Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Морозовская основная общеобразовательная школа
Отчет по экологическому воспитанию обучающихся в МБОУ: Морозовская ООШ за 2014-2015 уч. год
Выбор экологического направления в деятельности МБОУ: Морозовская ООШ хутора Морозов Волгодонского района Ростовской области был обусловлен, как местом расположения населенного пункта и школы, так и с ухудшением экологической ситуацией в стране и в Ростовской области. Наш хутор расположен недалеко от реки Дон. В области и районе находится большое число предприятий различного направления с высоким научным потенциалом. На территории области находится Ростовская атомная станция.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность.
Следовательно, одной из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.
Успех экологического образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.
Экологизация образовательного процессавключает в себя:
1. Предметные недели
2. Проведение интегрированных уроков по разным предметам;
3. Проведение классных часов и внеклассных мероприятий;
4.Организацию исследовательских проектов;
5. Анкетирование школьников;
6. Проведение экологических акций;
7.Изготовление стендов и стенгазет;
8. Выставки поделок из природных материалов;
9. Выставки рисунков;
10. Фотовыставки;
11. Конкурсы и игры, соревнования, КВН;
12. Демонстрацию презентаций, экологических представлений и т.д
Все эти формы обучения направлены на формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.
Формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания.
Воспитательная работа в школе ведется по разным направлениям. Экологическое направление представляет отряд «Эколог», члены которого отвечают за санитарное состояние классов, контролируют дежурство в школе, классе, помогают в организации экологических мероприятий, акций, субботников, экскурсий, походов.
Экологический календарь МБОУ: Морозовская ООШ
на 2015 год
№п/п | Дата | Форма проведения | Мероприятия | Цели занятия |
1. | 20 сентября День работников леса | Классные часы 1-9 кл. | «Лес – наше богатство» | Помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем. |
2. | 4 октября Всемирный день защиты животных. | Классные часы 1-9 кл. | «Берегите животных» | Развивать познавательный интерес, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам; содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения, формировать уважительное отношение к миру животных. |
Конкурс рисунков 1-9 кл. | «Братья наши меньшие» |
3. | Природа Донского края | Классные часы 1-4 кл | «Прекрасный мир природы» «Природа Донского края» | Воспитывать в детях любовь к природе своего края. |
Акции | уборка пришкольного участка |
Выставка конкурс | «Дары Осени» |
| | Библиоте- чные выставки | красочные книги о природе, энциклопедии для детей, художественные произведения, журналы, | Познакомить обучающихся с книгами о природе, энциклопедиями для детей, художественными произведениями , журналами рассказывающими о красоте и экологических проблемах родного края. |
4. | 11 января День заповедни ков и националь ных парков | Классные часы 1-9 кл. | «Земля – наш общий дом» | Цель: сформировать экологически - грамотное отношение детей к природе. |
5. | 22 марта Всемирный День воды | Акция | «Давайте экономить воду…» 1-9 кл. | Цель: изучить способы экономного использования воды в школе и дома, пропаганда экономного использования воды среди обучающихся нашей школы. |
6. | 1апреля Международный день птиц | Акция | «Помоги птице». | В ходе акции дети собирают корм для птиц, изготавливают скворечники |
7. | 12 апреля День космонавти-ки | Классные часы | «Космос, что я знаю о нем?» | Цель: формировать представление детей о планете Земля, о других планетах солнечной системы. Рассказать об экологических проблемах человечества, связанных с космосом» |
8. | 22 апреля День Земли. | Классные часы. | «Берегите, Землю!» | Цель: 1) познакомить с историей праздника. 2) развивать экологическую грамотность. 3) воспитывать бережное отношение к природе |
| Конкурс поделок из бытовых отходов | «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета» |
9. | 3 мая День солнца | Акция | Озеленение пришкольного участка. 5-9 кл | Цель: создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания обучающихся через совместную деятельность детей, родителей и педагогов по благоустройству и озеленению пришкольного участка. |
Природо охранные акции: | «Сделаем чище берег реки Дон»; |
| | Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат |
Содержание школьного курса естественно-научных дисциплин способствует экологическому воспитанию обучающихся и имеет для этого огромные возможности. В каждом школьном учебном предмете есть возможности, реализация которых способствует воспитанию экологической культуры.
В рамках предметной неделипроведен интегрированный урок по биологии, географии и химии «Вода – главный источник жизни» (Учитель биологии Данильчик Е.В., учитель химии и географии Тюнина Н.В.), на котором были рассмотрены экологические проблемы нерационального использования воды.
Для формирования целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём в 1-4 классах на занятиях внеурочной деятельности введён курс «Доноведение». В течение года ребята выполняют экологические проекты, исследовательские работы.
Внеурочная деятельность «Доноведение».
В школе функционирует кружок «Юный эколог» (учитель Тюнина Н.В.), главной целью которого является формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
На занятиях кружка осуществляется анализ экологической ситуации в хуторе и районе, области раскрываются и развиваются творческие, интеллектуальные способности обучающихся.
Занятия на кружке «Юный эколог»
Обучающиеся 5-6 класса Тюнина В. и Басова С. приняли участие в муниципальном этапе всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» и врегиональном социально-экологическом конкурсе «Создание галереи Донской природы» Тюнина В.
Наибольший интерес вызываете обучающихся осуществление проектов, с которыми они регулярно участвуют в научно-практических конференциях.
Муниципальный этап регионального конкурса научно-исследовательских работ «Моя Родина- Донская земля» Данильчик Наталья 8 класс 3 место. Руководитель: Данильчик Е.В.
Районная научно-практическая конференция «Поиск и творчество – 2015», номинации «Духовный мир современной молодежи»
Бордачев В., Ермаков А.
ученики 9 класса.
(учитель биологии Данильчик Е.В.)
Деятельность экологического кружка «Юный эколог»
Экологические субботники и акции
В школе функционирует кружок «Волшебная кисточка» для обучающихся 1-4 и 5-6 классов.
В муниципальном этапевсероссийского конкурса детского социального рисунка «Лес боится огня» обучающиеся Цуман Дарья 1 класс, Тюнина Виктория 5 класс, Купчик Екатерина 5 класс получили дипломы участников.
.
Победители открытого конкурса «Мир безопасности»в г. Ростов- на –Дону
Купчик Екатерина 5 класс 2 место, Тюнина Виктория 5 класс 3 место. Руководитель: Бриж Ж.В.
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование обучающихся. В определении уровня воспитанности используется методика Степанова П.В., Капустина Н.П. по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.
Проведенное анкетирование участников воспитательного процесса (10 –педагогов, 79 – обучающихся, 66 – родителей) показало:
Что изучает “экология”? – затруднились ответить 6 % интервьюируемых;
Являюсь ли я экологически культурным человеком? – отрицательный ответ дали 11 %;
Хотел бы я активно участвовать в экологических мероприятиях? – положительный ответ дали 93%
Характеристика уровня воспитанности обучающихся 1-9классов
Критерии | I ступень (1-4 классы) | II ступень (5-9 классы) | 1-9 классы (по школе ) |
2013-2014гг | 2014-2015гг | 2013-2014гг | 2014-2015гг | 2013-2014гг | 2014-2015гг |
| 4,7 | 4,8 | 3,4 | 3,4 | 4 | 4,1 |
| 4,5 | 4,8 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,6 |
| 4,5 | 4,7 | 4,6 | 4,8 | 4 | 4,3 |
| 4,9 | 4,8 | 4,7 | 4,5 | 4,4 | 4,1 |
| 4,7 | 4,9 | 4,4 | 4,5 | 4,5 | 4,2 |
| 4,7 | 4,8 | 4,5 | 4,3 | 4,6 | 4,5 |
| 4,7 | 4,76 | 4,25 | 4,2 | 4,47 | 4,48 |
Сравнительная характеристика динамики уровня воспитанности обучающихся 1-9классов
2015-2016
Показателями результативности также могут служить:
· количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;
· участие школьников в экологических конкурсах;
· практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.
Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Наша задача, как педагогов – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места!
Отчет подготовила учитель географии: Тюнина Н.В.