СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Отчет по теме самообразования «Проблемно-ориентированное обучение с использованием продуктивного интерактива на уроках специальных дисциплин»"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет преподавателя по теме самообразования

Просмотр содержимого документа
«"Отчет по теме самообразования «Проблемно-ориентированное обучение с использованием продуктивного интерактива на уроках специальных дисциплин»"»

Министерство образования и науки республики Казахстан

РГКП «Семипалатинский финансово-экономический колледж

имени Рымбека Байсеитова»









Отчёт
по теме самообразования
«Проблемно-ориентированное обучение с использованием
продуктивного интерактива на уроках специальных дисциплин».


преподавателя цикловой комиссии
специальных дисциплин-2
Кайкеновой М.Ж.



















2015-2016


Отчёт
по теме самообразования Кайкеновой М.Ж.

преподавателя цикловой комиссии специальных дисциплин-2


  • Тема самообразования: Проблемно-ориентированное обучение с использованием продуктивного интерактива на уроках специальных дисциплин».

  1. Работа над темой начата в сентябре 2012-2013учебного года.

  2. Работа над темой закончить в 2016 году.

  3. Цель: разработка интерактивных презентаций для методического обеспечения процесса обучения специальным дисциплинам, развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

  4. Гипотеза:

использование проблемно-ориентированного обучения с использованием продуктивного интерактива на уроках специальных дисциплин позволит более эффективно усвоить новый материал, закрепить знания, умения и навыки учащихся по специальным дисциплинам, благодаря привлечению учащихся к созданию интерактивных презентаций и компьютерных тестов.

  1. Задачи:

  • Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;

  • Дать характеристику и изучить особенности интерактивного обучения;

  • Выявить особенности проблемно-ориентированного обучения

  • Апробировать разработанные компьютерные презентации в качестве интерактивного средства формирования знаний, умений и навыков учащихся на уроках специальных дисциплин.

  1. Предполагаемый результат: разработка базы данных интерактивных демонстрационных, обучающих, закрепляющих презентаций и тестов.

  2. Методы исследования:

- изучение литературы,

- изучение нормативных актов,

- анализ педагогической и методической литературы,

- анализ учебно-методических комплексов,

- сравнение,

- обобщение,

- организация работы учащихся,

- коррекционная работа над проектами учащихся.

  1. Этапы работы:

І. Прогностический (2012-2013 г.)

- определение значимости данной темы;

- выдвижение гипотезы, целей и задач по работе над данной темой.

ІІ. Теоретический этап (2013-2014г.)

- изучение теории и подбор теоретического материала по данному вопросу

ІІІ. Практический этап (2014-2015гг.)

- подбор тематик для разработки интерактивных презентаций;

-разработка комплектов компьютерных презентаций;

-использование интерактивных презентаций и тестов для обучения, закрепления, проверки ЗУНов учащихся

ІV. Обобщающий этап (2015-2016)

Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.


  1. Основные вопросы, намечаемые для изучения

Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играют технологии обучения. Проблемно-ориентированное обучение с использованием продуктивного интерактива на уроках специальных дисциплин направлено не только на повышение эффективности усвоения нового материала, более прочного закрепления знаний, развития умений и навыков учащихся по специальным дисциплинам, но и на управление познавательной деятельностью учащихся в целом.

На мой взгляд, существующая на данный момент традиционная система обучения весьма репродуктивна. Отсутствие возможности непосредственного участия в процессе познания нового, пассивное прослушивание лекций или просмотр презентаций, невозможность увидеть сразу результат обучения, отрицательно влияют не только на эффективность и мотивацию учащихся, но и на весь процесс обучения в целом.

Проблемно-ориентированное обучение с использованием продуктивного интерактива – это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера (проектов). Данный подход к организации обучения необходим для реализации единой методической темы колледжа. Информационные технологии при этом выступают средством, которое помогает обучаемым на всех стадиях реализации проекта (изучение основ теории, планирование, выполнение, представление результатов). Важный момент состоит в том, что информационные технологии позволяют продемонстрировать возможности разных способов оформления материалов с использованием компьютера. Выполнение проектов предоставляет отличную возможность для внедрения в практику работы накопления электронного дидактического материала на базе сотрудничества преподавателя и учащегося.

Кроме того, в этом же ключе можно использовать компьютерное тестирование. Мотивами, побуждающими использовать тесты на уроках спецдисциплин послужили следующие факторы:

Во-первых, в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет:

  • более рационально использовать время урока;

  • охватить больший объем содержания;

  • быстро установить интерактивную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;

  • сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;

  • тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их;

  • во многих случаях тесты позволяют преодолеть субъективизм выставления оценок.

Во-вторых, каждый учащийся сталкивается с необходимостью сдачи НОК с использованием технологии централизованного тестирования. Требуется предварительная подготовка всех участников образовательного процесса, при этом, определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях не столь эмоционально напряженных.

В-третьих, импорт данных из одного приложения в другое – большой “плюс” в пользу тестирования.

В-четвёртых, в настоящее время возрастает роль дистанционного обучения, где также все больше применяется форма контроля уровня обученности учащегося в виде теста. Некоторые образовательные учреждения выдают сертификаты на основе данных компьютерного тестирования.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что проблема разработки и использования интерактивного тестирования является также актуальной на современном этапе развития методики обучения спецдисциплинам.

  1. Практический выход:



2012-2013

2013-2014

2014-2015

1.

Авторские программы, доклады, сборники лекций, презентаций и методические пособия.









- Сборник ЛПЗ по предмету «ЭИ и ИТ»

- Методические указания по теме курса «ЭТ MS Excel»

- Перечень тем для внеурочной самостоятельной реферативной работы учащихся.

- Методические рекомендации по теме «СУБД», дисциплина «АОЭИ»

- урок-конкурс по дисциплинам «Информатика», «АОЭИ»
- сборник опорных лекций по дисциплине «Экономическая информатика»
- сборник презентаций по дисциплине «Информатика»

- доклад на заседании ЦК «Методика преподавания информатики»


- доклад на круглый стол «Педагогические технологии: проблемы выбора»

- доклад «ИТ как приоритетное направление профессионального обучения: вопросы повышения качества образования», на круглый стол «Менеджмент качества образования».

-Методическое пособие «Методика преподавания специальных и общепрофессиональных дисциплин»




  1. Выводы:

Проделанная работа над темой саморазвития «Проблемно-ориентированное обучение с использованием продуктивного интерактива на уроках специальных дисциплин» не прошла даром, т.к. результаты обучения говорят о том, что такая методика способствует повышению эффективности усвоения нового материала, более прочного закрепления знаний, развитию умений и навыков учащихся по специальным дисциплинам, развитию познавательной деятельности учащихся в целом.

Кроме того, изучена литература по теме самообразования; разработаны и проведены
уроки по теме самообразования в разных группах согласно календарно-тематического
планирования по предмету; изучен опыт отдельных школ и педагогов, исследующих
данную тему.


07.06.2016