Отчет по образованию
В 2019- 2020 учебном году я начала работу над темой самообразования «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ во внеурочное время»
Цель моей работы: - создание условий для оптимального развития коммуникативных умений младших школьников.
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями и с социумом.
Проблемы понимания и взаимопонимания всегда были и будут актуальными, особенно они актуальны у детей с ОВЗ, которые в коррекционные школы попадают с отклонениями в поведении, повышенной агрессивностью, расторможенностью, дефицитом внимания, отклонениями в эмоционально-волевой сфере и, как правило, с несформированными коммуникативными навыками и ослабленными адаптационными процессами. Большинство из них не посещали ранее детский сад и опыт контактов вне дома со сверстниками и взрослыми у них сильно ограничен.
Большинство воспитанников имеют выраженные проблемы в общении со взрослыми и сверстниками. Устная речь как средство коммуникации для них сложна или недоступна вообще. Дети ограничены в выражении своих желаний, намерений, чувств, потребностей.
Формирование коммуникативных умений включается во все виды деятельности детей: игру, обучение, режимные моменты и реализуется на материале игр и предложений, предлагаемых направлениями программ. Повышение уровня коммуникативных умений представляет собой как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции ребенка, следовательно, воспитание происходит непрерывно.
В нашей школе-интернате в систему работы по формированию навыков общения включены не только учебные занятия, на которых происходит активное овладение разговорной речью, создаются ситуации общения, знакомые детям по реальной жизни, но и активному общению дети учатся и во внеурочное время на занятиях, на классных и общешкольных мероприятиях, прогулках, режимных моментах.
Свою работу с детьми по формированию и развитию речи я начала с того момента как дети поступали в школу. При знакомстве с детьми я попросила их рассказать о себе, о своей семье, о селе. Выяснилось, что дети, даже если зная эту информацию, не могут воспроизвести её словами. Дети слабо владеют связной речью, и это затрудняет их общению с окружающими, мешает успешному усвоению учебного материала.
Успешность обучения, активное участие во всех школьных мероприятиях, свободное общение со сверстниками - всё это требует достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
В настоящий момент, работаю в группе детей 3 человека уделяю немалое внимание развитию санитарно - гигиенических, трудовых, коммуникативных навыков.
Дети начального звена не владеют элементарными навыками самообслуживания. В этом направлении ведётся большая кропотливая работа. Ежедневно проводятся практические мини-занятия «Я учусь дежурить по спальне», занятия по формированию санитарно- гигиенических навыков (вечерний туалет). В результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии у ребёнка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются и реализуются.
Организуя воспитательную деятельность, я планирую как индивидуальную, так и групповую работу с детьми, учитывая психофизические особенности каждого воспитанника. Учитываю в своей повседневной деятельности возрастные потребности и мотивы, данной возрастной группы.
Чтобы достичь намеченной цели и решить поставленные задачи, необходимо чёткое планирование, использование разнообразных методов работы с детьми.
В своей работе я использую следующие методы:
Наглядные:
- наблюдения
- рассматривание иллюстраций
Словесные:
- беседы
- чтение художественной литературы
Практические:
- дидактические игры
- сюжетно – ролевые игры
- поручения
Воспитательные занятия проводятся в различных формах:
-Коррекционно-развивающие занятия;
-Сюжетно-ролевые игры;
-Беседы;
В практической деятельности у воспитанников происходит корректировка и развитие навыков общения. Игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте, поэтому такие занятия проводятся в игровой форме. Играя, дети учатся следовать установленным правилам, постигать определенные роли социальных отношений, учатся переносить неудачи, переживать успех. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.
Во время внеклассных занятий, самоподготовки систематически используются пальчиковая гимнастика, релаксирующие моменты, дидактические игры.
Мною ведутся занятия, которые предусматривают чтение произведений, отгадывание загадок о доброте и вежливости; сюжетно- ролевые игры, игры с мячом, просмотр м/ф, которые учат детей хорошим манерам поведения; рассматривание картинок, конкурсы и т.д. В процессе совместной деятельности формируется диалогическая и монологическая формы речи, развиваются навыки общения.
В своей работе я не жду быстрого результата, это кропотливый труд, необходимо чутко ориентироваться на индивидуальные особенности детей и принимать их такими, какие они есть.