СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по теме самообразования «Система профориентационной работы в условиях школы-интерната–составляющая процесса успешной социализации выпускников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой отчет по теме самообразования воспитателя и классного руководителя, работающего в школе-интернате. 

Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме самообразования «Система профориентационной работы в условиях школы-интерната–составляющая процесса успешной социализации выпускников»»

Отчет

по теме самообразования

«Система профориентационной работы в условиях школы-интерната–

составляющая процесса успешной социализации выпускников»

Петуховой С.Н., воспитателя 11а класса


«Чтобы сделать что-нибудь великое,

нужно все силы души

устремить в одну точку».

Л. Толстой



Работа над темой по самообразованию выстраивалась в соответствии с методической темой школы «Создание системы работы с одаренными детьми в условиях ФГОС»

«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных и воспитательных целей. 

Самообразование – это «система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

Необходимость самообразования диктовалась, с одной стороны, самой спецификой воспитательной деятельности, ее социальной ролью; с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования и воспитания, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражался в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности меня, как воспитателя и классного руководителя, в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключалась в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать воспитательные проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования были:

- непрерывность,

- целенаправленность,

- единство общей и профессиональной культуры,

- взаимосвязь и преемственность,

- доступность,

- опережающий характер,

- переход от низкой ступени к высшей и др.  

Система самообразовательной работы включала:

- текущее и перспективное планирование;

- подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;

- постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования включал:

- перечень литературы, которую планировалось изучить (Приложение 1);

- формы самообразования;

- срок завершения работы;

- предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, описание опыта работы, оформление результатов в виде творческого отчета и т.д.)

Формы организации самообразования:

1) специальная образовательная подготовка (участие в форумах, конференциях, вебинарах, медианарах, прохождение тестирования на образоватедьных сайтах (Приложение 2));

2) повышение квалификации (на курсах в ИРО);

3) индивидуальная самообразовательная работа (с помощью средств массовой информации, ИКТ, Интернет- русурсов (Приложение 3), экскурсий, творческих дел и заданий, общения с интересными людьми, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности).

4) Апробация полученной и систематизированной информации во внеклассной работе с воспитанниками (Приложение 4)

Таким образом, целью и задачами по самообразованию были следующие.

Цель: повышение методического уровня, осмысление творческого роста и профессиональной карьеры

Задачи:

  • Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования форм и методов воспитания.

  • Углубление знаний в области теории воспитания.

  • Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.   

  • Повышение своего общекультурного уровня.

Технология организации самообразования состояла в виде следующих этапов:

Этапы работы

Срок

Задачи

Итоги

1 этап. Диагностический

сентябрь 2017 – февраль 2018

- формулирование личной индивидуальной темы, согласно проблемам классного коллектива, анализа собственных затруднений и затруднений коллег, состояния воспитательного процесса;

- выбор цели работы, исходя из анализа деятельности воспитателя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива, также из анализа деятельности классного коллектива за прошедший учебный год;

- осмысление последовательности своих действий.

выявление проблемы, обоснование её актуальности.

2 этап. Теоретический

март 2018 –сентябрь 2018

- знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива;

- изучение теории на педсоветах, заседаниях МО, семинарах, в самостоятельной работе с источниками.

- накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы

Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы

накопление теоретического материала, конспектов

3 этап. Практический

октябрь 2018-февраль 2019

выступления на тематических педсоветах, семинарах-практикумах, представление открытых мероприятий (Приложение 6) , взаимопосещение занятий (Приложение5)

Работа с родителями (Приложение7)


совершенствование воспитательного процесса в рамках разрабатываемого направления воспитательной работы, коррекция теоретических положений опыта с учётом практики.


4 этап. Обобщающий

март 2019-

апрель 2020

- теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов;

- организация коллективного обсуждение прочитанной педагогической литературы;

- посещение с обсуждением открытых классных часов, внеклассных мероприятий по теме самообразования (Приложение 5) и другие коллективные формы работ;

-обмен опытом среди коллег и образовательном пространстве сети интернет (Приложение 6);

-самообобщение опыта, творческие отчёты,

систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.


5 этап – итогово-контрольный

Май 2020-

июнь 2020

- подведение итогов своей самостоятельной работы, обобщение наблюдения, оформление результаты (описание проведенной с классным коллективом работы, установленных фактов, достижений классного коллектива, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом)

Создание печатных материалов и распространение опыта.



Актуальность темы «Система профориентационной работы в условиях школы-интерната–составляющая процесса успешной социализации выпускников.


Задача современной школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Чаще всего более или менее сознательный выбор осуществляется в подростковом или юношеском возрасте. Выбор будущей профессии – это первая жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник. Вопрос: « Кем я буду ?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Одной из проблем начавшегося 21 столетия является увеличение в нашей стране детей и подростков так называемой «группы риска». Они проживают и воспитываются в разного рода учреждениях: детских домах, приютах, реабилитационных центрах.

Однако психологические особенности личности детей из учреждений социально-педагогической поддержки ( отсутствие ценностных ориентаций или их размытость, непонимание ценности, уникальности человеческой жизни, утрата интереса к труду, к знаниям, чувство отчаяния и безнадежности ) создают сложности в формировании их профессионального интереса.

Профессиональное самоопределение не является простым вопросом для любой социальной группы, но для воспитанников учреждений социально-педагогической направленности оно усложняется ввиду ограничения свободы выбора.

Таким образом, процесс профессионального самоопределение детей, не имеющих семей, осложнен. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, недостаточное знание современных условий жизни обостряет проблему профессионального выбора детей группы риска, затрудняет процесс их профессионального самоопределения.

Поэтому необходимо развивать и совершенствовать работу в этом направлении в детских домах, школах-интернатах и т.д.

Важно подготовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет так войти в систему социальных отношений, что подростки будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей – залог успеха в будущую взрослую жизнь.

Проблема профессионального самоопределения и самопознания подростков – одна из самых актуальных в педагогике и не имеющая до сих пор однозначного решения.

Воспитанники выбор будущей профессии совершают часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Особую актуальность такая подготовка приобретает в IX классе.

Если воспитанники, окончив IX класс, не получают обучение в средней школе, то они вынуждены совершить свой первый профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение среднего или начального профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и т.д. Сталкиваясь с неопределённостью профессиональных планов наших выпускников, важной задачей становится - помочь воспитаннику. Решить проблему жизненного самоопределения призвана профориентация, цель которой – обеспечение профессионального самоопределения человека с его индивидуальными особенностями и запросами общества в высококвалифицированной рабочей силе.

Наш выпускник может и должен обладать следующими качествами:

  • активная жизненная позиция;

  • созидательная ценностная направленность;

  • стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);

  • умение эффективно взаимодействовать с людьми;

  • творческое отношение к действительности.

Решение этого вопроса поможет выпускникам сориентироваться в выборе дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Ведь выбор профессии – один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но её выбор должен быть обоснован тем, насколько по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требования профессии. Неудачный необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека и для общества.

Таким образом, мы видим, что к профессиональному самоопределению и самопознанию воспитанников надо подходить как к целостному процессу, в котором все стороны морального облика личности воспитанника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.


Возрастные особенности подростков.

Приоритетные направления воспитательной работы с детьми данной возрастной категории.


Важным аспектом в содержании профессионального самоопределения и самопознания воспитанников является их возрастной период.

Средний возраст детей, с которым мне пришлось работать в последнее время в нашей школе, от 13 до 18 лет. Именно в этом возрасте у ребенка идет так называемый переходный период. Это переход из детства к ранней юности. Очень часто его называют сложным, кризисным, и не случайно.

Подростковый возраст – время психологической неустойчивости. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к своей жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием характеризуемого возраста. Оно как бы включает специфическую социальную активность подростков, именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В возрасте от 10 до 17 лет у детей происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется потребность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Таким образом, воспитатель должен строить свою деятельность, учитывая особенности подросткового возраста. Одним из главных направлений работы педагога должно стать формирование у детей интереса к профессиональному самоопределению и самопознанию, развитие системы справедливых оценочных суждений.

Итак, знание и учитывание возрастных и психических особенностей детей 10-15 лет помогают педагогу и являются неотъемлемой частью для успешного осуществления поставленных задач.


Система профориентационной работы в условиях школы-интерната в практике моей работы


Известно, что во всякой деятельности необходимо не только обстоятельное осмысление ее процессуальных основ и наличие соответствующих умений и навыков, но и глубокое знание того материала, с которым приходится работать. Без постоянного изучения и знания особенностей поведения и развития детей очень трудно осуществлять работу по данной теме (направлению). Следовательно, этапом моей работы послужили диагностические исследования – неотъемлемая часть воспитательной работы.

Были проведены анкетирование и диагностику воспитанников, с целью выявления их принятия в социуме (социометрия); осуществлялось педагогическое наблюдение за поведением детей на праздниках, открытых мероприятиях, в школе и в группах, чтобы определить их коммуникабельность, творчество, элементарные жизненные навыки.

В ходе этих исследований отчетливо стали видны «западания» ребят по каким-либо показателям.

Таким образом, проведя общие диагностические исследования и наблюдения, выявилось , что основными проблемами стали: активная жизненная позиция, стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию), умение эффективно взаимодействовать с людьми, созидательная ценностная направленность;

Все вышеперечисленное указывало на актуальность и нужность выбранного мною направления работы, начало которой пришлось на сентябрь 2017 года.

Опорой в работе мне послужит разработанная к 2017 г. для этой воспитательной группы Рабочая программа «Путь к успеху» (комплексная программа с приоритетным направлением «профориентация» с подпрограммами «Цикл занятий «Твой выбор», Тренинга личностного роста «Пойми себя» ,Тренинга личностного роста «Развитие коммуникативных умений подростка» ), которая в дальнейшем была доработана и скорректирована исходя из того, что в 10 классе произошли изменения по составу воспитательной группы (часть ребят закончили обучение в 9 классе и ушли в колледжи и профучилища, остальные ребята перешли на профильное обучение, группа пополнилась ребятами из г. Иванова и Ивановской области)

За годы работы были достигнуты определенные успехов в осуществлении данного направления. Это подтверждалось и диагностикой (это отражено в анализе поведенных диагностик), и поведением ребят. Во-первых, классные и групповые мероприятия вызывали у них интерес. Во-вторых, в ходе целенаправленной работы в течение учебных лет стали улучшаться их активная жизненная позиция, повысились способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию благодаря вовлечению детей в творческие процессы и приобщению к общечеловеческим ценностям.

В моей работе, наравне с успехами, возникли и трудности. И это не удивительно, потому что основной контингент – это дети группы риска, к которым нелегко найти однозначный подход. Некоторые из ребят подвержены депрессивным состояниям, частой смене настроения, отвергают общество, пытаясь замкнуться в себе, зачастую имеют завышенную самооценку, низкую учебную мотивацию.

Учитывая полученные результаты работы, я еще раз убедилась в актуальности выбранной мной темы, а главное, в том, что двигаюсь в правильном направлении.




 

 
























Приложение 1. Список изученной литературы по теме самообразования.


  1. Алоева А. А. Классные часы в 5-7 классах: Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

  2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под общей редакцией Битяновой М.Р.- СПб.: Питер, 2006

  3. Введение в мир профессий: классные часы, игры, конкурсы . 1-4 класс (автор-составитель О.Е. Багрова и др.) Волгоград, Учитель, 2009

  4. Выбираем будущее. Дайджест по профориентации. ОГОУ Ив. ОБДДиЮ: Иваново, 2009

  5. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классные часы в школе. Моя будущая профессия. Ростов-на Дону. Феникс, 2006

  6. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах: Ростов-на-Дону. Феникс, 2007

  7. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя 5-9 классов в вопросах и ответах: Ростов-на-Дону. Феникс, 2007

  8. Женило М.Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев. Ростов-на Дону. Феникс, 2006

  9. Журнал «Классный руководитель» №5, 2007

  10. Журнал «Классный руководитель» №2, 2008

  11. Журнал «Классный руководитель» №7 2008

  12. Кисленко М.Е. Веселый калейдоскоп. Сборник школьных праздников и внеклассных мероприятий: Ростов-на Дону. Феникс, 2007

  13. На крыльях мечты. Редактор-составитель Л.И. Жук: Минск, Красико-Принт,2007. Серия « Праздники в школе»

  14. Профориентация старшеклассников. Сборник учебно-методических материалов. Под редакцией Т.В.Черниковой. Волгоград. Учитель, 2007

  15. Пряжеников Н.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, упражнения, опросники 8-11 класс: М., ВАКО, 2006

  16. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: М., ВАКО, 2006

  17. Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11 классах: Ростов-на Дону. Феникс,2007

  18. Газета «Школьный психолог» №14, 2006

  19. Газета «Школьный психолог» №5,2007

  20. Газета «Школьный психолог» №2,2003


Приложение 2. Перечень вебинаров, медианаров, конференций и т.д. по повышению профессиональных знаний


Вебинар «Обобщение передового педагогического опыта» 03.04.2019 св-во № 609383 сайт РОСКОНКУРС.РФ

Всероссийская конференция «Современные образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы» (слушатель) 04.0.2019 сертификат № 609562 сайт PEDJORNAL.RU

Всероссийскоt тестированиt «ТоталТест Апрель 2019» Диплом победителя (II ст.) № 347510, тест «Методическая грамотность педагога» , сайте «Тотальное тестирование

Проект «Инфоурок» Вебинар «Организация работы с одаренными детьми» св-во № ВЛ-269163377

Проект «Инфоурок» »Вебинар «Организация профориентационной работы на современном этапе развития школы» св-во № ВЛ-282080648

Проект «ЗНАНИО» Участие в педагогическом медианаре «Рефлексия как обязательный этап урока или мероприятия в условиях реализации ФГОС» № МН 10008768/4

Издание «Подари знание» Олимпиада «Работа с одаренными детьми в соответствии с ФГОС» (2 место), № диплома 46484

Издание «Подари знание» Олимпиада «Классное руководство» (1 место), № диплома 65973

Проект «ЗНАНИО» Медианар «Сингапурская технология как современный метод обучения» св-во № МН-10158838/211

Проект «MEDIANAR.RU» Медианар «Развитие мотивационно-волевой сферы одаренных детей» № 208747711022019-ММРУ


Участие в III международном конкурсе «Мириады открытий» воспитанников 11 кл. (16 чел)

Победители (1 место Козлова Н., Медведюк М., Кики М.), 2 и 3 места, призеры, участники. Дипломы и сертификаты

Межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация Стратегии развития воспитания в РФ: дискуссионное пространство»»


Приложение 3. Работа в интернете на образовательных сайтах

http://nsportal.ru

http://festival.1september.ru

http://ped-kopilka.ru

http://collegy.ucoz.ru

http://www.uchportal.ru

http://www.prodlenka.org

http://www.proshkolu.ru

http://pedagog21wek1.ucoz.ru/

http://www.infourok.ru

http://www.multiurok.ru

http://www.kopilkaurokov.ru

http://www.минобрнауки.рф/

www.ivedu.ru



Приложение 4. Апробация полученной информации по теме самообразования в работе с детьми


Комплект диагностических методик по различным воспитательным аспектам:

Общей направленности:

- определение уровня воспитанности:Анкетирование «Уровень воспитанности»;

- определения уровня, на котором находится коллектив Методика Лутошкина;

- выявление профориентационных склонностей «Профориентационные методики (Климова и т.д)»;

- определение сформированности микроклимата группы: методика «Ситуация выбора» Л.В.Байбородовой

- определение сформированности у воспитанников совокупных установок на нравственные поступки:методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова; тест «Насколько вы довольны жизнью» Я.В.Голубева; анкета «Зеркало» Н.А.Панченко;

- наличия у воспитанников самостоятельности, самоконтроля, саморефлексии: тест Н.Е.Щурковой

7 класс:

Выявление коммуникативных склонностей учащихся: методика Р.В. Овчаровой

Выявление приблизительного уровня терпимости: тест «Терпимый ли вы человек?»

Определение состояния эмоционально-психологических отношений в коллективе: социометрия

8 класс:

Способность к оригинальному мышлению: тест П. Торранса.

Исследование умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей: тест на Исследование уровня эмпатийных тенденций

Определение степени удовлетворенности учащихся своим коллективом: методика А.Н. Лутошкина

9 класс:

Определение личностных характеристик: методика К.Леонгарда-Шмишека

Актуализация умений и навыков согласованных действий, ориентация на конструктивное взаимодействие с людьми разных характеров, взглядов, народных культур: диагностическая беседа «Понимать и договариваться».

Выявление знания подростков о культуре человеческих отношений, о принципах и ведущих качествах межнациональной толерантности: анкета «Толерантность – путь к культуре мира»

Определение уровня коммуникативной толерантности: диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)

10 класс:

Самостоятельная, активная, творческая личность, социально – адаптированная: методика «Наш класс и классный руководитель глазами воспитанников»методика , «Уровень адаптации в 10 классе, анкетирование «Удовлетворенность класса мероприятиями», методика «Определение темперамента», «Рейтинговая система оценки социальной активности учащихся»

Личность, готовая к выбору будущей профессии, самоопределению: тест «ДДО» (дифференцированный диагностический опросник профнаправленности), методика выявления готовности к выбору профессии.

Физически и психически здоровая личность: статистический медицинский анализ состояния здоровья. педагогическое наблюдение, диагностика «Мое отношение к курению, проблемам наркомании», :методика «Мое состояние»

Интеллектуально – развитая личность статистический анализ текущей и итоговой успеваемости: методика «Доминирующие мотивы», методика «Структура интеллекта», рейтинговая система оценки учебной деятельности учащихся


Тестирования и анкетирования: «Кем быть?», «Наши профессиональные намерения», «Оценка и самооценка профессионально важных качеств», «Есть ли у вас деловая хватка», «Командовать или подчиняться», опросник профессиональных склонностей. Беседа «Люди на рынке труда» + тест «Ты и твоя профессия», «Каким я вижу свое будущее» , Тестирование в рамках профильной смены «Выбор профессии по призванию»(анкета по профессиональному самоопределению, анкета по изучению профессиональной направленности «Определение личностных характеристик по методике К.Леонгарда-Шмишека», «Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)» (определение уровня коммуникативной толерантности), тест по выявлению мотивов выбора профессии С.С. Гриншпуна), Самооценка Дембо-Рубинштейна

Внеклассная работа с детьми


Игровые тренинги

10 кл.

Тема

Содержание

1.

"На пороге взрослой жизни"

Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.

2.

"Время выбирает нас"

Формирование готовности учащихся самостоятельно планировать и реализовывать перспективы профессионального развития.

3.

Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения

введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения, заполнение информационной карты — формирование первых умений по анализу            
необходимой информации

4.

Межличностное взаимодействие

актуализация особенностей поведения каждого из воспитанников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора

5.

Развитие умений по принятию решения

освоить алгоритм принятия решения, техники: "Корова", "Плюс, минус, интерес". 


11 класс

Тема

Содержание

1.

Эмоциональное отношение к выбору профессии

осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор с помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии; 
обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность деятельности и удовлетворенность ею; 
обсудить, из чего складывается эмоциональное отношение и каким образом можно его изменять. 

2.

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии

повышение интереса воспитанников к самим себе; анализ способностей как одного из факторов выбора профессии. Техника: "Мои способности"

3.

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни Техники: "Отдел кадров", "Мои ценности", "Мои цели". 

4.

Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии

самооценка личности; повышение внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности; анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии Техника: «Моя личность»

5.

Планирование профессионального пути

освоить навыки по планированию своего пути. 
дать необходимые знания по планированию профессионального пути;
предоставить воспитанникам возможность "заглянуть в будущее" с учетом полученных знаний.Техники: проективный рисунок "Я через 10 лет", "Мой товарищ через 10 лет".

6.

Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии

закрепить полученные в ходе занятий по самопознанию знания и навыки, применив их к анализу конкретной ситуации; в ходе обсуждения предложенной ситуации активизировать размышления по поводу собственной ситуации выбора профессии.

7.

Профессиональная зрелость

проверить усвоенные навыки и знания, разъяснить то, что воспитанники не до конца поняли; особо уделить внимание тому, что усвоенные навыки и знания пригодятся им в течение всей жизни. При использовании приобретенных навыков человек сможет обдуманно и осознанно строить свою жизнь, понимать причины неудач и избегать их, опираясь на удачи. Техники: ответы на вопросы, "Дорога в жизнь", "Эмоциональное отношение к выбору".

8.

Как старшекласснику устроиться на работу

Дать некоторые рекомендации при трудоустройстве



Внеклассные мероприятия

10 кл

Тема

Форма

1.

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Ток-шоу

2.

«Профессии умственного и физического труда»

Игра

5.

Дни открытых дверей в ВУЗах города

Посещение

6.

«Профессии: любимая – низкооплачиваемая, не любимая – но денежная»

Подготовка к КТД

7.

«Профориентация подростка»


Занятия по темам блока профориентационного воспитания

10

«Природа человеческих способностей»

Беседа

25

«Полезные навыки» (изготовление салатов, бутербродов, заполнение квитанций на оплату квартиры, написание деловой документации и т.п.)

Серия практических занятий

32

«Книга – твой друг, без нее как без рук»

Библиотечный час


11 класс

Тема

Форма

1.

«Самые нужные профессии»

Беседа

5.

«Профориентация подростка»

Занятия по темам блока профориентационного воспитания

24.

«Хочу. Могу. Надо»

Составление профессиограмм



Экскурсии в колледжи и другие образовательные учреждения города:

9 кл.

Экскурсия в Химуниверситет на лекцию

Экскурсия в Ивановский колледж пищевой промышленности и в автотранспортный

Экскурсия в машиностроительный колледж

Выход на занятие в Ивановском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова, который организовал «Центр профориентации и развития «Перспектива».

Экскурсия в Ивановский энергетический колледж

Экскурсия в Ивановский государственный политехнический университет - институт непрерывного профессионального образования


10 кл

Встреча с представителем Северо-Восточного государственного университета, который находится в г. Магадане.

Встреча с представителями малого бизнеса.


Ивановская Центральная Универсальная Научная библиотека, лекция «Русские в Италии ХIХ в.: скрещение судеб ( в рамках перекрестного года Италии в России.

Ивановская Центральная Универсальная Научная библиотека :лекция кандидата исторических наук, доцента ИвГУ А.В. Степанова «Визуальный поворот в современной исторической науке».

выход на Мастер-класс в «ДОДО - ПИЦЦУ».

В рамках «Публичной лекции в библиотеке» лекция кандидата филологических наук доцента ИГХТУ Ольги Николаевны Масленниковой «Пусть театр останется театром: Андрей Белый и символическая драма» .

Центральная универсальная научная библиотека лекция доктора исторических наук, профессора ИвГУ , заведущего кафедрой международных отношений Василия Львовича Черноперова «Современные угрозы выживанию человечества» .

11 кл.

Встреча воспитанников 8-11 класса с журналистом «РТВ. Иваново» Любовью Почерниковой.

Встреча с представителями Университета им. Г.В. Плеханова.


День открытых дверей. Управление Внутренних дел по Ивановской области

«Серебряный город » на площадке «Точка кипения» встреча «Как сдать ЕГЭ на 90+ без репетиторов.

Цикл встреч с представителями движения «Капитаны России» , действующей при Университете им. Г.В. Плеханова (программа дополнительного образования для школьников, направленная на развитие социальной компетентности, предпринимательских и исследовательских компетенций)

День открытых дверей в МИРЭА – Российском технологическом университете. В кампусе на пр. Вернадского

Лекцию в в рамках программы учебно-познавательных лекций в ИГХТУ профессора В.В. Кузнецова (кафедра неорганической химии), председателя предметной комиссии по химии в «Решение заданий повышенной сложности в ЕГЭ по химии – 2019. Как избежать ошибок».

Занятие из цикла мероприятий, проводимых представителями факультета «Капитаны России» университета им. Плеханова. Лекции «Качества успешного человека» бизнес-тренер Владислав Кучерян.

.


Приложение 5. Изучение опыта коллег по теме самообразования.


ФИО

Содержание

Абрамова Е.А.

Рабочая программа по профориентации 9-11 класс

Шалашова О.Н.

Рабочая программа 10-11 класс по профоиентации

Открытое мероприятие «Формула профессии»

Кудряшова Е.Н.

Аттестационное мероприятие по профориентации «Хочу-могу-надо»

Кондрашина Н.А.

Аттестационное мероприятие по самопознанию личности

Воспитательный час «Деньги: добро или зло?»

Внеклассное мероприятие « Знакомство с профессией»;

Воронцова С.С.

Цикл занятий по коммуникативной компетентности подростка

Внеклассное мероприятие «Я в мире людей»

Волкова И.А.

Проектная деятельность «Мечта»

Фролова В.В.

Тренинг по Межличностному общению

Лобанова Т.А.

Час общения « Если хочешь быть боссом»

Анисимова Г.В.

Профориентационный КВН



Приложение 6. Обмен опытом


-на образовательном пространстве в сети интернет


Создание персональных сайтов http://multiurok/ru|intersv|


Мультиурок Практикум П»рофессии которые мы выбираем» Презентация к тренингу «мы выбираем»

Росконкурс Обобщение передового педагогического опыта

-публикация методической разработки «Самоанализ воспитательного мероприятия «Проба профессии»» на сайте infouro.ru св-во ГФ26378145 от 10.05.2019

-публикация методической разработки «Конспект воспитательного мероприятия «Проба профессии»» на сайте infouroк.ru св-во ОЩ61513002 от 10.05.2019

-публикация методической разработки «Презентация к воспитательному мероприятию «Проба профессии»» на сайте infouroк.ru св-во ЛЭ64140240 от 10.05.2019

ООО «Образовательные решения» публикация статьи «Конспект воспитательного мероприятия «Хочешь быть счастливым – будь им»» во всероссийском журнале « Образовательные решения. Наука» № 13 от сертификат ОРС-00 № 001422

Участие в работе круглого стола по обмену опытом в ГБОУ "Лицей - интернат  "Центр одаренных детей" г. Нижний Новгород

Публикация на сайте infouroк.ru Методической разработки «Методические рекомендации по организации и проведению пофориентационной работы в 1-11 классах» св-во № ДВ-141616

Публикация на сайте http://multiurok/ru|intersv «Практикум по профориентации «Дороги, которые мы выбираем» св-во № MUF307083

Публикация на сайте http://multiurok/ru|intersv «Презентации к тренингу по профориентации «Мы выбираем св-во №»


- открытые мероприятия


Деловая игра-тренинг «Проба профессий»; школа общения « На пороге взрослой жизни»;


-разработка методических пособий


Методические рекомендации по организации профориентационной работы в 1-11 классах школы-интерната 2012


Приложение 7. Теоретические основы по теме самообразования


В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – совсем недавно. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Как помочь подрастающему поколению не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий? Как сформировать у детей способность делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования? Как построить профориетационную работу, чтобы юноши и девушки, окончившие школу, смогли остановить свой выбор на профессии, соответствующей их запросам и интересам, а также важной и нужной для общества?

Ниже можно ознакомится с организацией профориентационной работы на всех ступенях общего среднего образования.



Содержание

Часть 1. Профессиональная ориентация как неотъемлемая часть всестороннего и гармонического развития личности.


Часть 2. Исторический экскурс: развитие педагогического опыта допрофессиональной подготовки школьников.


Часть 3. Организация работы по профессиональной ориентации учащихся на I ступени общего среднего образования.


Часть 4. Организация работы по профессиональной ориентации на II и III ступенях общего среднего образования.


Часть 5. Организация педпрофильной подготовки.



Часть 1. Профессиональная ориентация как неотъемлемая часть всестороннего и гармонического развития личности

«Мы живем в переходное от плановой к рыночной экономике время, в нашем обществе появились новые возможности и новые проблемы при выборе профессии. Поэтому необходимо, чтобы молодой человек, оканчивая школу, уже приблизительно понимал, чем он хочет заниматься в жизни. Правильно выбранная траектория образования гарантирует раскрытие способностей и успешность в профессии. Конечно, сделать окончательный выбор в этом возрасте невозможно, но нужно научиться выбирать. И помочь в этом может школа». (заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко)

В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Центром профессиональной работы с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо начиная уже с 1 класса формировать умения и навыки, создавать условия для осознанного выбора профессии, познакомить детей с техникой и технологией производства на основе естественнонаучных знаний, полученных при изучении основ наук.

Проведение профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На I ступени формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость его для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На II ступени раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На III ступени профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

В последние годы в начальной школе стало уделяться меньше внимания знакомству с миром профессий. И дети, поступающие в первый класс, порой вообще не имеют представлений о некоторых профессиях, не могут назвать, кем работают их родители. Мониторинговые исследования, проведенные на базе школы показали, что для детей младшего школьного возраста авторитет и мнение учителя очень важны. Но чем старше становится ребенок, тем меньше он ценит советы педагога. Вот почему так важно создать для младших школьников необходимые условия для знакомства с профессиями.

Трудовое будущее человека во многом зависит от того, насколько полно еще в детстве будут выявлены его задатки, какое развитие получат его способности. Любовь к какому-то делу, потребность в творчестве, в активной пробе сил рождается у детей чаще всего там, где взрослые вовлекают ребят в круг своих интересов и пристрастий.

Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы образовательного процесса, а не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего обучения в школе.



Часть 2. Исторический экскурс: развитие педагогического опыта допрофессиональной подготовки школьников

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.).

Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников осуществлялась в отечественной школе более 200 лет. Истинным основоположником педагогической пропедевтики в России следует считать К.Д.Ушинского, который разработал первые основательные программы в этой области, вел с учениками занятия по педагогике. Концепция К.Д. Ушинского была определяющей в дореволюционной России.

К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы, относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Эта идея была распространена до середины 30-х годов и носила название “диагностической концепции”. Здесь широко использовались тесты. Несовершенство этих тестов, их неправильное использование, а также ряд других причин привели к тому, что идея диагностического исследования была заменена другой, так называемой воспитательной концепцией”. Последняя нередко противопоставлялась первой как единственно правильная, Однако и тогда уже было ясно, что и диагностика и воспитание - одинаково важные и органически связанные направления практической работы по профессиональной ориентации учащихся.

К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а, следовательно, и более эффективно.

В социологии получила распространение идея социально-профессиональной ориентации, которая объясняет обусловленность выбора профессии не столько ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии. Таким образом, если профессиональная ориентация определяется как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно также кратко определить как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.

На каждом этапе общественного развития система профориентации решает определенные задачи. Например, в 30-ые годы ставились задачи преимущественной ориентации молодежи на рабочие, инженерные и военные профессии; с середины 50-х – на рабочие профессии; в 80-х годах – на профессии сельскохозяйственного производства, педагогические, военные, инженерные, рабочие профессии основных и вспомогательных производств и на профессии обслуживающего труда.

При неизменной общей цели конкретные цели и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе.

Современная теория профессионального самоопределения, разработанная известными исследователями в области профессиональной ориентации (Е.А. Климов,С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и др.) определяет ряд факторов, влияющих на профессиональный выбор школьников. К ним относят:

• осознание значимости общественно-полезного труда;

• умение ориентироваться на рынке труда и профессий;

• учет потребностей, ценностей, идеалов, интересов и склонностей личности;

• наличие знаний, умений, навыков, а так же способностей и свойств реагирования в определенных ситуациях (темпераментальных свойств) в сочетании с чертами характера и поведения личности.

Очевидно, что система учебно-воспитательной работы обладает значительным потенциалом в создании условий, когда выделенные факторы способствуют научно-обоснованному выбору такой сферы деятельности человека, которая в значительной степени обеспечит его самореализацию. А поскольку ее субъектом является педагог, то профессиональное самоопределение, как процесс освоения определенной системы ценностей может осуществляться под его непосредственным руководством.

Формирование готовности реализации своих возможностей на рынке труда выступает, как один из элементов общей системы воспитания и подготовки учащихся к труду. В основных направлениях нравственного, трудового, физического воспитания так или иначе находят свое отражение задачи, связанные с воспитанием общественной активности школьника.

В педагогической науке общественная активность определяется, как свойство личности, включающее осознание значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать, проявляя ответственность, инициативу, самостоятельность. С этих позиций общественная активность может рассматриваться как некоторый значимый элемент готовности школьника к реализации своих возможностей в подготовке к профессиональному образованию и построении траектории его получения.

С другой стороны, общественная активность может рассматриваться как некоторый показатель, характеризующий нравственный смысл достижения успеха. Проявления ответственности, инициативы, самостоятельности на фоне осознания значимости выбираемой профессиональной деятельности для общества, государства, своих близких и лично для себя характеризует наличие общественно-ценных мотивов и ориентиров в построении профессиональной карьеры молодого человека. А поскольку ведущий строй мотивов характеризует нравственную направленность личности, то перспективное видение успеха в ходе осуществления образовательной деятельности может рассматриваться как содержательный аспект некоторого нравственного идеала, заключенного в этом успехе. Тогда и профессиональная карьера, совершается в соответствии с существующим нравственным образцом. В ней также отражено отношение личности к труду, обществу, к себе. Процесс формирования нравственных идеалов, особенно в старшем школьном возрасте, приобретает особый смысл и характер в связи с ярким проявлением потребности в самоопределении. Она выражается, по мнению исследователей, в стремлении найти себя, определить свои возможности, познать свою сущность и в конце концов найти свое место в жизни.

Таким образом, современное представление педагогической сущности профессиональной ориентации связано с характеристикой его важнейших компонентов: профессионального самоопределения и создания предпосылок построения профессиональной карьеры. Эти компоненты выступают, с одной стороны, как особенности, характеризующие направление и содержание воспитательной работы в старших классах. В рамках этих особенностей строятся задачи и содержание профессиональной ориентации, направленные на формирование активной позиции школьника в профессиональном самоопределении и построения профессиональной карьеры в будущем.



Часть 3. Организация работы по профессиональной ориентации на I ступени общего среднего образования.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации.

Не все старшеклассники обладают достаточным запасом знаний о профессиях, чтобы сделать профессиональный выбор. Таким образом возникает потребность расширять знания детей в данной области как можно раньше, еще с начальной школы.

Современные подходы к образованию младших школьников рассматривают профессиональную ориентацию как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

Профориентационная деятельность педагога в на I ступени ставит следующие цели:

  • познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;

  • формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;

  • готовить детей к осознанному к выбору будущей профессии;

  • развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

Для реализации поставленных целей деятельность педагога необходимо направить на решение следующих задач:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся;

  • адаптация детей к жизни в социуме;

  • развитие творческого потенциала учащихся и потребности в творческом самовыражении;

  • развитие всех сторон личности и интеллекта младших школьников;

  • помощь в профессиональном самоопределении школьников.

Важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей. В.А.Сухомлинский писал: «От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным занятием».

Наиболее эффективными для младшего школьного возраста являются игровые технологии. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать задачи профессионального самоопределения ребенка. Их можно широко применять в образовательном процессе.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра несет в себе следующие функции:

развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную (освоение диалектики общения); самореализацию в игре; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности);

диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

межнациональную коммуникацию (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); социализирующую (усвоение норм поведения человека в обществе).

Профессиональная ориентация – это формирование у учащегося готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.

Младший школьный возраст не является малозначимым, «проходным», с точки зрения профессиональной ориентации. Существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается наиболее благоприятным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы и затрудняется достижение необходимых результатов.

В младшем школьном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного компонентов.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе.

Младший школьный возраст является сенситивным:

  1. для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

  2. развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, “умения учиться”;

  3. раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

  4. развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

  5. становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

  6. усвоения социальных норм, нравственного развития;

  7. развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Для эффективной организации профориетнационной работы педагогу (воспитателю или классному руководителю) совместно с педагогом-психологом и социальным педагогом необходимо проводить мониторинг профессиональных предпочтений школьников, т.к. целенаправленное изучение дает возможность получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности. Чем раньше будут выявлены склонности и способности детей, тем больше возможностей имеют учителя и родители для их развития, тем более осознанным будет выбор ими профессии в будущем.

С этой целью можно проводить беседы, анкетирование, наблюдения за трудовой деятельностью младших школьников, изучать продукты их творческой деятельности (поделки, сочинения и др.), создавать специальные педагогические ситуации с целью выяснения практической готовности к труду (трудовые десанты, ролевые игры и др.).

Большие возможности предоставляет тестирование детей, которое помогает выявить ценностные отношения ребенка к труду: оно ставит его в положение «свободного выбора». Например, детям предлагают дописать предложение: «Когда я вырасту я стану…». Дописываемый тезис выявит определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его представлении о собственном будущем. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.

Представление детей о мире профессий можно изучать с помощью прямых вопросов, типа: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?».

Циклограмма диагностики по профориентации младших школьников

Перечень мероприятий

Возрастная категория

Сроки проведения

Анкета «В мире профессий»

1-4 класс

сентябрь

Тест «Профессии, необходимые нашему городу»

1 класс

май

Тест неоконченных предложений

3 класс

ноябрь

Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова (тип профессии)

2 класс

4 класс

март

январь

Методика «Мотивация профессиональной деятельности»

3 класс

декабрь, май

Методика «карта интересов Голомштока»

4 класс

ноябрь, апрель



Дальнейшую работу по профориентации следует строить, основываясь на результатах диагностики.

Первое знакомство с профессиями начинается в 1 классе на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, краеведения, изобразительного искусства, трудового обучения, физической культуры и музыки. Богатство учебного материала позволяет проводить профориентационную работу на протяжении всего обучения в начальной школе.

Игра – основной источник знаний для ребенка. Она выполняет две главные функции: во-первых, через игру ребенок познает мир и развивает умственные способности; во-вторых, во время игры находят выход энергия и эмоции ребенка. Поэтому основной формой профориентационной работы в начальной школе являются игровые технологии. Игры по профориентации легко интегрируются в структуру урока и позволяют разнообразить его, делая более эмоционально насыщенным.

Это могут быть:

Игры - упражнения. Игровая деятельность организована как в коллективной, так и групповой форме, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении знаний о различных профессиях, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке учащимся предлагается найти в данном наборе названий, где перечислены профессии одной области деятельности, одно случайно попавшее в этот список.

Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, например, инструменты плотника, названия которых вперемежку с другими инструментами, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

Игра - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия в мир профессий». В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится с целью выявления уровня знаний учащихся.

Рассмотрим алгоритм построения игровой технологии по профориентации:

1 этап: диагностика профессиональных предпочтений и уровня знаний младших школьников о профессиях. Диагностика может проходить в различных формах: анкетирование, тестирование, беседа. Она проводится с целью выявления уровня знаний о профессиях, выяснения профессиональных предпочтений учащихся и причин, по которым сделан данный выбор, последующей коррекции представлений о необходимых профессиональных качествах и особенностях состояния здоровья для данной профессии.

2 этап: определение целей и задач игры. Учитель должен четко представлять, для чего предназначена та или иная игра, каких результатов он хочет достигнуть.

3 этап: выбор предмета или мероприятия, на котором будет применяться игровая технология. В соответствии с целями и задачами игровой технологии педагогм выбирается учебный предмет или воспитательное мероприятие, где данная технология поможет достичь наилучших результатов.

4 этап: подбор дидактического материала, наглядности, оборудования. Это могут быть таблицы «В мире профессий», наглядный материал по темам: «Профессии», «Инструменты», «Материалы», костюмы и аксессуары для ролевых игр, презентации о профессиях, электронные кроссворды, flash-игры, видеоролики, музыкальные клипы, учебные фильмы и др.

5 этап: применение данной технологии. Применяя игровые технологии в образовательном процессе, обязательно нужно помнить о ее развивающих функциях: коммуникативной, игротерапевтической, социализирующей, коррекционной и других.

6 этап: анализ результатов использования игры (положительные стороны и недостатки). Учитель обязательно должен проанализировать результаты проведенной игры, что удалось осуществить, а что нет, какова была степень участия каждого ребенка в игровом процессе, заинтересовала ли ребят данная игра или есть необходимость что-то изменить в ее содержании и структуре.

7 этап: повторная диагностика уровня знаний младших школьников о профессиях с целью выявления эффективности данной технологии. Повторная диагностика может проводиться учителем в традиционных формах: анкетирование, тестирование, беседа, а также в игровых формах: «смотр знаний», викторина, исследовательская деятельность, создание личных и коллективных проектов и др.

Игры по профориентации не имеют ограничений по предметам, их можно органично включать в работу на любом уроке или мероприятии не только в начальной школе. Содержание той или иной игры корректируется в зависимости от целей и задач урока или воспитательного мероприятия, с учётом возрастных особенностей учащихся и результатов педагогической диагностики по профориентации.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин» (на уроках математики), «Библиотека» (на уроках литературного чтения), «Редактор» (на уроках русского языка), «Экскурсовод» (на уроках окружающего мира и краеведения), «В столовой», «В кондитерской», «Мы – поварята» (на уроках валеологии), «В мастерской художника» (на уроках изобразительного искусства и трудового обучения), в которых имитируется конкретная профессиональная деятельность. В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счета), и воспитательная (привитие навыков культуры общения).

К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеклассной работе, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

В игре «Приём на работу» детям необходимо пояснить, что наилучших результатов в работе добиваются люди, чьи индивидуальные качества наилучшим образом соответствуют требованиям профессии. Например, школьникам предлагается подобрать профессию для инопланетян, посетивших нашу планету, а так же придумать и рассказать об образе жизни этих существ. (Вариант задания: он выглядит как человек, но может изменять свою форму, почти как пластилин. Он способен читать мысли и любит когда его хвалят. Варианты ответа: дрессировщик, воспитатель, проходчик шахты, разведчик.)

Профориентационная игра «Самый умный!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о профессиональных качествах.

Например:

Ответьте на вопрос:

Какая современная профессия соответствует старинному названию «ростовщик»?

  • овощевод

  • банкир

  • воспитатель

Закончите предложение:

Дерево ценят по плодам, а человека по ... .

  • деньгам

  • делам

  • глазам

Ответьте на вопрос:

Какое профессионально важное качество необходимо бухгалтеру?

  • музыкальный слух

  • ловкость рук

  • аккуратность

В процессе профориентационной игры «Приключение в городе Мастеров» знакомство с миром труда и профессий проводится в виде путешествия по районам вымышленного города.

Для систематизации знаний о мире труда и профессий в игре используется единый сюжет – путешествие по городу, состоящему из шести районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер. В процессе изучения каждого района города детям предлагается задание исследовать жизнь его обитателей:

  • составить план района;

  • придумать названия улиц и переулков;

  • продумать какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане;

  • «заселить» дома известными персонажами;

  • рассказать об их образе жизни;

  • описать типичный день жителя района и т.п.

Помимо этого школьники вовлекаются в диагностические и развивающие упражнения, соответствующие логике данного района.

Более подробно с проектом «Приключение в городе Мастеров» можно познакомится в Приложение 6 к данному материалу.

Коллективная форма занятий с элементами соревнования усиливает обучающий эффект. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, произвольность поведения, самоконтроль, элементы самоанализа, познавательные процессы (память, внимание, мышление). Возможны различные варианты организации данной игры: на занятиях в группе продленного дня, в процессе изучения некоторых учебных предметов, при проведении утренников и КВНов, а так же в качестве плана работы летнего школьного лагеря.

Интересной формой профориентационной работы является мини-музей «В мире профессий», созданный руками детей. Среди учащихся выбираются «экскурсоводы», которые проводят небольшие экскурсии для школьников, рассказывают об особенностях различных профессий. Игровые технологии могут применяться не только на уроках, но и во внеклассной работе: на классных часах, экскурсиях, различных мероприятиях.

В процессе использования игровых технологий по профориентации в учебно-воспитательной работе к концу 4 класса у учащихся удается сформировать достаточный запас знаний о разнообразии мира профессий, привить детям любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, обеспечить необходимые условия для личностного развития учащихся.

Продуктами профориентационной деятельности могут быть проектные и исследовательские работы учащихся по темам: «Профессии, необходимые нашему городу», «Кем быть?», «Профессии моих родителей» и др. Регулярно проводятся мероприятия для учащихся начальной школы по профориентации (викторины, выступления агитбригады «Сделай выбор!», путешествия в Мир профессий, классные часы и др.), а также создан мини-музей «В мире профессий».

Систематическая профориентационная работа влияет на развитие у младших школьников таких метапредметных компетенций, как любознательность, самостоятельность, навыки самоанализа, произвольность поведения, умение работать с различными источниками информации, умение анализировать и обобщать,освоение диалектики общения, самопознание в процессе игры; осознание социально-культурных ценностей; усвоение норм поведения человека в обществе.

В решении задач модернизации образования очень важно развитие склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, которое должно в полной мере осуществляться на протяжении всего обучения ребенка в школе. Поэтому необходима преемственность в работе по профессиональной ориентации школьника, взаимодействие педагогов начальной школы и учителей среднего и старшего звена.

В приложениях 1-5 можно самостоятельно познакомиться с:

- Методическими материалы для диагностики уровня профориентации младших школьников (Приложение 1).

- Тематикой классных часов по профориентационной работе в начальной школе (Приложение 2).

- Сценариями классных часов: «Встреча с трудом» 2 класс (Приложение 3); «Труд не в тягость, а в радость» 3 класс (Приложение 4); «История профессии. Профессия - пожарный» 4 класс (Приложение 5).

Материалы данных Приложений можно найти на сайте Проекта «Инфоурок» »Вебинара «Организация профориентационной работы на современном этапе развития школы»

Часть 4. Организация работы по профессиональной ориентации на II и III ступенях общего среднего образования


Профессиональная ориентация школьников - целенаправленная деятельность по подготовке молодёжи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определённых профессий и разного уровня квалификации.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

- Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

- Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

- Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

-   Профессиональная информация.

-   Профессиональное воспитание.

-   Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в основной школе:

Определим этапы и содержание профориентационной работы на II и III ступенях образования:

У учащихся 5-7 классов происходит развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

Профориентационная работа с учащимися 8-9 классов направлена на уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Учащиеся 10-11 классов необходимо обучить действиям по самоподготовке и саморазвитию, деятельность направлена на формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, происходит коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Так в 5-11 классах успешно реализуются следующие направления профессиональной ориентации:

- профессиональное просвещение;

- профессиональное самоопределение;

- трудоустройство.

Профессиональное просвещение включает:

- тематические классные часы;

- профориентационные экскурсии;

- курс для учащихся 9-х классов (1 час в неделю) «Информационная работа. Профильная ориентация»;

- дистанционный профориентационный курс «На пути в мир профессий»

«Образ профессии в искусстве» предполагает описание профессии по картинам:

Перечень картин:

  • А.М.Голубцов. "В лаборатории"

  • Б.Кук. "В парикмахерском салоне"

  • А.Дейнека. "На просторах подмосковных строек"

  • А.Амангельдыев. "Хирурги"

  • Э.Дега. "Две танцовщицы на сцене"

  • Н.Роквелл. "День рождения учительницы"

  • А.Шелтунов. "Байкальские рыбаки"

  • А.Леонов. "Выход в космос"

  • Т.И.Егорова. «Сбор урожая помидоров».

Можно использовать опорный набор вопросов и заданий в помощь отвечающим.

Перечень вопросов и заданий:

- Определите название картины и автора.

- Кто изображён на картине?

- Чем занят герой (заняты герои) картины?

- Какое отношение к профессии передал автор?

- Каковы твои впечатления от картины?

- Выскажите свое отношение к этой профессии

Ребята могут отвечать индивидуально, можно провести соревнование по командам.

Знакомство с «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» может быть проведено в формате игры «Что бы это значило?». Тут можно организовать поиск необычных названий профессий и предложить командам учащихся узнать, чем занимаются её представители. Можно сначала пофантазировать, а потом прочитать информацию в классификаторе. (Примеры профессий: дегоржёр, воронильщик, эмальер)

Для выполнения проекта «Визуализация мечты» необходим доступ в Интернет, он может выполняться как в школе, так и дома. (выполняется в школе, если не закрыт доступ к сети Интернет, в противном случае выполняется в качестве домашнего задания) на сайте http://dreamsboard.ru

Проведение профессионального самоопределения предполагает:

- проведения мониторинга предпочтений профессионального выбора;

- проведения тестирования на готовность к выбору профессии, на предпочтительный тип профессии и т.п.;

- «Пробы профессии» (организация школьных профильных лагерей, практики, профессионально ориентированных курсы );

- содействие в получение целевых направлений в ВУЗы;

- проведение профориентационных конкурсов;

- посещение дней открытых дверей в ВУЗах и ССУЗах города, городских выставок «Абитуриент», «Сделай свой выбор!»

Мониторинг профессиональных предпочтений школьников проводится классными руководителями под руководством школьного психолога и заместителя директора школы по УВР в течение всего периода обучения учащихся с целью корректировки профориентационной работы. Мониторинг учитывает ответы учащихся на одни и те же вопросы через определённый промежуток времени. Чаще всего проводится 1-2 опроса в начальных классах, затем 1-2 опроса в 5-9 классах и опрос в 10-м классе.

Изменения в содержании ответов позволяют делать вывод о формировании школьников готовности к осознанному выбору профессии и об эффективности проводимой в школе профориентационной работы.


Форма профориентации

мероприятия

Ответственные за реализацию

профессиональное просвещение

  1. Тематические классные часы

  2. Профориентационные экскурсии

  3. Ориентационны курс для учащихся 9-х классов «Информационная работа. Профильная ориентация»

  4. Дистанционный профориентационный курс «На пути в мир профессий»

Классные руководители,
родительский комитет


профессиональное самоопределение

  1. Мониторинг предпочтений профессионального выбора

  2. Цикл тестов (на готовность к выбору профессии, на предпочтительный тип профессии и т.п.)

  3. «Пробы профессии» (профильные школьные лагеря, практики, профессионально ориентированные курсы )

  4. Содействие в получение целевых направлений в ВУЗы

  5. Профориентационные конкурсы

  6. «Дни открытых дверей» в ВУЗах и ССУЗах города, городские выставки «Абитуриент» -«Сделай свой выбор!»

Школьный психолог, классный руководитель

Администрация школы, учреждения дополнительного образования

администрация школы, классный руководитель

трудоустройство

  1. Временное трудоустройство на время каникул через Службу занятости

  2. Школьный трудовой лагерь

  3. Участие в ярмарках вакансий для школьников

Администрация школы, начальники трудовых школьных лагерей, руководство Службы занятости населения района, кл. руководитель



Часть 5. Организация педпрофильной подготовки в школе


В период между старшим подростковым и ранним юношеским возрастом перед школьником неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. Поиск ответа на вопрос: «Кем быть?» становится важным не только для самого учащегося, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности в России.

Профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшеклассников. Ее решение связано с осуществлением поиска смысла жизни, самого себя.

Профессиональное самоопределение - процесс развития самопознания личности относительно будущей профессиональной деятельности.

Одной из главных трудностей профессионального самоопределения является неумение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованием профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.

Для осуществления личностью осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо заблаговременное и целенаправленное проведение учебно-воспитательной работы, важная роль в которой традиционно принадлежит школе.

В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования  ведётся профильное обучение. Очевидно, что основная школа должна активно включиться в этот процесс: необходимо проведение системной подготовительной работы в конце обучения в основной школе.

В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Важность подготовки к этому ответственному выбору — профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии — определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и ориентационной  деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса, определиться с направлением его дальнейшего обучения:

- Какую сферу деятельности выбрать? - Гуманитарную? – Математическую? Естественно-научную?

Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.

Таким образом - основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.  

Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми  для получения качественного образования.



Основными составляющими предпрофильной подготовки являются:

  • Курсы по выбору, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.

  • Создание образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения.

  • Информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им  образовательной сети.

  • Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом.

Образовательный рейтинг выпускника основной школы определяется:

- результатами итоговой аттестации;

- «портфолио», т.е. совокупностью индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений»), достигнутых учеником в образовательной деятельности.

Основной целью школы должно быть создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!