Отчет о работе кружка «Юный эколог»
МБОУ СОШ с.Бишкаин
Руководитель-учитель биологии, Петрова М.В.
"Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы". (А.де-С.Экзюпери )
Современный мир требует от человека умения развивать собственную функциональную компетенцию: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, к повышению квалификации. Поэтому в настоящее время актуально воспитание научного мышления, т.к. оно позволяет развивать человеческую личность, придает устойчивость человеческой психике в быстро меняющемся мире, формирует у человека строгое отношение к новой формации, новым идеям. Развитию подобных качеств у подрастающего поколения может способствовать исследовательская деятельность, так как самые ценные и прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Кружок «Юный эколог» посещали 15 учащихся из 6-9 классов. Причиной выбора данного возрастного промежутка послужил учет особенностей формирования отношений и взаимодействий ребёнка с окружающей его природой в данный возрастной
период. Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой и к познанию и исследованию мира. Так, в возрасте 12-15 лет ребята способны осознавать
не только себя, свою личность и субъективность, но и природу
как объект отношения и субъект существования. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся.
Сложность организации работы объединения заключается в том, что половина учащихся уже имеют опыт ученического исследования и участия в научно-практических конференциях. Но есть и те, кто включается в работу объединения впервые. Это вызвало необходимость дифференцированного подхода при планировании занятий. Большое внимание уделялось индивидуальной работе при организации исследовательской работы .
Наличие в объединении учащихся разного возраста позволяло соблюдать преемственность в получении и закреплении знаний, умений и навыков исследовательской работы.
Целью программы явилось формирование исследовательских навыков у учащихся через экологическое воспитание, экологическое мировоззрение и культуру поведения в окружающей природной среде.
Были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
расширить знания детей в образовательных областях биология и экология;
формирование и совершенствование знаний и умений у школьников в области информационной культуры (самостоятельный поиск, анализ, семантическая обработка информации из литературы, прессы и Интернета, обучение восприятию и переработке информации из СМИ);
формирование умений находить, готовить, передавать, систематизировать и принимать информацию с использованием компьютера, мультимедиа.
обучение умению правильно выбирать источники информации в соответствии с учебной задачей и реальной жизненной ситуацией;
обучение умению трансформировать информацию, видоизменят её у детей объём, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
Воспитательные:
воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха;
формирование ноосферного мышления;
привить навыки рефлексии;
Развивающие:
развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
развивать умение аргументировать собственную точку зрения;
совершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;
развитие толерантности и коммуникативных навыков (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией);
Кружок учащиеся посещали регулярно, им нравилось общаться друг с другом в неформальной обстановке, в ходе узнали много интересного:
- основные нормативно- правовые документы в области экологии; - главные источники загрязнения воздуха; новые типы загрязнений, в том числе техногенные. влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы; меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. -экологическое состояние природной среды в России, республики Башкортостан; Аургазинского района; растения и животных своего края, находящихся под охраной; -влияние окружающей среды на здоровье человека; роль здорового образа жизни в жизни человека. - виды исследований; формы и методы исследовательской деятельности;
В ходе работы приобрели следующие практические знания , умения и навыки.
− Приобретение учащимися практических навыков исследовательской деятельности − Выполнение простейших экологических исследований . -оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями; (логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты экспериментальной деятельности., строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений; создавать презентации)
− Применение знаний законодательства об охране природы; − Планирование практических дел по охране природы; − Пропаганда здорового образа жизни.
− формирование умений правильного поведения в природе. - осуществлять практическую деятельность по охране природы своей республики;
− Распознание объектов природы.
Результатом работы каждого воспитанника стали выступления на научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ учащихся, как очных, так и заочных, по результатам практических работ. Проводить срезы знаний по экологическим вопросам не предполагается. Учащиеся активно участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах и конференциях:
-олимпиада школьников по биологии, химии и экологии;
-дистанционные олимпиады «Инфоурок», «Видеоурок», «Новый урок» различного уровня;
-республиканский конкурс «Юннат-2014»;
-международный день леса;
-акция «Кормушка», «Скворечник», «Первоцвет»;
-НПК;
-конкурс «Экомодерн», «Эко-Бум»;
-урок чистой воды;
-участие в экологических субботниках.
В работе применяла, наряду с лекциями, беседами, занятиями с использованием ИКТ, использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, проведение морфометрических исследований. Данные формы работы выбрала в связи с основной направленностью работы объединения- исследовательская деятельность учащихся. Также и велась дистанционная работа с воспитанниками.
На занятиях использовала наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, научно – популярную литературу, что способствовало лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего района, своей республики..
Учащиеся научились свободно работать с наглядным материалом, быстро и легко определять растения, насекомых, загрязненность воды и почвы. У них проявился больший интерес к биологии, с большей охотой участвовали в экскурсиях, помогали мне в организации занятий. Мотивацией тому и послужили призовые места, которые занимали при участии в мероприятиях, олимпиадах. Обучающиеся остались довольны кружком