СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет Основные принципы формирования информационной культуры школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные принципы формирования информационной культуры школьника

Просмотр содержимого документа
«Отчет Основные принципы формирования информационной культуры школьника»

Буянова Ирина Борисовна

Слушатель курса повышения квалификации

«Школьная библиотека как центр

образовательного Пространства

реализации ФГОС ООО»

Отчет

Основные принципы формирования информационной культуры школьника

Наиболее точным определением информационной культуры личности, отражающее современные потребности информационного общества, являетсяопределение, данное Натальей Ивановной Гендиной.-профессором Кемеровской государственной академии культуры и искусств.

В самом слове "грамотность" по ее мнению, есть оттенок элементарности, примитивности, отражение самого простого, начального уровня образования. Применительно ко всему многообразию знаний умений и самостоятельных действий человека при работе в такой сфере ,как информация и современные информационные технологии, термин" информационная грамотность" не в вполне точен. Длясегодняшнего времени подходит термин "Информационная культура" Можно сказать ,что , дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Но и этого недостаточно. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.

Типичными формами работы библиотек по развитию информационной культуры у учащихся на сегодняшний день являются:

-индивидуальные консультации по библиографическому разыскиванию и методике работы с документами;

-групповые консультации ,беседы, лекции об информационной системе страны, мира и правилах ее использования;

-экскурсии по библиотеке;

-проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных носителей ресурсов, включая Интернет;

-библиотечные уроки по обучению методике оформления списков используемой литературы;

-игровыемероприятия, такие как "Информина"-это библиотечные игры соревнования, посвященные конкретной теме, выявляющие уровень информационной культуры участников, их знаний ,умения пользовать с СБА библиотеки справочнойлитературой, библиографическими указателями и т.д.

Будущее современного человека – это мир информационного общества и обществ знаний. Его важнейшие характеристики:

информация и знания становятся главной преобразующей силой общества;

цикл обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других) опережает темпы смены поколений;

непрерывное образование и при необходимости способность к переквалификации являются условием успеха личности;

жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию.

Принципы формирования информационной культуры школьника

Принцип культурологического подхода:

- означает неразрывность информации и культуры, неотъемлемость информационной культуры от общей культуры человека;

- обеспечивает мировоззренческие установки и ценностные ориентации личности по отношению к информации как к элементу культуры;

- препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни беспрецедентным ростом и развитием информационно-коммуникационных технологий.

Принцип системного подхода.- означает целостность характеристики сложного, многогранного феномена информационной культуры, представляющего сплав знания разнообразных информационных ресурсов, правил поиска и переработки информации с помощью  современных информационно-коммуникационных технологий, умений оценки и интерпретации информации, самостоятельного создания информационных продуктов.

Принцип деятельностного подхода.- означает, что формирование информационной культуры личности ведется с позиций деятельности конкретного человека, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.

Принцип технологического подхода.- означает, что формирование информационной культуры личности – это образовательная технология, включающая определенную совокупность форм, методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.

Принцип интегративности.- означает органичное взаимодействие образовательных и библиотечно-информационных учреждений при формировании информационной культуры личности;

- обеспечивает достижение синтеза различных наук (культурологии, педагогики, логики, информатики, документоведения, семиотики, библиотечного дела и библиографии и других) для формирования информационной культуры личности.

Принцип непрерывности:- означает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) для формирования информационной культуры личности;

- обеспечивает воплощение в жизнь одной из ключевых идей современности - «образование в течение всей жизни».

Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!