Конкурс «Классный руководитель – 2012 г.»
Воспитание детей — старейшее из человеческих дел. Каждый воспитатель мечтает вырастить хороших детей. У большинства это получается, хотя каждый воспитывает по-своему.
(слайд 1)
Изменения, пришедшие в школу в современном мире, имеют позитивное направление: повышенное внимание в воспитательном процессе к ребенку, его индивидуальности и самобытности, расширение границ свободы и жизнетворчества, развитие деловых качеств; но, к сожалению, наблюдается негативная часть: спад внимания к воспитанию нравственных качеств личности. Крутой поворот в сторону воспитания качеств, диктуемых временем и его прагматическим началом, может привести к печальным последствиям.
(слайд 2)
Младший школьный возраст – благодатная и ответственная пора в становлении личности ученика, человека, гражданина. Это время является первой ступенью в становлении индивидуальности и социальной адаптации в будущем.
Воспитательная программа «Первоцвет» построена на основе идей гуманистического воспитания и современных требований образовательного стандарта.
Направление деятельности по Программе личностно – ориентированное. Оно позволяет построить работу:
• по формированию в ученике не только типичного, но и яркого индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;
• по вырабатыванию гуманистических общепринятых, проверенных принципов жизни, а также строить работу в соответствии с продиктованными веяниями современности.
Программа «Первоцвет» разработана на 2 учебных года.
Программа воспитательной работы «Первоцвет» реализуется в 3-ем и 4-ом классе начальной школе и продолжает работу, начатую в 1, 2-ом классах. Работа велась на достижение цели: Создание условий способствующих процессу становления личности начинающего школьника.
При реализации Программы продолжится данная работа в расширенном и конкретизированном виде.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
На первое место выходит учеба, поэтому автор Программы проводит каждый год анкетирование уровня школьной мотивации
(слайд 3).
Анализ 2-х лет учебы показал, что не стало учеников с «негативным уровнем» мотивации, вырос «высокий уровень», но общий суммарный «позитивный уровень» имеет незначительное снижение (8%). Педагог надеется, что предложенные методы воспитания, помогут поднять этот уровень и закрепить положительную школьную мотивацию.
Многие учащиеся класса с удовольствие принимают участие в интеллектуальных викторинах, олимпиадах, конкурсах.
Все дети класса посещают кружки, секции дополнительного образования, что также способствует реализации задач Программы.
(слайд 4)
Проведенная диагностическая работа показала, что учащиеся осознают свое место в классном коллективе, значимость своей учебной деятельности, необходимость развития. А чрезмерные амбиции и завышенная самооценка послужит воспитателю для привлечения таких детей к деятельной работе личностного роста. На это нацелена работа по Программе.
(слайд 5)
Таким образом, все вышеперечисленное указывает на необходимость и своевременность реализации такой воспитательной программы, которая поможет развить гармоничную нравственную и гражданскую личность, способную к творческому самоопределению.
(слайд 6)
Актуальность Программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это великая ценность. Будущее его самого, близких и окружающих людей, зависит от постоянной работы над собой, от желания стать образованным, духовно - воспитанным и здоровым человеком.
Данная Программа адаптирована для ежедневной учебно-воспитательной деятельности; все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями нынешнего дня.
(слайд 7)
Целью Программы является создание условий для развития нравственных и гражданственных качеств личности; раскрытия творческой индивидуальности.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1. Развивать у учащихся осознанной и устойчивой модели поведения, направленной на формирование нравственных качеств и гражданских позиций.
2. Поддерживать, использовать и развивать в учащихся стремления и способности для саморазвития.
3. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и образу жизни.
(слайд 8)
Предполагаемым результатом Программы является:
• повышение мотивации к обучению;
• осознание норм социального поведения;
• формирование у учащихся навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления;
• поддержание состояния здоровья детей
Сформированность данных показателей необходима при переходе в среднее образовательное звено. Учащиеся должны уметь анализировать свою работу, они не должны бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
(слайд 9)
Содержание Программы автор разделил на 5 приоритетных направления:
1. Направление «Нравственное»
Цель: Оказание помощи в продвижении от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
(слайд 10, 11)
2. Направление «Интеллектуальное»
Цель: Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
(слайд 12,13)
3. Направление «Гражданственное»
Цель: Выработка у детей понимания социально значимых гражданских смыслов жизни, национального самосознания.
(слайд 14,15)
4. Направление «Здоровьесбережение»
Цель: Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
(слайд 16,17)
5. Направление «Семья и школа»
Цель: Сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности.
(слайд 18,19)
Воспитательная работа по Программе «Первоцвет» приносит свои плоды: ученик развивается всесторонне, имеет выбор и осознает необходимость работать над собой.
3