Отчет по теме самообразования
«Патриотическое воспитание как одно из условий успешной ресоциализации обучающихся - осужденных»
Сведения о классном руководителе
Фамилия | Гагарина |
Имя | Александра |
Отчество | Бабахановна |
Год рождения | 20.04.1990 |
Образование | АПК 2009 г., БГПУ 2017 г. |
Специальность | Учитель русского языка, литературы |
Педагогический стаж работы | 9,4 |
Стаж работы в данной школе | 9,4 |
Квалификационная категория, приказ и дата присвоения | Первая квалификационная категория (Приказ № 156 от 29.05.2015 г.) |
Срок работы над методической темой | 2016 – 2019 уч. г. |
Тема по самообразованию | Патриотическое воспитание как одно из условий успешной ресоциализации обучающихся - осужденных |
Цели | Воспитание у обучающихся чувства патриотизма; Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края; Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях; Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов. |
Задачи | Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; Развивать гражданственность и национальное самосознание обучающихся; Создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции; Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края; Формировать у обучающихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины. |
Формы организации деятельности обучающихся | Уроки Мужества; Классные часы; Коллективно – творческие дела; Беседы; Коллективное чтение военных стихотворений, их обсуждение; Просмотры военных, документальных фильмов. Сбор материалов о родном крае; Виртуальные экскурсии, походы. |
Предполагаемый результат | Сохранение и развитие у обучающихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе; Активизация интереса обучающихся к углублённому изучению истории Отечества; Повышение интереса обучающихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств; Воспитание у школьников уважения к подвигу отцов, дедов; Расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе. |
Форма отчета о проделанной работе | Проведение открытых классных часов, выступления на педсоветах внеклассных мероприятий, мастер-класс. |
План работы над темой
Месяц, год | Направление работы | Способы достижения | Сроки | Результаты проделанной работы |
2016-2017 уч.г. | Содержание работы: Изучение литературы по теме самообразования; Составление плана воспитательной работы; Взаимопосещение классных часов, мероприятий у коллег; Изучение опыта других коллег из интернет –ресурсов. | Работа с методической литературой и интернет – ресурсами. Принятие участия в заседаниях МО, сбор необходимого материала, | В течение года | Ознакомилась с методической и научной литературой Составила алгоритм деятельности Изучала опыт коллег |
2017-2018 уч.г. | Практическое применение во внеклассных мероприятиях, КТД. | Проведение воспитательных мероприятий по теме. Посещение открытых мероприятий коллег, разработка технологических карт урока. Публикации материалов на интернет страницах. Обмен опытом | В течение года | Обмен опытом, проведение ОКЧ, КТД, патриотических бесед |
2018-2019 уч.г. | Практическое применение на внеклассных мероприятиях, КТД. Разработка технологических карт к темам | Выступление на МО разного уровня, посещение мероприятий коллег, проведение открытых мероприятий, подведение итогов работы | В течение года | Отчет по теме Мастер – класс, презентация |
Аналитическая записка
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, к Родине. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова.
Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе своего класса я поставила патриотическое воспитание, целью которого является: воспитание у обучающихся чувства патриотизма, развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края; развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях, развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
Для реализации этой идеи мною была изучена литература, подбирался различный материал, велась работа с обучающимися. Классный руководитель закладывает прочный фундамент в воспитание патриотических чувств, бережного отношения к истории, культуре, памятникам Отечества. расширяет и обогащает знания школьников о родном крае
Для формирования ключевых компетенций был сформирован план работы по патриотическому воспитанию с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся – осужденных в условиях ИК.
«… Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он же, как правило, равнодушен к своей стране». /Д. С. Лихачев/
Важной частью моей работы являются классные часы, беседы, уроки Мужества, коллективно – творческие дела и образовательные события, которые определяют перспективы, обобщают изученный материал и ставят новые вопросы для ребят.
Данную работу я отразила в своём творческом отчёте «Патриотическое воспитание как одно из условий успешной ресоциализации обучающихся - осужденных».
Общеобразовательные школы при исправительных учреждениях всегда - и сейчас тоже - специфическое звено системы образования взрослых. Ho, конечно, все они находятся под эгидой Федеральной службы исполнения наказаний Минюста РФ. Педагоги делают немало, чтобы выправить исковерканные судьбы осужденных. Главное - заронить в их души зерно разумного и доброго, помочь получить образование и адаптироваться к условиям предстоящей жизни «после освобождения», чтобы после выхода на свободу они смогли найти свое место в обществе. Разумеется, это тpyдно, но так же чрезвычайно необходимо в школе при исправительном учреждении для осужденных.
Контингент нашей школы при ИК – лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, которые после отсева или исключения как из дневных, так и вечерних школ длительное время нигде не учились. Пробелы в знаниях, разно уровневая подготовка, негативный, как правило, опыт учебной деятельности, ослабленная познавательная мотивация, конфликтность, нравственная деформация, социально-психологические особенности осужденных, совмещение учебы с работой на производственных объектах колонии, режимные требования ИУ, ежегодное обновление состава учащихся на 50 % определяют специфику и основные направления воспитательного процесса. В данных условиях патриотизм становится чуть на последнее место в системе ценностей наших обучающихся.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки личности к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности. Наиболее существенные из них те мировоззренческие убеждения и гражданско-патриотические качества, которые предопределяют отношение учащихся к своим гражданским
Именно поэтому мною были выбранные следующие формы работы по формированию патриотического воспитания:
беседы;
классные часы (открытые, закрытые);
коллективное чтение военных стихотворений, их обсуждение;
просмотры военных, документальных фильмов.
сбор материалов о родном крае;
виртуальные экскурсии, походы;
КТД.
План мероприятий
Февраль 2017 г. Коллективно – творческое дело, посвященное 23 февраля «Славься, Отечество!»;
Март 2017 г. Час класса «Наша древняя столица»;
Апрель 2017 г. Беседа «Мужество»;
Октябрь 2017 г. Час класса «Я патриот!»;
Ноябрь 2017 г. Открытый классный час по теме «Обязательная воинская служба: ЗА и ПРОТИВ»;
Февраль 2018 г. Коллективно – творческое дело, посвященное 23 февраля «Джентльмены, удачи!»;
Март 2018 г. Час класса «Встреча поколений»;
Сентябрь 2018 г. Патриотическая игра среди обучающихся «Рыцарские поединки»;
Ноябрь 2018 г. Классный час «Герои России»;
Январь 2019 г. «Земля людей, зачем тебе война?» литературно-музыкальная композиция для обучающихся 10 -12 классов ;
Май 2019 г. Всероссийский урок, посвященный Великому Дню Победы.
4