ИТОГИ ГОРОДСКОЙ ОЛИМПИАДЫ СРЕДИ 5-6 классов среди казахских школ
Аналитическая справка по итогам проведения городского этапа олимпиады учащихся по русскому языку среди 5- 8 классов
среди казахских школ города
Согласно плана МО гуманитарного цикла с 24 марта по 25 марта 2016 года на базе школы –лицей № 2 им.Абая был проведен городской этап олимпиады по русскому языку в казахских школах .
Цели проведения олимпиады:
стимулирование интереса учащихся к русскому языку и литературе;
выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;
оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;
активизация творческих способностей учащихся;
выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на Олимпиадах;
популяризация русского языка и литературы как науки и школьного предмета.
ФИО председателя жюри : Аманжолова Каракат Бауыржановна, руководитель городского МО учителей русского языка и литературы учитель русского языка и литературы ОСШ №10
ФИО членов жюри :
Сатенова Шарбат Шайкуловна, учитель русского языка и литературы школы-лицея №15;
Шарипова Гульнур Баймбетовна , учитель русского языка и литературы школы-гимназии №7;
Шабленова Меруерт Богембайкызы, учитель русского языка и литературы ОСШ №8.
Всего в олимпиаде участвовало 68 учащихся из 5-8 классов образовательного учреждения, что составляет 14 % от общего числа учащихся
Материалы для олимпиады были составлены учителем русского языка и литературы Аманжоловой К.Б. в соответствии с Программой основной школы 5-8 классов для национальных школ РК и включали в себя задания из следующих разделов:
I тур :
1.Изложение
2 .Фонетика (звукобуквенный анализ слов);
3.Синтаксис ( разбор предложения);
II тур:
Прочитайте текст выразительно.
Определите тему, основную мысль поэтического текста.
Найдите и выпишите слова в переносном значении.
Составьте текст на тему « Мое любимое животное» (5 кл.), «« Птицы наши друзья»(6 кл.), « Мой любимый композитор» (7 кл), Моя родина-Казахстан»(8 кл)
Прочитайте наизусть художественное произведение.
Итоги первого тура
В первом туре участвовали 68 учеников. Первый тур состоял из написания изложения и разборов.
5 класс – Ыбырай Алтынсарин (78 слов),морфологический разбор слова этнографии3
6 класс- Ганс Христиан Андерсен (98 слов), синтаксический разбор Андерсен решил стать писателем и писать сказки4
7 класс- Наурыз( 108 слов) синтаксический разбор В этот день люди прощают друг другу все обиды, ошибки.4 и фонетический разбр Праздник 1
8 класс- Машины и люди (128 слов ) синтаксический разбор сложного предложения (СПП)
Итоги первого тура показали следующие западающие зоны , что учащиеся не умеют «слушать» и «слышать» . В 5,6,7 классах дети в изложении допускали отклонения от самого текста изложения, писали свои знания о празднике наурыз, биографические данные о Ыбырае Алтынсарине и Гансе Христиане Андресене, хотя в методике написание предполагается, что ученик, слушая рассказ, предназначенный дня письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами, в изложении должна звучать живая речь школьника, отсутствует понятие о написании изложения, умение письменно воспроизводить чужой текст повествовательного характера. К сожалению, в большинстве случаев изложения написали без черновиков. На основании выше изложенного ко второму туру были допущены 30 учащихся, а это меньше 50% из числа заявленных участников
Итоги второго тура
На втором туре учащиеся должны были выполнить следующие задания:
1. Прочитать незнакомое стихотворение выразительно.
2. Определить тему, основную мысль поэтического текста.
3. Найти и выпишите слова в переносном значении.
4. Составить текст на тему « Мое любимое животное» (5 кл.), «« Птицы наши друзья»(6 кл.), « Мой любимый композитор» (7 кл), Моя родина-Казахстан»(8 кл)
5. Прочитать наизусть художественное произведение.
При чтении незнакомого стихотворения большинство ребят неправильно ставили ударение над словами из предложенных стихотворений, запинались, читали без особого выражения. Очень хорошо справились с данным заданием учащиеся 8–ых классов городской гимназии:Жарылғап Аружан, Калиленова Әлия.Составляют последовательные тексты на заданную тему . Учащиеся 8 классов при составлении текста на тему : «Моя Родина -Казахстан» Жарылғап Аружан, Калиленова Әлия (городская гимназия) написали о четкой гражданской позиции , говоря о становлении Казахстана , начиная с истоков до современности .Тексты были содержательны и последовательны и актуальны.
В целом особо можно отметить подготовку учащихся следующих школ: городская гимназия, Лицей №15, Лицей №2, Гимназия №7,. Работа учителей с учениками ведется в системе постоянно. Ребята четко анализируют лирический текст, в полном объеме знают материал анализа , умеют находить средства выразительности речи , определяют тему и идею стихотворения .
При чтении наизусть берут большой объемный материал , читают вдумчиво и выразительно, подбор стихотворений не из школьного программного материала .Это очень отрадно.
Однако, очень печально, что есть представители школ № 9,24,25,5 для участия на предметной олимпиаде отправили 1-3 ученика, работа с данными учениками ведется эпизодически, подбор стихотворений их из школьного курса, нет системности в работе учителей. При разборе простого предложения вопиющий факт вызвала работа ученика 6 класса школы №9, (учитель Сатмагамбетова С.Н.) разобрал предложение в виде кластера, что не допустимо единым требованиям синтаксического разбора предложения. Учащийся 6 класса школы №24 (Учитель Маулетова И.О) не указывают чем выражены члены предложения, путают падежи имен существительных в предложении , нет единого оформления при составлении схемы предложений
Итоговые результаты олимпиады по предметам отражены в следующей таблице
Результаты олимпиады по русскому языку
№ 1 | Фамилия, имя участника | Школа | класс | баллы | место |
І тур | ІІ тур | баллы |
Абентаева Дильназ | Школа-гимназия №7 | 5 | 44 | 44,7 | 88,7 | І |
2 | Абылхаир Томирис | Школа-лицей №15 | 5 | 18 | 27 | 45 | ІІІ |
3 | Кудышева Томирис | Школа-гимназия №7 | 5 | 32 | 32 | 64 | ІІ |
4 | Маканалина Дильназ | Школа-лицей №15 | 5 | 16 | 25,5 | 41,5 | ІІІ |
5 | Есентаева Даяна | Школа-гимназия №7 | 5 | 33 | 37,5 | 70,5 | ІІ |
6 | Аманкелді Фархат | ОСШ№16 | 5 | 15 | 34 | 49 | ІІІ |
№ 1 | Фамилия, имя участника | Школа | класс | баллы | место |
І тур | ІІ тур | баллы |
Сапарбек Зайтуна | Школа-лицей №15 | 6 | 35 | 32,5 | 67,5 | |
2 | Раисбекова Айгерім | ОСШ №16 | 6 | 35 | 16 | 51 | |
3 | Есимханова Назерке | Школа-лицей №2 | 6 | 46 | 18 | 64 | |
4 | Сейзхан Жанел | Гимназия | 6 | 35 | 36,4 | 71,4 | ІІІ |
5 | Досжан Аружан | Школа-лицей №15 | 6 | 42 | 36,7 | 78,7 | ІІІ |
6 | Болатқызы Рузана | Гимназия | 6 | 50 | 38,7 | 88,7 | І |
7 | Жорабеков Ерасыл | ОСШ №8 | | 45 | 41 | 86 | ІІ |
8 | Мурат Бота | Школа-гимназия №7 | | 41 | 28,2 | 69,2 | ІІІ |
9 | Тлеулиева Айым | Школа-гимназия №7 | | 49 | 38,9 | 87,9 | ІІ |
№ 1 | Фамилия, имя участника | школа | класс | баллы | место |
І тур | ІІ тур | баллы | |
Оспанов Исламбек | Школа-лицей №15 | 7 | 39 | 32,2 | 71,2 | ІІІ |
2 | Байгенженов Диас | ОСШ №16 | 7 | 30 | 24 | 54 | |
3 | Марат Арина | Школа-гимназия №7 | 7 | 19 | | 19 | |
4 | Маратова Аделина | Школа-лицей №15 | 7 | 47 | 47,7 | 94,7 | І |
5 | Нурланбекова Диана | Лицей №2 | 7 | 24 | 19 | 43 | |
6 | Бейсембекова Айнур | Лицей №2 | 7 | 30 | 34 | 64 | ІІІ |
7 | Ахметханова Әсел | Школа-гимназия №7 | 7 | 43 | 41,5 | 84,5 | ІІ |
8 | Карабалина Баян | гимназия | 7 | 20 | 35,7 | 55,7 | ІІІ |
9 | Абдыгалимова Дайана | Школа-лицей №15 | 7 | 41 | 47 | 88 | ІІ |
№ 1 | Фамилия, имя участника | Школа | класс | баллы | место |
І тур | ІІ тур | баллы |
Урмедилдаева Гулсая | школа-лицей№15 | 8 | 37 | 40,7 | 77,7 | ІІІ |
2 | Өмірсерик Айдана | Школа-лицей №15 | 8 | 34 | 40 | 74 | ІІІ |
3 | Карибек Назира | Школа-гимназия №7 | 8 | 46 | 36 | 82 | ІІ |
4 | Мырзагалиева Дильназ | Школа-гимназия 7 | 8 | 35 | 35,5 | 70,5 | |
5 | Кашебдина Жауһар | Школа-гимназия №7 | 8 | 45 | 27,5 | 72,5 | ІІІ |
6 | Жарылғап Аружан | Гимназия | 8 | 41 | 45 | 86 | І |
7 | Калиленова Әлия | гимназия | 8 | 35 | 49 | 84 | ІІ |
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы в том числе.
Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, конкурентоспособной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
Для подготовки участников городской Олимпиады целесообразно разработать отдельную программу и составить индивидуальный образовательный маршрут для каждого члена сборной команды. Как показала практика, хороших результатов можно добиться, организовав занятия по русскому языку постоянно, системно, а не эпизодически и не для галочки просто для участия. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает.
Рекомендации:
• подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
• курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
• индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
• использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
• уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
• использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
Справку составила учитель русского языка и литературы
КГУ ОСШ № 10 Аманжолова К.Б.
26 марта 2016 г.