранней группы «Б» «Колокольчик» Крячко Натальи Александровны
Тема по самообразованию: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»
Месяц | Прогнозируемые результаты | |
Деятельность воспитателя | Самообразование | Работа с родителями | Результат выполнения |
Сентябрь | 1. Планирование работы по самообразованию на новый учебный год 2. Мониторинг уровня детей | Изучение методической литературы | Рекомендации родителям «Читайте вместе с детьми» | Выполнено |
Октябрь | Знакомство со сказочными героями: 1. Прослушивание аудио сказок, детских песенок. 2.Просмотр мультфильмов по сюжетам русских сказок | Изучение методической литературы | Рекомендации родителям «Читайте вместе с детьми». | Выполнено |
Ноябрь | Изучение методической литературы | Дар детскому саду: Пополнение детской художественной литературы в библиотеке группы. | Выполнено |
Мониторинг уровня детей по первичному представлению об окружающем мире у детей раннего возраста
в процессе ознакомления с детской художественной литературы
Возраст детей от года до двух лет
высокий уровень оценивается в 3 балла
средний – 2 балла
уровень ниже среднего – в 1 балл.
ЗАДАНИЕ (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных представлений об окружающем мире.
Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о природе», «Герои сказок», «Животный мир»
Инструкция к проведению: Воспитатель показывает картинки по соответствующим тематикам
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень. ( ребёнок без труда реагирует на картинки).
Средний уровень.
Ребёнок, в основном, реагирует на картинки
Уровень ниже среднего.
Ребёнок не реагирует на картинки
Результаты мониторинга «Первичное представление об окружающем мире у детей раннего возраста
в процессе ознакомления с детской художественной литературой» группы «Колокольчик»
Список детей | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Баева Милана | | + | |
Васильев Ярослав | | | + |
Веркашанская Ирина | | | + |
Глущенко Максим | + | | |
Гузенко Варвара | | + | |
Луфаренко Дмитрий | + | | |
Мещеряков Багдан | + | | |
Подгоронова Мелисса | | + | |
Протасова Милана | + | | |
Серебряков Максим | + | | |
Сидоркин Иван | + | | |
Сидоркин Сергей | + | | |
ИТОГО | 7 | 3 | 2 |
По результатам мониторинга видно, что у 7 человек низкий уровень, у троих средний уровень. И только у 2х детей высокий уровень развития восприятия окружающего мира. Необходимо проводить ознакомительные занятия для повышения уровня развития восприятия окружающего мира.
Рекомендации родителям «Читайте вместе с детьми»
Чтение в годы детства – это, прежде всего,
воспитание сердца, прикосновение человеческого
благородства к сокровенным уголкам детской души
В. Сухомлинский
Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.
Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Хочется напомнить родителям, что семейное чтение это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.
На книжных прилавках никогда не было такого изобилия и разнообразия детских книг, как в последние годы. Тут и русская классика, и зарубежная, произведения современных авторов, сказки и приключения, детективы и фантастика. Огромный выбор того, что можно почитать детям или предложить им для самостоятельного чтения.
Важно, при этом, не забывать о том, какое огромное влияние оказывает художественная книга на душу ребенка. Далеко не всегда влияние это бывает положительным. Книга может подарить радость жизни, а может ввергнуть во мрак безысходности, может научить и мужеству.
Пока дети малы - выбор за вами. Сделать его не только ваше право, но и обязанность. Но и когда они подрастут, не оставайтесь в стороне, ваши подсказки очень нужны и важны. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас: его особенности, интересы, устремления.
Пусть книги, отобранные в круг чтения ваших детей принесут им только большую пользу и большую радость.
Список изучаемой методической литературы
Вохринцева С. Настольный театр. Сказка за сказкой. – Екатеринбург.: Страна фантазий, 2002.
Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
Гурович Л. М. Ребенок и книга. – СПб.: Акцидент, 1996.
Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. //Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – 35-40 с.
Зябкина В. В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. – 119-128 с.
Как научить вашего ребенка читать [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.kid.ru/rebenok/doman317.php
Куликовская Н. Увлечь книгой. //Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. – 33-41 с.
Любимые стихи и сказки от 1 года до 7 лет. – М.: Оникс 2009. – 50-52 с.
Маркова В. и Трегубова Л Только книга может обогатить мир ребенка. //Дошкольное воспитание. - 2009. №6. – 62-69 с.
Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/_0.html
Позина Е. и Давыдова Т. Детская классика. Для детей от 2 до 6 лет. Хрестоматия. – М.: Стрекоза 2009. – 39 с.