Отчет педагога-психолога Ещенко В.Г. за 2021- 2022 учебный год
Программа: Рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена на основе авторской учебной программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, авторами Л.А. Метиевой, Э.Я Удаловой.
Цель занятий: Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков, одновременно развивая позитивную «Я-концепцию» у каждого из участников, на основе индивидуального и группового взаимодействия, создать позитивное отношение к школе.
Основные задачи:
Снизить эмоциональную напряженность ребенка после самоизоляции в условиях дистанта.
Создавать условия эмоционального комфорта для самовыражения, самопознания и развития самоконтроля у учащихся с эмоционально-волевыми поведенческими нарушениями.
Формировать навыки эффективного речевого общения через «Я – высказывания».
Поддерживать связь с родителями учащихся, организовать совместную работу по психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса.
Охват учащихся:
Класс | 4 класс | 5 класс |
| 14 | 16 |
Всего детей (чел.) | 30 |
Количество детей, посещающих групповые занятия -
| 13 | 14 |
Всего детей (чел.) | 27 |
Количество детей, посещающих индивидуальные занятия -
| 13 | 15 |
Всего детей (чел.) | 28 |
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом году работа велась по основным направлениям:
Направление | 4 класс (дети) | 5 класс (дети) | педагоги | родители |
консультативное | | | 10 | 22 |
диагностическое | Методики: Цветовой тест Люшера. Карта риска суицида (Шнайдер Л.Б.). Опросник враждебности Басса-Дарки (Резапкина). Шкала депрессии Зунге (Балашова Т.И.). Тест по теме «Здоровый образ жизни» Опросник враждебности Басса – Дарки Анкета «Вредные привычки», «ПАВ» Проективная методика «Кактус» | Методики: Карта риска суицида (Шнайдер Л.Б.). Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Опросник враждебности Басса-Дарки (Резапкина). Шкала депрессии Зунге (Балашова Т.И.). Тест по теме «Здоровый образ жизни» Опросник враждебности Басса – Дарки противоположного пола» Проективная методика «Кактус» Анкета «Вредные привычки», «ПАВ» | (комфортность в классе) | |
коррекционно- развивающее занятия. | Групповые и индивидуальные коррекционно- развивающее занятия. . | Групповые и индивидуальные коррекционно- развивающее занятия. | | |
| просветительское | | | Ознакомления результаты диагностического обследованиям | Ознакомления результаты диагностического обследованиям |
| методическое | подбор диагностических методик,, материалы для коррекции, ведение текущей документации, рекомендации для учащихся, стендовая информация, анализ деятельности по классам | Рекомендации по работе с Учащимися памятки, методические материалы | Рекомендации как помочь ребенку во время обучения. Памятка родителям на каникулы. | |
Консультативное
Проведены плановые консультации для педагогов по запросу:
Название | Тема |
результаты психологической диагностики | ознакомление с результатами диагностического обследования учащихся, рекомендации для работы с учащимися |
проблемы общения | испытывает трудности при общении с окружающими |
трудности взаимоотношений с одноклассниками | постоянные конфликтные ситуации с одноклассниками |
поведенческие проблемы учащихся | частые нарушение правила поведений на уроках и переменах, пропуски учебы |
Консультации для родителей:
Название | Тема |
поведенческие проблемы у ребенка | частые нарушение правил поведения в школе и дома в условиях дистанционного обучения |
трудности взаимоотношений с ровесниками | склонен к конфликтным ситуациям (зачастую сам их и создает). |
нежелание учится и трудится | низкая школьная мотивация, посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. |
Психологическое здоровье детей, его нарушение, депрессия, неврозы, страхи. | эмоциональная неустойчивость |
Детско –родительские отношения | Стили воспитания в семье |
Просветительское
Мероприятие | Цель | Результат |
В сети вайбер: Семинары – практикумы для родителей воспитывающих детей с ОВЗ | Повышение родительской компетентности по вопросам ребенок – ОВЗ. Определить круг общих проблем, возникающих в усвоении программы детьми с ОВЗ в условиях дистанта. | Расширить знания о причинах, и трудностях в освоении программы учащихся в условиях изоляции . Буклет «Развитие памяти» |
Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, беседы, семинары, подбор литературы и др.). Мною проводятся беседы в «Родительском чате» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка а также совместное предупреждение асоциального поведения детей. | Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. В ходе моей работы, я участвую в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделируют ситуации, благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов. Стендовая - просветительская работа позволяет повышать психологическую компетентность всех участников воспитательного процесса, доводить до них информацию, освещать различные вопросы, давать общие рекомендации. Тематику я определяю по темам бесед, проводимых с участниками образовательного процесса: «Как учить уроки», «Родителям» «Интернет и ты». В работе с родителями и обучающимися часто использую такой инструмент просветительской работы, как буклеты и памятки. | Важно знать специфические индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей могут находиться в стрессовой ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами. Таким образом, психологическое просвещение и консультирование — основный способ и одновременно одни из активных форм реализации задач консультативно-просветительской работы. |
Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией в целом невелико. Это объясняется низким уровнем образованности родителей, а также слабой заинтересованностью в вопросах воспитания детей. Вместе с этим, видно, что с каждым годом количество консультаций возрастает, что указывает на эффективность проводимой работы.
Диагностическое
Что? | Кого? | Методика | Результат |
Комфортность учащихся | учащиеся 4 -5 классов | А.Ф. Фидлер «какой у нас коллектив» | Уровень комфортности и социометрии показали, что внутригрупповые отношения в классах удовлетворительные. Большинство ребят состоят в статусах «предпочитаемых» или «принятых». Показатель психологического климата на среднем уровне. Мотивационная сфера на среднем уровне, большинство учащихся успешно справляющихся с учебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Подобный уровень мотивации является нормой. |
Эмоциональное состояние | учащиеся 4 -5 классов | Цветовой тест Люшера. | У учащихся 4 и 5 класса преобладает благоприятное и удовлетворительное эмоциональное состояние, эмоционального и кризисного состояния (дезадаптация) – не выявлено Выявлен средний уровень стрессоустойчивости. |
Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. | учащиеся 4 -5 классов | Проективная методика «Кактус» |
Суицидальные риски | учащиеся 4 -5 классов | Карта риска суицида (Шнайдер Л.Б.). Опросник враждебности Басса-Дарки (Резапкина). Шкала депрессии Зунге (Балашова Т.И.). | Показатель тревожности на среднем уровне. Депрессивных состояний не выявлено, уровень физической, косвенной, вербальной агрессии - минимальный |
ЗОЖ | учащиеся 4 -5 классов | Тест по теме «Здоровый образ жизни» Анкета «Вредные привычки» «ПАВ» | По данным диагностик учащиеся опыта употребления наркотиков не имеют, однократно пробовали алкоголь -2 ученика 5 класса (с друзьями), большинство обучающихся не пробовали курить вообще, 6 человек однократно (из любопытства, не понравилось), 4 человека курили «Несколько раз». |
Гендерноое воспитанию | учащиеся 4 -5 классов | Проективные методики | Все учащихся дают правильное определение понятию «мужской и женский пол», гендерные различия осознают |
Коррекционно-развивающее
Кол-во Чел, класс | Дистанционные занятия | Результаты индивидуальной работы с психологом в школе | Рекомендации |
Регулярное посещение занятий | Отказ родителей | Перевод к другому специалисту | Иное | Положительная динамика | Незначительно положительная динамика | Отрицательная динамика | Без изменений | Продолжить занятия | Пройти обследование ПМПК для Дом/обуч | Занятия завершены |
4 кл. Всего: 13 чел | 8 чел. | | | 9 | 7 | 4 | | 2 | 13 | 2 | |
5 кл. Всего: 15чел | 11 чел. | | | 3 | 10 | 3 | | 2 | 14 | | |
С 4 апреля по 8 апреля 2022 года была запланирована и реализована неделя психологии, в нее вошли следующие мероприятия и акции: «Радуга настроения». Нетрадиционные физминутки на переменах. АРТ- визаж: «Я художник». «Работа на мольбертах». Арт-Визаж «Мы за Россию!».Психологическая игра «Мандалы». «Зарядка для ума». Психологическое нейро-упражнение «Кулак, ребро, ладонь». Флешмоб «Zа наших! Добро неизбежно» (позитивные мотиваторы). Мероприятие «Вместе мы сила!
Психопрофилактическая работа
Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей. Так, участие в профилактике дезадаптации обучающихся (5 класс). Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников.
Участие педагога-психолога в работе школьного Совета профилактики помогает мне в решении вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей, имеющих те или иные трудности в воспитании и обучении. На Совете профилактики я доношу информацию до педагогов, родителей по тем или иным вопросам воспитания, освещаю последствия различного рода отклонений в поведении.
Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте школы и своем персональном сайте Мультиурок.
Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике курения, ПАВ и пропаганде здорового образа жизни школьников.
В ходе занятий у детей формируются навыки "правильного" общения, и умение сказать "нет". Отрабатываются приёмы, как справиться с агрессией, гневом. Занятия помогают ребятам осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют приобретению социального опыта общения. При проведении профилактической работы я стараюсь активно сотрудничать с различными организациями: библиотекой, больницей и др.
Онлайн семинары и вебинары за 2021 год.
№ | Дата | Тема | Кем проводится |
1 | 28 января 2021 | Проблемы поведения детей с РАС | ГБОУ «СКОШ |
1 | 11 - 13 октября 2021 | Семинар «Развитие стрессоустойчивости детей и подростков» | Ютуб |
2 | 16 декабря 2021 | Использование результатов Единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической, в том числе, адресной работы с обучающимися образовательных учреждений | ГБОУ «Республиканский центр образования» |
3 | 20 декабря 2021 | II Всероссийская конференция-совещание «Клинико-психолого-педагогическое иccледование современных детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью» | Ютуб |
№ | Дата | Тема | Кем проводится |
4 | 21.01.2022 | Семинар-практикум «Методическое сопровождение ИОМ педагогов образовательной организации» | ГАУ ДПО РБ «БРИОП» |
5 | 26.01.2022 | Методический семинар для педагогов-психологов и социальных педагогов. Тема: «Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях» | МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» |
6 | 25.02.2022 | Патриотическое воспитание в РБ | |
7 | 17.03.2022 | Первая республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы коррекционной деятельности образовательных учреждений Республики Бурятия: опыт и перспективы», посвященная 90 – летнему юбилею БГПИ – БГУ имени Д. Банзарова | ФГБОУ ВО "БГУ" (г. Улан – Удэ, Республика Бурятия) |
8 | Март 2022 | Повышение квалификации: Психологическое сопровождение обучающихся в критических ситуациях в целях реализации концепция развития психологической службы в системе образования в российской федерации на период до 2025 года (36 часов) | Единый урок.рф |
9 | 18.03.2022 | Тема: Совещание с руководителями детских движений и СМИ | Минобрнауки РБ |
10 | 08.04.2022 | VI Дианалитическая онлайн-конференция «Психология развития. Дианалитический взгляд на проблемы развития» | ООО «Институт Дианализа» г. Новосибирск |
11 | 20.04.2022 | «Профилактика употребления психоактивных вещевств у подростков» | ЦОЗиМП имени В.Р. Бояновой |
Личные достижения
Диплом участника Республиканского конкурса «Мой наставник».
Благодарственное письмо за подготовку участников VII Республиканского фестиваля-конкурса детских самодеятельных театров кукол «Сказочная страна».
Сертификат участника II Всероссийской конференции-совещания «Клинико-психолого-педагогическое иccледование современного ребенка с ОВЗ и с инвалидностью».
Благодарственное письмо за подготовку победителя/участника в мероприятии Международная викторина для младших школьников с ОВЗ «Веселая грамматика».
Благодарственное письмо за помощь в подготовке учащихся к конкурсу «Минута Славы - 2021».
Благодарственное письмо за подготовку обучающихся к участию во Всероссийском детском конкурсе рисунков и поделок «Милая мама».
Благодарность участнику 6-ой межрегиональной акции #ПРОБАЙКАЛЧИТАЙ.
Диплом победителя за 1 место во Всероссийском конкурсе для работников образования «Новогодняя фантазия».
Благодарственное письмо за подготовку обучающихся к участию во Всероссийском детском творческом конкурсе «День Снеговика».
Благодарственное письмо за подготовку обучающихся к участию во Всероссийском детском конкурсе рисунков «Зимние забавы».
Благодарственное письмо за подготовку обучающихся к участию во Всероссийском детском творческом конкурсе «Весенний праздник – 8 марта».
Сертификат участника I Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной деятельности образовательных учреждений Республики Бурятия: опыт и перспективы», посвященная 90 – летнему юбилею БГПИ – БГУ имени Д. Банзарова.
Благодарственное письмо за подготовку обучающихся к участию во Всероссийском детском творческом конкурсе «В мире птиц».
Благодарственное письмо за подготовку обучающихся к участию во Всероссийском детском творческом конкурсе, посвященном Дню космонавтики и первому полету человека в космос «Просто космос».
Сертификат участия в I Республиканском конкурсе детского творчества «Искорки Сагаалгана. Сагаалганай ошонууд».
Благодарственное письмо за подготовку победителя/участника в мероприятии Международная викторина для младших школьников с ОВЗ «Веселая логика».
Сводная таблица статистических показателей по направлениям деятельности за 2021-2022 год
Возрастной контингент | Психологическое консультирование | Психологическая диагностика | Коррекция и развитие | |
Индивидуальная работа | Групповая работа | |
Кол-во занятий | Кол-во чел. | Кол-во групп | Кол-во занятий | Кол-во чел. | |
Индивидуальные консультации | Групповая диагностика | Индивидуальная диагностика | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| Кол-во консультаций | Кол-во человек | Кол-во обследов аний | Кол-во чел | Кол-во обследов аний | Кол-во чел | | | | | |
4 класс | | | | | 13 | 13 | 201 | 13 | 3 | 67 | 14 |
5 класс | | | | | 14 | 14 | 198 | 14 | 2 | 66 | 15 |
Родители | 10 | 12 | | | | | | | | | |
Педагоги | 12 | 8 | | | | | | | | | |
Итого | 22 | 20 | | 27 | 399 | 133 |
ВЫВОД:
По итогам работы педагога психолога Ещенко В.Г можно сделать выводы: в течение всего 2021-2022 учебного года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Вся запланированная работа выполнена в полном объеме.
- большинство учащихся успешно справляющихся с учебной деятельностью.
- навыки эффективного речевого общения через «Я – высказываниия» повысились на 4%,
- эмоционально – волевая сфера на 2%,
- предупреждение и разрешение конфликтов с учащимися на 3%,
- мотивационная сфера на среднем уровне
В следующем учебном году необходимо продолжать работу в том же направление что и текущем.
По коррекционно-развивающей деятельности, групповым и индивидуальным занятиям.