Современные технологии развития физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи на логопедических занятиях.
Отчет по теме самообразования.
Не секрет, что дошкольный возраст является основным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Изучив мониторинг заболеваемости и речевых дефектов детей, мною была определенна устойчивая тенденция к ухудшению здоровья дошкольников и увеличению количества детей с дизартрией, алалией, заиканием, запинками и даже функциональной ринолалией.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию, нарушение одной из них обязательно отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания логопедической практике.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мною была взята тема по самообразованию «Современные технологии развития физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи на логопедических занятиях». В процессе работы над данной темой были реализованы проекты «Веселый ветерок» и «Дышим легко — говорим правильно» для детей старшего дошкольного возраста. Предложенные проект — это попытка показать на практике систему работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у дошкольников.
В основе данной работы лежит проблема нарушения дыхания у детей с нарушениями речи. По результатам обследования в начале года у детей определяются следующие виды нарушений дыхания:
- нарушения темпа и ритма речевого дыхания, такие как запинки, заикание;
- носовой оттенок в речи;
- снижение длительности выдоха и его силы.
Многие думают, что для правильного произношения звуков достаточно тренировать только органы артикуляции, но это не так. Дети в силу различных причин часто дышат неправильно: это могут быть последствия частых ОРЗ, заболеваний лор-органов, нервно-вегетативные нарушения и стрессы.
Правильное речевое дыхание обеспечивает:
Нормальное звукопроизношение
Поддерживает громкость речи
Сохраняет плавность речи и отвечает за правильную паузацию
Обеспечивает обогащение кислородом головного мозга
Актуальность.
Речевое дыхание является произвольным, сознательным актом. Оно управляется и контролируется говорящим. В процессе развития ребенка совершенствуется физиологическое дыхание, развивается речевое дыхание. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее; раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность произносить больше слов на одном выдохе; создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания и речь становится интонационно выразительной, четкой, понятной.
Целью работы над моей темой является формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания.
В процессе работы над темой мною были поставлены три основные задачи:
• Познакомить детей с разными упражнениями для правильного дыхания и обучить их правильному выполнению.
• Донести до родителей важность проблемы и необходимость их участия в обучающем процессе.
• Интеграция задач звуковой и дыхательной гимнастики в различные виды совместной деятельности.
Достичь высоких результатов в работе было бы невозможно, без участия в коррекционном процессе всех педагогов детского сада: логопеда, психолога, воспитателей, музыкального работника, инструктора по физкультуре, а также родителей.
Педагоги регулярно включают упражнения по развитию дыхания в различные виды совместной деятельности: упражнения проводятся на фронтальных и индивидуальных занятиях, в повседневной игровой деятельности, включаются в режимные моменты, такие как прогулка, гимнастика после сна, в музыкальные занятия и, конечно же, в домашние занятия с родителями.
Какие же виды работы использовались в моей работе? Сейчас я кратко расскажу о каждом из них.
Различные увлекательные упражнения на дыхание я включаю в повседневные занятия с детьми. Разнообразие упражнений так велико, что дети всегда с удовольствием выполняют их, оттачивая свое мастерство. Упражнения проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме, под постоянным контролем логопеда.
Помимо обыденных занятий был проведен цикл ознакомительных занятий на которых дети узнали что дыхание – это основа жизни. Познакомились со свойствами воздуха и органами, участвующими в процессе дыхания. Познакомились с основными правилами правильного дыхания.
Еще одним из видов работы является включение дыхательных упражнений в повседневную деятельность детей:
• Во время бодрящей гимнастики после сна
• Развлечений, проводимых с родителями
• Полезных развлечений на прогулке
• И на физкультурных занятиях
Очень нравится детям изготавливать пособия для дыхания своими руками. Они очень трепетно относятся к тому, во что вложили столько старания и с удовольствием демонстрировали родителям свои полезные изделия.
Основное время своей жизни ребенок проводит дома с любимыми родителями, поэтому одной из важных задач было подключить родителей к нашим занятиям.
Для этого мы организовали выставку-презентацию пособий для родителей, чтобы познакомить их с разнообразием игр и упражнений, которые они могут применять дома.
Для родителей проведен мастер – класс совместно с детьми, который включал в себя:
• Беседу на тему «Дыхание речи»
• Были проведены показательные тесты на уровень развития дыхания, благодаря которым родители смогли наглядно увидеть проблему именно своего ребенка
• Далее дети и родители прошли обучение правильному дыханию при помощи мультимедийной презентации на основе разработок по программе «Лого-БОС».
• Смогли на практике выполнить несколько упражнений на дыхание под контролем логопеда.
• И в завершение ко всему каждый родитель получил памятку с правилами правильного дыхания и перечнем упражнений для домашнего использования.
Всем известно, что современные дети очень любят игры на компьютере, и чтобы они проводили его с пользой для здоровья, я познакомила родителей с логопедическим развивающим интернет порталом, на котором можно найти много интересных и полезных игр, в том числе и на развитие дыхания.
Ну и последний, используемый мною пассивный вид работы с родителями - это меняющаяся информация на стенде в родительском уголке и картотека упражнений для домашних заданий.
Свою деятельность в данном направлении я буду продолжать, так как результаты и польза от проведенной работы не вызывают сомнений.
Приложение 1.
Этапы работы.
Работа по формированию правильного речевого дыхания проводилась в определённой последовательности:
1 этап: формирование диафрагмального дыхания (упр. “Удержи игрушку” лёжа на ковре глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается)
2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме), сидя, стоя рука на животике.
3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох (малыши – губы трубочкой, старшие – полуулыбка).
4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма. Начинать с пропевания гласных звуков:
На выдохе один звук (а,у,о)
На выдохе два звука (ау, уа)
Проговаривание на одном выдохе слова, простого предложения (Это кукла. Это собака.)
Постепенно удлиняем фразу, добавляя новые слова.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой , попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
Успешность коррекционно-развивающей работы невозможна без взаимодействия с родителями, поэтому нами была проведена следующая работа:
1. Для овладения родителями педагогической технологией по регуляции дыхания у детей, был проведен семинар практикум «Функция дыхания, как общеоздоровительное средство и условие формирования правильной речи».
Целью семинара являлось:
• знакомство родителей со значением функции дыхания;
• обучение основам диафрагмального дыхания;
• обучение элементам методов экономного и речевого дыхания.
2.Помещала информацию в родительский уголок: «Упражнения для развития дыхания детей с нарушением речи», «Азбука дыхания для малышей»
3.Проведена консультация «Дыхание речи»
Введение здоровьесберегающих технологий в работу над дыханием, систематическая и совместная работа педагогов, специалистов ДОУ, родителей способствует улучшению показателей развития речевого дыхания.
«Помните: дыхание – это жизнь, а правильное дыхание – это здоровая жизнь!» Бурлакина О.В.
Приложение 2.
Рекомендации при выполнении дыхательных упражнений:
• Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине – это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием, и оно не станет привычным.
• Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
• Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранять небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.
• Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).
• На одном выдохе произносить не больше 3-4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.
• В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.
• Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.
• Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании
Приложение 3
Памятка по проведению дыхательной гимнастики:
Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
5.Дозировать количество и темп проведения упражнений.
6.Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
Приложение 4.
Упражнения дыхательной гимнастики.
1. Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
4. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
8. Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
10.«Надуй шарик»
Ребёнок сидит или стоит, «надуй шарик» - широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух - ффф, «шарик лопнул» - хлопнет в ладоши,
«из шарика выходит воздух»- малыш произносит: «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.
11.Курочка
Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья - вдох, наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям - выдох.
12.Жук
Малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову - вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову - выдох, жу-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу.
13.Трубач
Ребёнок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, произносит: тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу.
14.«Подуем на плечо»
Ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой, дует на плечо, голова прямо - вдох носом, голову влево - выдох, голова прямо - вдох (подуем на плечо, подуем на другое, нам солнце горячо пекло дневной порой), Опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо - вдох носом, поднимает лицо кверху- выдох через губы, сложенные трубочкой (подуем на живот, как трубка, станет рот, ну а теперь - на облака и остановимся пока).
15. «Подуй на одуванчик»
Малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем - длинный выдох, как будто хочет сдуть с одуванчика пух
Подуй на одуванчик,
Как дует этот мальчик,
Подуй, подуй сильнее
И станешь здоровее.
16.Хомячок
Предложите малышу пройти несколько шагов (10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам - выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
17.Ворона
Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки, разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук р.
18.Упражнение с флажками
Исходное положение прежнее, в опущенных руках - флажки, ребёнок поднимает руки вверх через стороны - вдох, опускает через стороны- выдох через сложенные трубочкой губы.
19.Игра «Филин»
День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками - крыльями, опуская их вниз, произносит «у ффф».
20.Игра «Кто дальше загонит шарик»
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика, дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
21.Игра «Пушок»
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко, предложите ребёнку дуть на него, следите за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох через сложенные трубочкой губы.
22.Игры с воздушным шаром, вертушкой
Воздушный шар или вертушку держите на уровне лица ребёнка, предложите малышу сильно подуть на шар, так, чтобы он взлетел, на вертушку, чтобы она вертелась.
23.Игры с дудочками, рожками, свистками, пищалками
Приложение 5.
О дыхательной гимнастике.
Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.
Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений.
Польза дыхательной гимнастики
При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.
Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое).
У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.
Как проводить занятия с ребенком.
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным, выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.
Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.
Упражнения для детей :
Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.
Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".
Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить часы. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик-так».
Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!
Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу». Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.
Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз.
Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.
Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».
Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.
Ребенок стоит, держит в руках мяч, руки подняты вверх. Вдыхает, затем на выдохе бросает мяч от груди вперед, при этом произносит длительное «у-х-х-х». Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.
Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания
Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.
Также детям можно предложить такие полезные игры:
Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.
Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.
Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.
Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.
Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть