Отчет о работе школьного музея за 2017 г..
Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".
Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.
Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
Школьный музей является центром формирования чувств патриотизма, гражданственности и любви к «Малой Родине», к истории и культуре района, края, страны.
Школьный краеведческий музей - одна из важнейших составляющих развивающей образовательной среды, где возможно решение многих образовательных и социальных проблем.
Школьный музей МКОУ «Олинская средняя общеобразовательная школа» имеет свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» № 13392 от 15.04.2004 г. Основная цель деятельности музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений средствами музейной педагогики.
Задачи:
Организация поисковой работы; сохранение памяти истории школы и села Оля;
Расширение и углубление знаний по истории малой Родины и формирование духовных ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения.
Развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы.
Прививание первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы.
Проведение на базе музея мероприятий, тематических занятий и экскурсий с использованием экспонатов музея.
Основные направления деятельности музея:
Поисковая работа.
Фондовое (организационно-техническое обеспечение).
Реставрационно-оформительская деятельность:
Проектно-исследовательская работа.
Экскурсионно-просветительская и культурно-массовая работа.
Деятельность музея в 2017 году:
В 2017 году работа в школьном музее традиционно велась по этим направлениям, согласно Положению о школьном музее.
Фондовая и поисковая работа.
Пополнение музейного фонда осуществляется в результате поисковой работы.
Основу фондов школьного краеведческого музея составляют вещественные и письменных и вещественные источники по истории края, около 1000 подлинных экспонатов военного и русского быта, рыбацкого ремесла, фотографии, альбомы и многое другое, собранные школьниками и педагогами.
подготовке к юбилею школы было собрано более 200 фотографий, газетные статьи, около 20-ти грамот и дипломов школы учащихся и педагогов разных времен, журналы, тетради, дневники, предметы пионерской жизни, технические средства для учебного процесса: магнитофоны, проигрыватели, фильмоскопы, и т.д.
В качестве подарков в музей передали миномет, казачью саблю, утварь, предметы военной жизни из Хулхуты и т.д.
Реставрационно-оформительская деятельность:
Собранные экспонаты, материалы используются для написания работ и оформления выставок, стендов и экспозиций.
В мае прошлого года был с нуля оформлен Зал истории Олинской школы.
Были изготовлены 4 стенда и витрина. Реставрирован и выставлен стенд о педагогах- ветеранах.
В новой экспозиции оформлены стенды о выпускниках школы, о школьных традициях и директорах. Совместно с Парфеновой С.Ю. оформлен уголок пионерской организации.
С целью оформления новой экспозиции вместе с учащимися и коллегами пришлось изучить огромную массу архивного материала: были тщательно изучены книги приказов школы с 1953 года, личные дела педагогов – ветеранов, газетные сведения, материалы интервью с учителями и выпускниками школы разных лет и другими краеведческими источниками. В поиске материала для оформления зала истории школы активное участие принял весь коллектив.
В результате впервые за 30 лет была написана история школы. Конечно, это требует доработки и поиска материалов в госархиве, но была проведена очень важная глобальная работа, которая позволит сохранить историю родной школы.
К сожалению, многие события до начала 50-х годов уже стерты из памяти людей и многое восстановить пока не удалось и потребует много сил и времени.
Экскурсионно-просветительская и культурно-массовая работа.
При умелой организации екольный музей должен являться центром героико-патриотического и нравственного воспитания детей, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся и воспитания творческой личности. Одним из направлений работы музея является экскурсионно – просветительская работа, т.е. проведение экскурсий, классных часов, встреч, бесед, уроков Мужества и тематических мероприятий для школьников и односельчан.
В 2017 году Тематические классные часы и уроки Мужества к дням воинской славы были проведены в 1 а(швец М.В.), 4 б,7 а, 9-х и 11классах.Кл рук.: Каширская И.В., Бизяева Г.А., Тарасова И.Н., Голованева А.А..
Для гостей школы были проведены обзорные экскурсии.
Каждый сентябрь для пятиклассников в рамках уроков ИЗО проходят экскурсии ««Мир русской Избы».»
Традиционно в музее проводятся экскурсии, приуроченные ко Дню защитника Отечества и Дню Победы по заявке классных руководителей. В этом учебном году были проведены разные формы мероприятий, приуроченных к юбилейным датам и дням воинской славы. В сентябре в 6,7 и 11 классах были проведены беседы «28 армия на Астраханском направлении». Помощь оказала Жигульская Н.И.,
В октябре проведено сельское мероприятие «100 летию октябрьской революции».
В январе для 6-х классов беседа –«900 дней блокады».
В рамках общешкольного плана работы на 3 четверть к 75-летнему юбилею победы в Сталинградской битве, одной из самых судьбоносных дат в истории нашей страны и всего человечества, был проведен цикл мероприятий. Прошли Беседы, уроки, викторины, посвященные подвигу города-героя, были проведены во 2 «а» классе (кл. руководитель Надбитова Г.Б.), 1 б класс (кл.рук. Варфоломеева Т.В.).
Урок мужества «Сталинград: ни шагу назад», проведенный совместно Бизяевой Г.А для учащихся 7а и 6а классов. Учащиеся из обоих классов (вместе с кл. руководителями Евтеевой О.В. и Володиной О.В.) серьезно подготовились к викторине и показали хорошие знания о событиях и героях Сталинградского сражения.
В мероприятиях школьного музея традиционно принимают участие работники культуры села и библиотечной системы района. В этом году планируется еще один районный семинар для библиотекарей района.
Как показывает практика, мероприятия проходят намного интереснее и с большим эффектом, если ребята приходят подготовленными.
Проектно-исследовательская работа.
Результатом поисково-собирательной работы является написание интересных исследовательских работ и проектов, посвященных истории Малой Родины, жизни и достижениям земляков, истории школы и жизни педагогов и др.
Юными краеведами были написаны работы:
За год были написаны краеведческие работы, с которыми ребята приняли участие в областных и Всероссийском очных конкурсах.
| | | | |
Всероссийский | Отечество | «Шурочка» | Никитенко Т. | 2 |
Региональный | Отечество | «Шурочка» | Никитенко Т. | 1 |
Региональный | Малая Родина моя | Мой дед войну не выбирал | Мардасова Д. | 2 |
Олинские поисковики | Володина В. | 1 |
Созвездие славы олинских рыбаков | Попова Диана | 3 |
Муниципальный | | Профессия рыбак уходит в прошлое | Никитенко Т. | 2 |
Региональный | Отечество-2018 | История олинской школы | Попова Диана | 1 |
Олинская пристань | Володина В. | 1 |
| | Операция «Кавказ» на земле обетованной | Мардасова Д. | 2 |
В таблице указаны только те работы, которые оказались победителями или призерами. Не указаны творческие конкурсы фото, презентаций, видео…
Написание одной исследовательской работы требует много усилий: изучаются архивные документы, проводятся интервью; много времени уходит на правильное оформление работы и на подготовку ее защиты. Но это того стоит: во-первых, эти навыки пригождаются учащимся в будущем, во-вторых, эти материалы пополняют
архив музея и могут использоваться для подготовки проектов, уроков мужества , бесед.
Некоторые материалы печатаются в районной газете «Лиманский вестник».
За прошедший год вышли статьи:
«Испытания и спасение на олинской земле»,
«Питерские потомки Михаила Сороина»,
«Образование школа дает среднее, а воспитание - высшее»,
«Сохранить частичку истории» и т.д.
О мероприятиях и событиях в школьном музее часто упоминается в районной газете и на сайте районного отдела культуры.
Просветительская работа
За 15 лет работы в музее накоплен богатый материал об истории села, односельчанах, история школы… Это очень хорошо, но гораздо важнее, когда все это не лежит мертвым грузом, а активно используется педагогами для воспитательных целей.
На сегодня некоторые педагоги школы активно сотрудничают с музеем и используют его архивы для работы над проектами, исследовательскими и творческими работами: Голованева Т.А., Парфенова С.Ю., Капелина В.С., Алымова Т.И., Лебедева Е.В. и другие.
10-летний опыт работы в составе жюри областного конкурса «Отечество» позволяет мне оказывать педагогам методическую помощь в этом направлении.
Итог.
Самое важное для любого педагога, чтобы семена, посеянные им в душах и умах ребят, проросли и принесли хорошие плоды.
Фгос предполагает прививание детям компетенций, которые могут им пригодиться в будущей жизни.
Некоторые ребята, познавшие вкус поисковой и музееведческой работы продолжают этим заниматься, уходя из стен родной школы. На сегодня в состав регионального поискового движения «Лотос» под руководством Даирова А.А. входит пятеро наших выпускников:
Власов Алексей,
Степанова Алена,
Никитенко Татьяна,
Яковлева Екатерина,
Бабаев Андрей.
Ребята пополнили фонды музея экспонатами с раскопок под Волгоградом и Хулхутой.
Школьный музей поддерживает тесные отношения с музеями края: краеведческим музеем п. Лиман (Лепехина М.Ю.), Музеем Боевой славы г. Астрахань (научный сотрудник Второв А.В.), музей Астраханского колледжа вычислительной техники-Бекмурзаева С.А. т.д.
Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь. Все виды воспитательной работы, которые ведутся в нашей школе на базе музея, способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность.
Проблемы:
Обновление устаревшей материально – технической базы школьного музея и приобретение:
а) специализированных застекленных витрин;
б) светонепроницаемых жалюзей;
в) дополнительных осветительных приборов.
Активизация использования материалов школьного музея по истории села и школы на уроках и внеклассной работе.
Популяризация достижений школьников и деятельности школьного музея в школе и селе.
Продолжить коллективную работу по накоплению материалов о школе и преподавателях с целью издания Книги памяти школы и сборника по истории школы.