Боргенс Светлана Николаевна,
Учитель биологии и химии, первая квалификационная категория,
МБОУ СОШ №53, г. Мурманск, Мурманская область, РФ
Особенности становления самооценки в подростковом возрасте
Краткая аннотация к работе: работа отражает взгляд учителя на профессию, мнение автора об изменениях, происходящих в современном мире в отношении воспитания будущего поколения и своих внутренних переживаниях.
Содержание
Каким должен быть современный учитель
Возрастные особенности подростков на момент начала изучения предмета
Влияние оценки по предмету на самооценку подростка
Заключение.
Список используемых источников и литературы:
Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.
Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям.
Учитель – это человек с большой буквы, с огромным, чистым и добрым сердцем. Человек, который отдает часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Человек, который всегда готов выслушать и придти на помощь. Учитель – это незаменимый человек в судьбе каждого школьника.
Всем хорошо известно, что один из важнейших выборов в жизни человека касается его профессии. Мой выбор был сделан в пользу педагогики.
На дворе 2002 год, у меня в руках диплом о высшем педагогическом образовании с квалификацией учитель биологии и географии, позже ещё и химии. И именно с этого момента у меня началась насыщенная и интересная жизнь. Выйдя замуж за военнослужащего, мне приходится периодически менять школы в связи со сменой места жительства. Разные регионы, города, школы, новые правила, новые коллеги. Но дети в школах любого региона, любой школы - одинаковые. Они просто – дети, которые хотят, чтобы их понимали, они хотят внимания и добиваются его кто, как умеет, часто не так как хотят взрослые.
Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным предметам, но и жизненному опыту. Хороший учитель может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать окружающих. «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль)
Прошло уже 20 лет, а я всё ещё каждый день открываю для себя что-то новое, ранее мне не известное. Учитель должен идти в ногу со временем, иначе не найти общего языка с детьми. «Обучая – учись», - говорили древние мудрецы. Мысль не утратила своей актуальности и для нас, педагогов, живущих в век глобальных изменений. Хочется научиться работать так, чтобы было интересно, чтобы быть всегда впереди ученика, а не плестись за ним, чтобы знание было настоящим, живым, а не шаблонным, не иллюстративным. Поэтому главной задачей для меня остаётся поиск новых форм, методов, подходов чтобы найти себя, как учителя, найти свой стиль, свою изюминку.
Я задала себе вопрос: «Каким же хотят видеть учителя учащиеся?» Проведя опрос среди учащихся начальной школы и среднего звена, я поняла, что они желают видеть в каждом из нас человека с выраженной общительностью, умением устанавливать контакты с ними, с открытостью, активностью, дипломатичностью и тактом. Причём, учащиеся начальной школы называли такие качества как – доброта, профессионализм, а учащиеся среднего звена – доброта, чувство юмора, понимание.
2.2. Возрастные особенности подростков на момент начала изучения предмета
На данный момент я работаю в мурманской общеобразовательной школе учителем химии и биологии. Стала замечать, что с каждым годом становится больше детей с низкой мотивацией к обучению. Если ещё взять во внимание, что химия не самый легкий школьный предмет, то заинтересовать школьников его изучением стоит больших усилий. Начало изучения предмета совпадает не с самым благоприятным периодом в жизни подростка.
В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с учителями и родителями часто носят протестный характер. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности и нарочитости поведения, стремление поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.
2.3. Влияние оценки по предмету на самооценку подростка
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность жизнью в целом.
Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать или недооценивать свои качества и свойства. Если успешность в чем-то отклоняется от некоего выбранного самим подростком стандарта, то она не воспринимается как успешность.
Второй всегда волнующий меня вопрос: «как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии, повышать их самооценку?» Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции. Стараюсь создавать ситуацию успеха на своих уроках.
Если ребенок художник, ему очень сложно воспринимать законы химии, его сознание не принимает такую информацию. Да и отношения с одноклассниками у таких детей часто не складываются. Я прошу нарисовать к уроку портрет учёного, например Э. Резерфорда, и сказать несколько предложений о нём. На протяжении изучения темы портрет висит на доске, ребенок горд своей работой, у него возникает желание узнать, что же сделал этот человек, что такое атом, какое он имеет строение. У подростка поднимается самооценка, он полезен, его способности пригодились, их достойно оценили.
От оценки зависит развитие учебной мотивации. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками. Оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
Самооценка в этом возрасте неустойчива: подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. К тому же оценка носит сверхобобщенный характер: любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития.
2.4. Заключение
Школа и учение занимают большое место в жизни подростка, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми ими важности и необходимости учения. Для подростка урок – это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний.
Подростки ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовать работу на уроке, увлечь учащихся и сделать работу максимально продуктивной для всех и каждого.
Хочу закончить работу словами: «Жизнь - бесконечное познание, бери свой посох и иди..»
3. Список используемых источников и литературы:
«Возрастная и педагогическая психология», под редакцией А.В. Петровского.
«Возрастная психология и педагогика», под редакцией М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=216#5
https://infourok.ru/user/dahova-oksana-aleksandrovna/blog/50-luchshih-citat-pro-uchitelej-157169.html
https://frazy.su/28533-citaty-ob-uchitele-i-pedagogicheskoy-professii
https://urok.1sept.ru/articles/533621
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=216