Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Майский детский сад «Солнышко»
Республика Крым
Отчет
о реализации проекта
по нравственному воспитанию, через приобщение детей к художественной литературе
с детьми
подготовительной группы
«Капитошка»
на тему:
«МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Воспитатель
Дорман О.П.
Дошкольный период - важнейший период становления личности дошкольника, когда закладываются, нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Актуальность темы :
Одной из актуальных тем воспитания подрастающего поколения, является, воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине.
В наше время большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия— великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
С первых лет жизни ребенка, приобщая его к народным сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам, к художественной литературе, мы закладываем в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности.
Проблема:
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решается в ДОУ. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается средний уровень знаний о родной стране, а у некоторых отсутствует познавательный интерес. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края по средствам художественной литературы. Решением данной проблемы является реализация проекта: «Моя Родина Россия».
Тип проекта:
Коллективный, информационно-творческий.
Длительность проекта:
- 1 неделя
Участники проекта:
1. Дети подготовительной группы детского сада.
2. Воспитатель – Дорман Оксана Петровна
3. Родители.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям средствами художественной литературы; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта:
1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
2. Способствовать возникновению интереса и любви к чтению, желанию и умению слушать художественные произведения, следить за развитием действий.
3.Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой).
4. Развивать стремление дошкольников в своих поступках следовать положительному примеру, формировать у них таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
5. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.
Предварительная работа
Чтение методической и художественной литературы, русские народные сказки, стихи, рассказы
Рассматривание иллюстраций, фотографий, призентаций.
Проведение цикла тематических занятий.
Экскурсия в школьную детскую библиотеку.
Подбор пословиц, поговорок, загадок о русской культуре.
Создание мини-музея «Народной куклы».
Ожидаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать:
- Что такое - «Родина», «Малая Родина», пословицы, поговорки о Родине.
- Символику России (флаг, герб, гимн России), значение символов, название столицы нашей Родины – Москвы, правительство, президент..
- Писателей и их произведения о Родине.
- Природу родных мест, бережно относиться к ней.
- Создание Лэпбука «Моя Родина Россия»
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.
II. Основной (практический)
Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
1.Беседы: «Моя Родина», «Родина одна», «Москва сердце – России», «В каком городе я хочу побывать?», «Мы живем в России».
2. НОД лепка «Персонаж любимой сказки».
3. Чтение художественной литературы : В. Степанов «Что мы зовем Родиной?», А. Карданов «Родная земля», В. Лебедев – Кумач «Москва», З. Александрина «Родина», пословицы , поговорки о Родине : «Родина-мать, умей за неё постоять!»; «Родная сторона-мать, чужая-мачеха»; «Всякому мила своя сторона».
4. Экскурсия в школу, в школьную библиотеку.
5. Рисование «Родная страна ».
6. Дидактические игры «Города России», «Путешествие по России», «Подбери пару», «Народные промыслы», «Во , что одевались на Руси?»
7. Рассматривание герба, флага, карты России, иллюстраций, фотографий, альбомов по теме.
8. НОД развитие речи «Родная страна» .
9. Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «К названому дереву, беги», «Карусели», «Хоровод».
10.Слушание песен : «С чего начинается Родина» Марк Бернес ,«У моей России…», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, слушанье гимна.
11.Ситаутивные разговоры «Что мы Родиной зовем?».
Работа с родителями:
Сбор материала для оформления лэпбука «Моя Родина Россия».
Заключительный:
1. Итоговая беседа «Мы живем в России».
2. Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота».
Результат:
Изготовление лэпбука : «Моя Родина Россия».
Свою работу по патриотическому воспитанию начала с создания для детей теплой, уютной атмосферы в группе, детском саду. Каждый день ребенка в детском саду начинался с самого утра улыбками, приветствиями, добрыми друзьями, веселыми играми. Потому что именно с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором формируется - чувство любви к своей Родине.
Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольников. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Главной ролью художественной литературы остаётся воспитание, нравственное развитие, верное представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений показывают ребёнку что хорошо, а что плохо, учат нормам поведения, опыт которого можно перенести в свою жизнь. Любая книга по возрасту помогает понять самого себя, других людей, их жизненные ценности. Все это является залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.
Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Для этого мной была правильно подобранна художественная литература в соответствии с возрастом и интересами ребёнка и ее я целенаправленно использовала в разных видах деятельности. Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и конечно же стихотворения и рассказы о Родине, столице России.
Во время проведения проекта с детьми проводились беседы и НОД, экскурсии, наблюдения, знакомства с новыми произведениями разных жанров, писателями. Дети слушали песни : «С чего начинается Родина» Марк Бернес ,«У моей России…», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, слушанье гимна. Проводился сбор информации для создания лепбука «Моя родина Россия» совместно с родителями, детьми и воспитателями. Все эти мероприятия сплотили детский коллектив, воспитателей и родителей, ведь у всех была одна цель и задачи с которыми мы успешно справились.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
«Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно
тонкая и не поверхностная.
Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому
терпению взрослого доступны ее вершины.
Удивительное искусство – детская книжка!».
Л. Токмаков