СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по самообразованию «Использование инновационного метода мнемотехники в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет по самообразованию «Использование инновационного  метода мнемотехники в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Просмотр содержимого документа
«Отчет по самообразованию «Использование инновационного метода мнемотехники в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»»

Отчет по самообразованию

«Использование инновационного метода мнемотехники

в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»


«Речь - это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

Гегель Георг Фридрих


Речевое развитие – это одно из важных направлений развития личности ребенка. Благодаря родному языку ребенок познает окружающий мир, в котором мы живем; получает возможность общаться с другими людьми. Речевое общение активизирует познавательные процессы. Развивает эмоциональную сферу.

Средний дошкольный возраст – это возраст чувствительного познания окружающего. Ребенком продуктивно усваивается то, что затрагивает его эмоции, что интересно ему. Поэтому, главная задача педагога – вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувствительное познание, приобщение ребенка в значимую для него деятельность.

Исходя из выше сказанного, в 2018 – 2019 учебном году, я взяла тему самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники».

Цель: Выявление влияния приёмов мнемотехники на речевое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: Способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в картинках.

Совершенствовать звуковую культуру, грамматический строй речи, активизировать словарный запас.

Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание.

Воспитательные: Формировать интерес к художественной литературе.


На первом этапе самообразования - это информационно – педагогический блок. Изучила методическую литературу:

  • Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011

  • Хусаинова Мария Николаевна. Рецензент: Аббязова Т.Л. Мнемотехника для дошкольников. Методическое пособие для ДОУ воспитателей. Ульяновск, 2017

  • Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М.: Мозаика-Синтез, 2011

  • Интернет – странички.

  • Опыт педагогов города и края.

Далее разработала примерное планирование НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе ДОУ.

Мнемотехника — это искусство запоминания. Это система методов и приёмов, которые помогают ребенку успешно и эффективно запомнить информацию, способствуют развитию речи, мышления, зрительной и слуховой памяти.


Начала деятельность с детьми в данном направлении с простых Мнемоквадратов: этот приём позволил детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы) - «Овощи», «Фрукты», «Животные».


Далее, познакомила детей с приёмомМнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно) - сказки «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди». Детьми была создана книжка- раскраска - раскладушка к сказке «Рукавичка» по типу Мнемодорожки.


Для составления детьми коротких описательных рассказов применяла цветные Мнемотаблицы, потому что у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы сенсорные эталоны. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Мы вместе с детьми составляли короткие рассказы (из двух- трех предложений) на тему: «Игрушки», «Посуда», «Мебель».


Активно использовала Мнемотаблицы в режимных моментах

«Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания, раздевания на прогулку», «Наблюдение за ростом лука».


Помогали Мнемотаблицы при заучивании стихотворений. Дети смотрели на картинку, вспоминали слова и произносили их. Этот приём способствует быстрому запоминанию стихотворений - «Весна» И. Токмакова, «Космонавт» В. Степанов, «Два веселых гуся» рус. нар. песенка, стих «Колобок». На следующий учебный год планирую создавать, придумывать Мнемотаблицы вместе с детьми, чтобы как равноправный партнер, помогать детям, находить наиболее удачные решения.


На протяжении учебного года, тесно сотрудничала с родителями воспитанников. Мной был разработан и реализован детско-родительский проект «Сказка рядышком живет», проведены индивидуальные консультации «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений», беседы «В каком возрасте пора показать ребенка логопеду», в группе в Контакте Домашнее задание по лексической теме «Осень».


Делюсь своими наработками с коллегами. На сайте Мультиурок опубликованы

«План работы педагога по теме самообразования «Использование инновационного метода мнемотехники в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»;

«Педагогический проект «Сказка рядышком живет» для детей среднего возраста и их родителей»;

«Использование метода проектов в формировании у детей интереса к образовательной деятельности, проводимой в детском саду»;

«Отчет по самообразованию «Использование инновационного метода мнемотехники в развитии речи детей среднего дошкольного возраста».


В результате работы по теме пополнилась развивающая предметно - пространственная среда в группе: изготовлена картотека мнемотаблиц «Рассказываем сказки».


В перспективе планирую, использование образовательной технологии «Мнемотехника» в воспитательно-образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению.