Отчет по теме самообразования Перякиной Т.Н.
2018
Моя тема самообразования - «Игровые технологии на уроках русского языка».
Цель моей работы - обобщение опыта по внедрению игровых технологий в учебный процесс, демонстрация эффективности метода.
Задачи:
- раскрыть особенности игровых технологий;
- показать возможную методику организации уроков русского языка с использованием игровых технологий;
- определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;
Гипотеза: игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся на уроках русского языка.
Над этой темой планирую работать три года.
Теоретическая часть (частично) у меня отражена в дипломной работе по программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика» по выбранной мною теме: «Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке».
Так писал Алексей Николаевич Леонтьев, выдающийся советский педагог и психолог.
Любое задание можно превратить в игру, если сделать завлекательную часть, внести в него элементы соревновательности.
Я открыла для себя МИР ВЕБИНАРОВ и ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ.
Вебинары – уникальная возможность
Быть в курсе новых методик, технологий и техник преподавания.
Знакомиться с новыми инструментами и продуктами в сфере образования, не посещая очные профильные выставки.
Иметь возможность послушать и пообщаться с профессионалами, вдохновиться, получить новые идеи, найти единомышленников.
В январе 2018 года посетила вебинар «Интернет-ресурсы на уроках русского языка» («Российский учебник»). В феврале посмотрела (в записи) вебинар «Игровые технологии на уроках русского языка» (от 8 декабря 2017 года). (Ведущая - Низенькова Марина Геннадьевна, методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник»).
В феврале 2018 года я посетила вебинары «Онлайн-обучение доступно каждому», ”ИКТ в образовании: инструменты и сценарии”, «ЭФУ и ЭОР – универсальные цифровые инструменты для конструирования современного урока в 5-11 классах», организованные издательством «Российский учебник» совместно с образовательным сайтом «ЯКласс», из которого я и узнала об этом замечательном сервисе.
6 марта посетила открытое занятие «Игропрактики и игротехнологии в образовании: мифы и реальность» на базе онлайн-школы «Фоксфорд» (Эксперты: игропедагог, игропрактик Комиссаров А.А. и др..)
Основные вопросы: чем образовательная игра отличается от обычной и почему edutainment – модный тренд в России и мире, можно ли измерить образовательный эффект от игры и т.д.
Записалась на дистанционный курс повышения квалификации «Современные педагогические технологии в образовательном процессе» - закончу 5 апреля 2018 года
Содержание: Педагогические технологии в образовательном процессе: сущность, виды, классификация. Пед. технологии на всех этапах урока. Пед. технологии в методической работе.
Или Есть ли в учебнике игровые задания?
Есть ли в учебнике материал для создания игровых заданий
Есть, но мало. Статистика: в учебнике Ладыженской я насчитала 23 игровых и развлекательных упражнения из семисот тридцати двух.
Осваиваю применение игровых технологий с использованием интерактивных и мультимедийных упражнений на сервисе https://learningapps.org/. Детям нравятся такие игры, как пазлы (например, игра «Угадай-ка», задание: распределите имена существительные по числам», лото (раскладывать карточки со словами на нужное поле или в нужную «корзинку» (Соедини карточки – слово и падеж. Задание: «Определи падеж и найди пару»).
Например: «Распредели слова на две группы: в первую слова, отвечающие на вопрос КТО?, а во вторую - слова, отвечающие на вопрос ЧТО?»)
игра по типу «Кто хочет стать миллионером»
Игра «Найди пару», упражнения на классификацию и т.д.
Игровые задания можно использовать на разных этапах урока, потому что они дают возможность и активизировать внимание учащихся, и отработать усвоенные знания, и снять напряжение и повысить производительность.
Для того, чтобы использовать интерактивные игры в Интернет, повышаю уровень ИКТ-компетентности:
участвую в семинарах;
участвую в онлайновых форумах;
использую ИКТ –технологии при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности;
формирую банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
разрабатываю собственные проекты по использованию ИКТ.
Зарегистрировалась и прошла обучение на сервисе “ЯКласс”, и применяю задания, в которых так же присутстствует игровой момент (очки/баллы за выполненные задания, элементы соревновательности между учениками одного и параллельных классов, а также между школами). Задания и форма их использования детям нравится. Применяла их среди 5 “в” и 5 “д” классов и у 8 “а” классов, у которых заменяла преподавателя. Восьмиклассники выполняли не только текущие задания, но и ЗАДАНИЯ за 7 класс по тем темам, которые вызывают у них затруднения.
Я подготовила свою ученицу 5 класса (это ребенок с ЗПР) к участию в дистанционной Международной олимпиаде проекта compedu.ru “Русский язык, 5 класс” (дала 9 правильных ответов из 10). Задания были игровые, на смекалку. Девочка получила грамоту за 2-е место и яркие, красочные подарки, медали и игрушки. Для ребенка это был хороший опыт, который заинтересовал ее и принес массу положительных эмоций, дал стимул к дальнейшей работе).
Интересным способом активизации познавательной деятельности является создание ситуации успеха на уроке.
В условиях избыточной информации у учащихся начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу. Для того чтобы преодолеть данный механизм защиты, учителю необходимо представлять информацию на уроке таким образом, чтобы вызвать удивление, восторг или интерес у учащихся, что позволит запомнить эту информацию. Эмоциональное воздействие позволяет сформировать более прочные знания. Также эффективным способом является предоставление учащимся возможности действовать самостоятельно.
Трудности: оценивание игры.
Возможные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, к ним можно отнести:
✓Работу в группах или парах; ✓Дидактические игры;
Творческие задания;
✓Задания поискового и исследовательского характера
Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Для того, чтобы урок был интересным и результативным, педагогу тоже необходимо учиться и открывать для себя новые возможности!
Выводы:
Вывод: учиться нужно не только ученику, но и учителю. Учиться всю жизнь.
когда нет возможности играть, обязательно внести дух соревновательности!