Отчет учителя истории, Салтыковой Натальи Михайловны, о проведении открытого мероприятия, завершающего курс «Основы мировых религиозных культур», в 5 классах
В последней четверти 2010-2011 учебного года в 4-х классах начал апробироваться модуль «Основы мировых религиозных культур» в рамках учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».
В первой четверти 2011-2012 учебного года уже в 5 классах этот курс завершился открытым мероприятием – своеобразным отчетом учителя и учащихся о том, что узнали пятиклассники, чему научились и какие практические выводы они для себя сделали.
В 5 классах данный модуль посещало 19 человек. Курс рассчитан на 34 часа. Последние 3 урока учащиеся разбились на группы по желанию. Затем они тянули жребий, кто какой религией будет заниматься в ходе последующих уроков. Получилось 3 группы, которые занимались христианством, буддизмом, исламом. Учащиеся занимались на ноутбуках составлением презентации по заданному учителем плану.
План презентации был следующий: нужно было освятить историю зарождения данной религии, найти информацию об основателе данной веры, выявить главные идеи этого вероучения и, самое главное, что каждый конкретно учащийся узнал об этой религии.
Группы получились следующие:
Буддизм: Трофимович Михаил, Гуськов Кирилл, Папанян Аркадий, Федотов Климентий, Берзенков Максим, Дронов Андрей.
Ислам: Мельниченко Галина, Доронькина Елизавета, Терлеева Анастасия, Абрамова Алена, Фараджова Камилла, Ковалева Екатерина.
Христианство: Кистанова Анна, Ожегова Ксения, Рабчинская Паула, Кусина Александра, Ляпина Екатерина.
Три урока учащиеся работали над презентациями: искали информацию в учебном пособии и дополнительной литературе, осваивали навыки работы с программой Power Point, искали наглядность с помощью ресурсов сети Интернет, формировали коммуникативные навыки. Каждый учащийся получил индивидуальное задание в группе в соответствии с планом и алгоритмом учителя.
Помимо трех групп учитель предложил двум ученицам, которые обладают навыками публичным выступлений, заняться индивидуальным заданием. Каюкова Полина работала над вопросом «Как не разрушить внутренний мир», Мусакова Наталья готовила материал «Чему учат все религии».
Все учащиеся были предупреждены о том, что 31 октября 2011 года в 13 часов состоится открытое мероприятие, где пятиклассники представят результаты своей работы.
В последний день занятий четверти, после уроков, учащиеся 5-х классов представили отчет о своей работе по курсу «Мировые религиозные культуры». Открытое мероприятие посетили учащиеся 5-х классов, 10а, 11а, учитель географии Каюкова Н.Б. После организационных вопросов всем участникам было предложено ответить на вопрос – «Зачем был введен такой предмет как «Основы религиозных культур и светской этики». Среди ответов прозвучало следующее:
- Восполнить пробелы в духовном мире человека.
- Узнать больше информации о мировых религиях.
- Помочь определиться в выборе веры.
- Сделать подростка более духовным и нравственным.
- Узнать о Боге, что он есть и помогает каждому.
Ответы всех участников сводились к вышеперечисленному, в продолжение этой мысли выступила Полина Каюкова с презентацией «Как не разрушить духовный мир человека».
Основные мысли выступления:
- Предмет ОРКСЭ был введен, чтобы восполнить пробелы в духовном мире человека.
- Все религии делятся на мировые и национальные.
- Россия – многонациональная страна.
- В дружной семье народов мы все должны беречь и уважать традиции народов.
Затем Полине были заданы вопросы, на которые она с легкостью ответила.
После этого на суд зрителям была представлена работа группы, которая отвечала за «Буддизм». К сожалению, данная группа сконцентрировала свое внимание в презентации на вопросе – «Что я узнал о буддизме». Информация о зарождении религии, материал, посвященный главным идеям в буддизме, в данной работе освящен не был. К тому, не все участники коллективной работы предстали на открытом мероприятии. Вопросы, которые прозвучали от слушателей привели в замешательство участников группы и с помощью учителя был дан ответ на интересующий вопрос от ученицы 10 а – Великой Юлии.
Следующей группой, которая выступала – были девушки, работавшие над темой «Христианство». Эта группа в отличие от всех других зафиксировала материал в презентации не тот, что встретила в дополнительных источниках, а исходя из собственного эмпирического опыта и проведенной ими работы с родителями и учителем. Материал, преподнесенный ими, был достаточно прост и понятен всем окружающим.
После вопросов, на которые самостоятельно ответили ученицы 5-х классов, завершала выступление группа, работавшая над темой «Ислам».
В данной работе ученицы пользовались ресурсами сети Интернет. Они единственные, у кого был уже опыт работы с презентациями, кто немного отошел от план и нашел дополнительную интересную информацию.
После вопросов, на которые с легкостью ответили участницы группы, им было предложено ответить на вопрос от учителя – «С какими сложностями им пришлось столкнуться в ходе работы». Этот вопрос был также задан все предыдущим группам.
Ответы сводились к следующему:
- Коммуникативные навыки у пятиклассников сформированы не в должной мере.
- Трудности вызвал отбор информации, вставка его в данную презентацию.
- Незнакомые термины и слова, трудные в озвучании.
- Сложности с техникой (компьютер, фотоаппарат).
- Организационные сложности.
Все участники отмечали, что сложно было между собой договориться, однако, все они отметили, что в ходе работы они сумели преодолеть себя в той или иной степени и нашли компромисс.
В завершении мероприятия все слушатели высказали свои позитивные впечатления от услышанного и увиденного, пожелали на будущее держать в том же духе, пожалели, что они навыки публичных выступлений начали формировать только в 10 классе, дали некоторые практические советы.
Затем выступила Мусакова Наталья со своей работой «Чему учат все религии», где отмечала сходные черты всех вероучений:
- Вера в сверхъестественное.
- Учат Добру.
- Отвергают Зло.
- Сходные нравственные законы и заповеди.