ОТЧЕТ
по самообразованию педагога-психолога
Буравченковой Оксаны Николаевны
за 2022 – 2023 учебный год
тема: «Инклюзивная практика педагога-психолога в условиях дошкольного учреждения в контексте ФГОС ДО»»
Исходя из актуальности представленной темы, целью самообразования является повышение теоретического, научно-методического, общекультурного уровня и профессиональной компетенции по организации психологического сопровождения детей с ОВЗ.
Далее были сформулированы следующие задачи:
Изучение литературы и опыт коллег по теме самообразования;
Изучение современных подходов к организации психологической деятельности в условиях внедрения ФГОС ДО;
Повышение своего профессионального уровня через обучение на семинарах, вебинарах;
Повышение качества эффективности психолого-педагогического сопровождения;
Апробация современных методов коррекции в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ;
Систематизировать опыт работы по данной теме в виде методических материалов.
Результаты самообразования.
Работа по самообразованию была начата с изучения научно-методической, учебно-методической литературы и нормативно-правовой документации по теме.
Нормативно-правовые документы для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ:
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»
Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования»
Нормативные документы по ФГОС для детей с ОВЗ:
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (в редакции 19 октября 2015 года).
Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015).
Пакеты специальных образовательных условий обучения детей в условиях общего образования.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Документы Министерства Образования Российской Федерации:
Письмо от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 о создании условий для получения образования детьми с ОВЗ
Письмо от 27 марта 2000 № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме
Приказ от 20 сентября 2013 г. № 1082 об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии
Приказ от 30 августа 2013 г. № 1015 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (в ред. ФЗ от 07.05.2013 N 99-ФЗ)
Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2181-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы»
Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 Г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 Г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями)».
В течение учебного года был изучен и проанализирован опыт педагогов-психологов в периодических, печатных и электронных педагогических изданиях.
Очень понравилась статья, в которой обосновывалось необходимость применения нейропсихологических технологий в работе специалистов дошкольных образовательных организаций.
Наука – нейропсихология, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. В данной статье представлены интересные нейропсихологические игры, нейрогимнастика и нейрографика. С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:
Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
Развивается слуховое и зрительное внимание.
Ребенок учится последовательно выполнять действия.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Дети с ОВЗ имеют трудности в обучении и проблемы в поведении, кому то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, и становится понятным, что круг таких проблем достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Если указано, что игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах описано, для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Чаще всего это возраст от пяти лет и старше.
Часто дети становятся соавторами придуманных игр, педагогом. Их фантазия и их идеи вдохновляют на создание новых игр.
В работе используюся нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Преимущества использования нейроигр: игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; развитие мелкой и крупной моторики с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Полученный опыт помог создать картотеки пособий, методической литературы, игр и упражнений, используемых как в групповых, подгрупповых, так и индивидуальных занятиях. Использую в своей работе следующие нейроигры и упражнения: «Нейротаблицы на внимание», «Умные дорожки», «Веселые пальчики», «Соедини точки», «Рисование двумя руками», «Межполушарные доски».
Еще в своей работе использую кинезиологические упражнения. «Кинезиологические» упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.
Так же, в течение года велась работа по разработке рекомендаций для родителей и педагогов особенных детей, составление консультаций по теме, оформление стенда педагога-психолога и информации на официальном сайте ДОО.
Подготовила и провела мастер-класс для педагогов ДОУ: «Использование нейропсихологических приемов в работе с дошкольниками».
Выступила на МО дошкольных работников с мастер-классом: «Игры, в которые играет мозг».
В перспективе планирую дальше работать над представленной темой, продолжать обогащать свой педагогический опыт и повышать уровень профессионального мастерства.