Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Колосок» села Нины
«Результативность применения музыкально - динамических пауз в организации музыкальных занятий»
Подготовила: музыкальный руководитель Лактионова Оксана Георгиевна
Динамическая пауза – это пауза в организованной образовательной деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности и предназначена для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности. Динамические паузы проводятся во время занятий по мере утомляемости детей.. Они должны длиться около 2-5 минут. Но даже такого небольшого отдыха вполне достаточно, чтобы здоровьесберегающие технологии начали работать. Что же представляют из себя динамические паузы для дошкольников в музыкальной деятельности?
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ - это система мер, направленных на улучшение здоровья воспитанников образовательного процесса.
Я как музыкальный руководитель ставлю перед собой цель: организовывать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечить каждому ребенку укрепление физического здоровья, выявить и развить музыкальные и творческие способности, формировать привычку к здоровому образу жизни.
На музыкальных занятиях я, использую такие динамические паузы с элементами здоровьесберегающих технологий как:
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы в ДОУ. Мной создана музыкальная фонотека, которая способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Я использую классическую музыку в целях музыкальной терапии на занятиях.
Действенной формой оздоровления является релаксация , которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, дети расслабляются, получают удовольствие, отвлекаются от посторонних мыслей и успокаиваются. На занятиях использую формы слушания музыки с просмотром музыкальных презентаций.
Пение - идеальный способ помочь детям с нарушениями речи, оно улучшает их артикуляцию, дикцию, способствует правильному формированию дыхания, что не мало важно при заикании ребенка. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы- во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.
Применяю валеологические и логопедические песенки-распевки, которые помогают подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов. С данных распевок я начинаю все музыкальные занятия. Это несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В моих силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.
Артикуляционную гимнастику также включаю в музыкальные занятия, она является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения и включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческие навыки, улучшаются музыкальная память, внимание.
Пальчиковая гимнастика очень нравится детям, она стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память. Я использую в своей работе пальчиковые игры Е. Железновой, О.Узоровой, которые проводятся под музыку. Тексты для этих игр довольно-таки просты это - русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе воспитателя, но и музыкального руководителя. Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К.Орфа. Суть занятий по системе К.Орфа составляет соединение музыки, слова, движения. Речевые игры мы сопровождаем движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, которые прекрасно развивают чувство ритма.
б
В музыкальные занятия включаю игровой массаж. Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре.
Физкультминутки провожу, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Использую забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяющие проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только вижу, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
Также применяю на занятиях дыхательную гимнастику. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
укрепление физиологического дыхания детей (без речи) .
тренировка силы вдоха и выдоха.
развитие продолжительности выдоха.
Ритмопластика – это система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Движения, выполняющиеся под музыку с различным ритмом, дарят ребенку радость, и физическое здоровье. Ритмопластика - развивает умение чувствовать и передавать характер музыки. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. На музыкальных занятиях мы с детьми занимаемся ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Музыкально-ритмические и танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Танцевальные упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом и координировать движения. Динамика и темп музыкального произведения требуют в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие и средствами музыки может быть успешно достигнуто. Буду стараться планировать свою работу таким образом, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для развития здоровой, творческой, активной личности моих воспитанников.