СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по курсу внеурочной деятельности «Дизайн-проектирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отчет по курсу внеурочной деятельности «Дизайн-проектирование»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»









ОТЧЕТ

по курсу внеурочной деятельности

«Дизайн-проектирование»

Срок реализации: 1 год




Автор-составитель:

Власова В. А., учитель технологии










Коркинский муниципальный район

2020

Каждое утро человек просыпается и начинает свой день с одного и того же: кто-то собирается в школу, кто-то  в университет, кто-то на работу. Однако в суете серых будней люди перестают обращать внимание на вещи, которые кажутся им обыденными, будь то исписанная рабочая тетрадь, новый ноутбук или кухонный сервиз, пылящийся в бабушкином серванте. Но всем ли известно, что скрывается за той или иной картинкой на обложке? Было ли создание росписи на блюдцах спонтанной идеей или за этим стоит целая творческая история? Так что же такое «дизайн» и как он проявляет себя в жизни человека?

Дизайн охватывает практически все сферы современной жизни; он служит международным термином, который обозначает весь спектр деятельности по созданию предметов материального быта в соответствии с требованиями господствующей моды на основе научных знаний и технических достижений.

Профессия «дизайнер» считается сегодня одной из наиболее модных профессий, и она неразрывно связана с такими словами как «творчество» «креативность». Большинство обывателей отождествляют эти понятия или подменяют их. Однако стоит их развести.

Так, основным отличием творческой деятельности от практической является уникальность результата, поскольку последствия творчества трудно предугадать и почти невозможно получить такой же результат, даже если повторить тот же процесс с теми же исходными условиями. Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое творческое мышление – креативность. Иными словами, креативность понимается как общая способность к творчеству, к порождению необычных идей, нахождению оригинальных решений, уход от традиционных схем мышления.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой школы, и одна из целей ФГОС – развитие личности школьника, его творческих и креативных способностей. При этом развивать креативное мышление школьников можно практически в любой сфере деятельности, на любом школьном предмете, или за счет внеурочной деятельности, различными методами и средствами. В качестве активного средства развития креативного мышления может выступать дизайн.

Занятия дизайном являются очень актуальными сегодня, поскольку решают не только проблему художественного образования детей, но и проблему их социальной адаптации и профессионального самоопределения. Рассматриваемый курс внеурочной деятельности «Дизайн-проектирование» предназначен для обучающихся 8-х классов и рассчитан на 1 час в неделю, 35 часов в год; ориентирован на овладение ими средствами и приемами рисования и декоративно-прикладного творчества, так и на развитие у них креативности и нестандартности мышления, умения находить оригинальные способы решения проблемных ситуаций.

Преимущества внеурочной деятельности в данном случае по сравнению с другими видами образования – это предоставление выбора, вариативность содержания и форм, доступность знаний и информации, адаптивность к изменениям (запросам), открытость. Такой подход способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования.

Основной целью данного курса является развитие творческих способностей обучающихся посредством дизайнерской деятельности.

Поставленная цель раскрывается в единстве следующих задач:

  1. обучающей: знание и умение применять различные техники изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества; технологические знания проектирования и художественного конструирования предметов быта;

  2. развивающей: развитие общего кругозора, творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности, способности к сотрудничеству и коммуникации, умения проявлять социальную ответственность, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии;

  3. художественно-творческой: развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления путем использования нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

  4. технической: освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства и художественного конструирования;

  5. воспитательной: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.

На занятиях дизайн-проектированием школьники знакомятся с основами деятельности профессии «дизайнер» и с особенностями художественного проектирования - это правила выполнения рисунка, технического рисунка и чертежа, монохромные и полихромные изображения, шаблоны, шрифты, основные законы композиции и цветоведения, эскизирование, получают навыки формообразования, композиционного построения и использования нестандартных техник рисования.

В образовательном процессе по данному курсу используются групповые и коллективные формы работы с детьми, однако основной формой являются индивидуальные практические работы, которые выполняются с использованием бумаги, картона, пластилина, природных и бросовых материалов, гелиевых ручек, цветных карандашей, гуашевых и акварельных красок, туши, вырезок из газет и журналов, различных предметов дизайна и иллюстраций. При выполнении творческих заданий у них развивается познавательный интерес, активность, воображение, эстетический вкус, формируется умение смотреть на объект под новым ракурсом, воплощать в жизнь оригинальные идеи, гордость за свою работу и уверенность в собственных силах. И для этого не нужны какие-то дорогие материалы или длительные месяцы занятий по оттачиванию техники и мастерства или овладению технологией, главное – это фантазия и умение взглянуть на предмет по-новому, нестандартно.

Интеграция данного курса с рядом учебных предметов, таких как ИЗО, информатика, черчение, история, технология, математика, позволяет объединять, систематизировать и расширять знания у детей, формирует умения планировать и исполнять намеченный план действий, находить рациональные решения.

Ожидаемые результаты освоения данного курса.

  1. Личностные УУД:

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации, ИКТ технологий;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

  1. Регулятивные УУД:

  • ставить учебные задачи, планировать выполнение работы;

  • учится мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий;

  • проводить контроль, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватно-ретроспективной оценки;

  • учится осознавать качество и уровень усвоения материала, искать ошибки в выполнении работы.

  1. Познавательные УУД:

  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

  • осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;

  • развивать художественный вкус, как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

  • развивать фантазию, воображение, художественно-образный тип мышления, целостное восприятие мира, интуицию, память;

  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства.

  1. Коммуникативные УУД:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • в результате занятий у обучающихся должны развиться качества личности: умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценочными материалами в данном случае могут выступать опросники, игры, упражнения, выставки творческих работ, участие в конкурсах.

В перспективе развития данного курса предполагается дальнейшее совершенствование знаний и творческих способностей обучающихся в области дизайна путем расширения и углубления курса «Дизайн-проектирование» в последующие годы обучения в школе.