СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по опытно-экспериментальному исследованию самооценки младших школьников с нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неадекватность самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и может приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, к изоляции этих детей в коллективе сверстников, в связи, с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей эмоционально-личностного развития.

Просмотр содержимого документа
«Отчет по опытно-экспериментальному исследованию самооценки младших школьников с нарушением интеллекта»

16




ОТЧЕТ ПО

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА





Содержание


Введение 3

1. Описание процессуальных аспектов исследования 5

2. Организация констатирующего эксперимента 6

3. Программа коррекции недостатков самооценки младших школьников с нарушением интеллекта 9

4. Анализ результатов исследования самооценки детей младшего школьного возраста 11

Выводы 16

Список литературы 17

Приложения 18



















Введение

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Самооценка, являясь масштабным личностным образованием, выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной, волевой, эмоциональной, нравственной сферы субъекта, имеет кардинальное значение как фактор воспитания, поэтому особую актуальность приобретают вопросы психолого-педагогического обеспечения управления ее формированием. Однако это управление должно опираться на научные знания о том, как складывается структура самооценки, уровни, способы функционирования, как они изменяются с возрастом и в ходе индивидуального развития, какова мера их устойчивости и вариативности, какие средства самооценивания обеспечивают развитие ее оптимальных форм.

Адекватная личностная самооценка младших школьников с нарушением интеллекта, как мы полагаем, необходима им в регуляции своего поведения. По мере развития она может способствовать повышению их адаптационных возможностей в социуме. Именно этим обусловлена актуальность данной работы.

Неадекватность самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, к изоляции этих детей в коллективе сверстников, в связи, с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей эмоционально-личностного развития.

Цель нашей работы – изучить особенности организации коррекции самооценки младших школьников с нарушением интеллекта.

Объектом данной работы является процесс формирования самооценки младших школьников с нарушением интеллекта.

В качестве предмета выступают особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что для формирования адекватной самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта необходима целенаправленная и систематическая работа, ориентированная на: осознание личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе; осознание себя деятельности; осознание себя в системе отношений со сверстниками.

В процессе выполнения нам необходимо решить следующие задачи:

1) Организовать и провести опытно-экспериментальное исследование самооценки младших школьников с нарушением на базе МОУ школы-интерната № 10 (учащиеся 2-го класса).

2) Разработать и апробировать программу коррекции недостатков самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

В процессе работы мы использовали такие методы, как: теоретический анализ научной психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; систематизацию и обобщение изученного материала; психодиагностические методики («Лесенка» по В.Г. Щур и определение уровня самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан); количественный и качественный анализ данных.











1. Описание процессуальных аспектов исследования

Опытно-экспериментальная работа на базе МОУ школа-интернат № 10 специальная коррекционная для детей-сирот с нарушением интеллекта, (респондентами выступили учащиеся 2 класса в количестве 15 человек) была организована в три этапа:

1) Констатирующий эксперимент (декабрь 2014 г.) – цель которого, провести диагностику и выявить особенности самооценки младших школьников с нарушением интеллекта. В качестве диагностических методик мы использовали следующие:

- методика «Лесенка» (по В.Г. Щур);

- методика Дембо-Рубинштейна (в модификации А.М. Прихожан).

Количественный и качественный анализ результатов по методикам позволил нам сделать вывод об уровне самооценки, как у отдельных респондентов, так и по выборке в целом.

2) Формирующий эксперимент (январь – февраль 2015 г.) – включает в себя систематическую и целенаправленную работу по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (программа коррекции недостатков самооценки).

3) Контрольный эксперимент (март 2015 г.) – цель которого, определить изменения в уровне самооценки после реализации коррекционной программы недостатков самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Диагностические методики были те же, что и в констатирующем эксперименте.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод об эффективности проведенной работы на этапе формирующего эксперимента с данной выборкой респондентов и подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу.



2. Организация констатирующего эксперимента

Познакомившись с различными методами диагностирования особенностей самооценкой в младший школьный период [3, 5], в качестве исследовательских методик мы выбрали и использовали в своей опытно-экспериментальной работе следующие:

1) Методика «Лесенка», позволяет сделать вывод о самооценке испытуемого. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей (см. Приложение А) и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли он понял объяснение, в случае необходимости следует повторить еще раз.

Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит о низкой (заниженной) самооценке. Если ребенок выбрал 3, 4 или 5 ступеньку – это свидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал 6 или 7 ступеньку, то это говорит о наличии у него высокой (завышенной) самооценке.

2) Методика Дембо-Рубинштейна, цель которой – диагностика частных и общей самооценок (здоровье, умственные способности, характер, авторитет у сверстников, умелость рук (умение много делать своими руками), внешность, уверенность в себе).

На специальном бланке (см. Приложение Б) уровень развития каждого человека, стороны личности условно изображены вертикальной линией. Испытуемому необходимо черточкой («-») отметить, как он оценивает развитие качества у себя в настоящее время. После этого крестиком («х») отметить уровень, при каком он бы почувствовал за себя гордость и был собой доволен.

Обработка результатов проводится по 7 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм., в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику.

1) По каждой из шести шкал определяется высота самооценки – расстояние в мм от точки шкалы «0» до знака «-».

2) Определяется средняя величина показателей самооценки.

Вывод делается, исходя из сопоставления средних величин с параметрами табл. 1.

Таблица 1

Шкала уровней самооценки

Наименование

Уровни (в баллах)

низкий

средний

высокий

Самооценка

до 45

45 – 59

60 – 100



После проведения исследовательской работы и подсчета результатов по психодиагностическим методикам (на этапе констатирующего эксперимента) следует отметить следующее:

1) Диагностика по методике «Лесенка», выявила, что адекватная самооценка присуща 20% респондентам выборки, у 33,33% - самооценка заниженная и у 46,67% - завышенная. Для наглядности результаты представлены на диаграмме (рис. 1).

Индивидуальные результаты представлены в Приложении В.

Рисунок 1 – Процентное соотношение уровней самооценки
(на этапе констатирующего эксперимента)



2) Диагностика по методике Дембо-Рубинштейна показала, что в среднем по выборке респондентов уровень общей самооценки средний – 48,4 баллов, хотя частные самооценки отличаются вариативностью (от 68,3 балла – здоровье до 34 балла – умелость рук). Индивидуальные результаты представлены в Приложении Г.

На диаграмме (рис. 2) представлены средние баллы частных самооценок по шкалам: I – здоровье, II – умственные способности, III – характер, IV – авторитет у сверстников, V – умелость рук, VI – внешность, VII – уверенность в себе.

Рисунок 2 – Средние результаты частных самооценок по выборке

(на этапе констатирующего эксперимента)



Если говорить об индивидуальных результатах общей самооценки, то у 46,67% респондентов – средний, у 40% - низкий и у 13,33% - высокий уровни.

Сопоставив результаты психодиагностических методик (рис. 3) мы пришли к выводу, что лишь одна третья часть испытуемых данной выборки (33,33%) имеет средний (адекватный) уровень самооценки. Низкий и высокий уровни самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта составляют приблизительно по одной третьей части (36,67% и 30% соответственно). Полученные показатели свидетельствуют о том, что дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в большей степени неадекватно оценивают себя.


Рисунок 3 – Сопоставление результатов по двум методикам

(на этапе констатирующего эксперимента)


Опираясь на проведенную нами работу можно сделать однозначный вывод о том, что с младшими школьниками с нарушением интеллекта необходимо вести продуманную и систематическую работу в направлении коррекции недостатков самооценки.



3. Программа коррекции недостатков самооценки
младших школьников с нарушением интеллекта

Учет особенности личностного развития позволяют сформулировать несколько правил для оказания коррекционных воздействий на младших школьников с нарушением интеллекта с целью формирования и поддержания у них адекватного представления о себе [2, 4, 7, 8, 10]:

- создать ситуацию полезной зависимости детей друг от друга;

- активно использовать положительное подкрепление, поощрение, похвалу в присутствии других;

- вместо глобальной использовать парциальную оценку (оценивать за конкретный поступок или проступок);


- требования взрослых не должны быть пустячными или частыми, они не должны превращаться в придирку;

- не допускается предъявления требований в грубой форме, т.к. они воспринимается, прежде всего, как форма, а их содержание остается без внимания.

Кроме того, необходим поиск средств и методов оказания психологической помощи детям младшего школьного возраста с нарушением интеллекта для коррекции недостатков самооценки. На наш взгляд эффективной формой такого развития в начальной школе является программа «Психологическая азбука» (авторы Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова), которая состоит из трех основных блоков:

1) блок, ориентированный на личностную сферу (осознание личностных особенностей и оптимизация отношения к себе);

2) блок, ориентированный на деятельность (осознание себя в системе учебной деятельности);

3) блок, ориентированный на общение (осознание себя в системе отношений с другими людьми – сверстниками и взрослыми).

Изучив различный практический опыт [1, 4, 6, 7, 9], нами была разработана программа коррекции недостатков самооценки младших школьников с нарушением интеллекта нашей выборке.

Форма работы групповая. Общее время для реализации программы 8 недель, при частоте – 2 занятия в неделю, всего 15 занятий, при этом длительность занятия 40 минут.

Задачи программы:

1. Снизить уровень эмоционального напряжения.

2. Повысить уверенность детей в себе.

3. Развивать способность видеть в себе «хорошее».

4. Формировать коммуникативные навыки.

5. Развивать способность позитивного отношения к людям.

Средства развития: этюды, игры, упражнения, приемы арттерапии.

Структура программы:

1. Мотивационный этап (2 занятия):

- создать доверительные отношения;

- мотивировать детей к занятиям.

2. Реконструктивный этап (9 занятий):

- способствовать повышению уверенности в себе;

- способствовать снятию эмоционального напряжения у детей;

- развивать способность позитивного отношения к другим людям;

- развитие коммуникативных навыков.

3. Итоговый этап (4 занятия):

- закрепить полученные умения и навыки;

- выработать позитивное отношения к себе и другим людям

Содержательное наполнение этапов и отдельных занятий представлено в Приложении Д.



4. Анализ результатов исследования
самооценки детей младшего школьного возраста

После проведения формирующего эксперимента и повторной диагностической работы (на этапе контрольного эксперимента) были получены следующие результаты:

1) Диагностика по методике «Лесенка», выявила, что адекватная самооценка присуща 46,67% обследуемых выборки, у 20% - самооценка заниженная и у 33,33% - завышенная. Для наглядности результаты представлены на диаграмме (рис. 4).

Индивидуальные результаты представлены в Приложении Е.

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного эксперимента (рис. 5) позволило сделать вывод о том, что адекватный уровень самооценки повысился в 2,3 раза, заниженный и завышенный уровни снизились приблизительно на 13%. При этом, остались респонденты, у которых уровень самооценки даже после коррекционной работы остался на прежнем уровне (заниженный или завышенный). Следовательно, имеет смысл продолжать работы в направлении коррекции недостатков самооценки младших школьников с нарушением интеллекта.

Рисунок 4 – Процентное соотношение уровней самооценки
(на этапе контрольного эксперимента)



Рисунок 5 – Уровни самооценки до и после формирующего эксперимента



2) Диагностика по методике Дембо-Рубинштейна показала, что в среднем по выборке респондентов уровень общей самооценки средний – 54,6 баллов, хотя частные самооценки отличаются вариативностью (от 80,27 балла – здоровье до 34,67 балла – умелость рук). Индивидуальные результаты представлены в Приложении Ж.

На диаграмме (рис. 6) представлены частные самооценки по шкалам.

Рисунок 6 – Средние результаты частных самооценок по выборке

(на этапе контрольного эксперимента)



Сопоставление результатов констатирующего и контрольного эксперимента (рис. 7) позволило сделать вывод о том, что практически все частные самооценки повысились (от 0,67 баллов – умелость рук до 11,97 баллов – здоровье).

Рисунок 7 – Частные самооценки до и после формирующего эксперимента

Если говорить об индивидуальных результатах общей самооценки, то у 60,01% респондентов – средний, у 26,66% - высокий и у 13,33% - низкий уровни. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного эксперимента представлено в табл. 2.

Таблица 2

Уровни общей самооценки

Уровни
самооценки

Этап опытно-экспериментальной работы

(% по выборке)

констатирующий

контрольный

низкий

40

13,33

средний

46,67

60,01

высокий

13,33

26,67



Итак, мы видим, что существенно снизился (в 3 раза) процент младших школьников с нарушением интеллекта, имеющих низкий уровень самооценки.

Сопоставив результаты психодиагностических методик на этапе контрольного эксперимента (рис. 8) мы пришли к выводу, что половина респондентов (53,34%) теперь имеет средний (адекватный) уровень самооценки. Меньшей части наших испытуемых присущ низкий уровень самооценки (16,67%), но при этом примерно одна третья часть выборки (29,99%) характеризуется высоким уровнем.

Для наглядности изменения в уровнях самооценки в процессе опытно-экспериментальной работы представлены на диаграмме (рис. 9). Процент детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, имеющих адекватную самооценку повысился в 1,6 раза, имеющих неадекватную (низкую) самооценку понизился в 2 раза. Процент респондентов данной выборки с неадекватно (высокой) самооценкой остался прежним.

Итак, мы видим, что в результате реализации разработанной нами программы самооценка младших школьников с нарушением интеллекта претерпевает изменения, становится осознанной, обоснованной, дифференцированной. Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.

Рисунок 8 – Сопоставление результатов по двум методикам

(на этапе контрольного эксперимента)



Рисунок 9 – Изменения в уровнях самооценки до и после формирующего эксперимента



Полученные нами результаты, свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы по коррекции недостатков самооценки младших школьников с нарушением интеллекта.

Выводы

Базой нашей опытно-экспериментальной работы с целью исследования самооценки младших школьников с нарушением интеллекта выступило МОУ школа-интернат № 10 специальная коррекционная для детей-сирот с нарушением интеллекта (учащиеся 2-го класса).

Этап констатирующего эксперимента показал, что дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в большей степени неадекватно оценивают себя: лишь одна третья часть испытуемых данной выборки (33,33%) имеет средний (адекватный) уровень самооценки.

На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и реализована программа коррекции недостатков самооценки младших школьников с нарушением интеллекта, включающая в себя мотивационный
(2 занятия), реконструктивный (9 занятий) и итоговый (4 занятия) этапы. Общее время реализации программы составило 8 недель (2 занятия в неделю по
40 минут). В качестве средств использовались этюды, игры, упражнения, приемы арттерапии, ориентированные на личностную сферу, совместную деятельность и общение.

Этап контрольного эксперимента показал, что процент детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, имеющих адекватную самооценку повысился в 1,6 раза и стал равен 53,34%, имеющих неадекватную (низкую) самооценку понизился в 2 раза.

Следовательно, для формирования адекватной самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта необходима целенаправленная и систематическая работа, ориентированная на: осознание личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе; осознание себя деятельности; осознание себя в системе отношений со сверстниками.

Практическая значимость проделанной нами работы заключается в том, что полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы педагогами, психологами для активизации работы по коррекции самооценки младших школьников с нарушением интеллекта.

Список литературы
  1. Вачков, И.В. Окна в мире тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: учебное пособие / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. – СПб.: Речь, 2008. – 274 с.

  2. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие /
    Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2007. – 128 с.

  3. Все идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников / Авт.-сост. В.И. Екимова,
    А.Г. Демидова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.

  4. Ишматьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте /
    Е.В. Ишматьева // Начальная школа плюс До и После, 2004. - № 6. – С.31-38.

  5. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2010. – 400 с.

  6. Попова А.Х. Развитие самосознания младшего школьника через метафоризацию психологических представлений / А.Х. Попова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. научных статей и материалов Международной научно-практической конференции. – Коломна, 2008. – С. 58-63.

  7. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под ред. Е. Савиной,
    О. Максименко. – М.: Владос, 2008. – 224 с.

  8. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л.Ю. Фомина // Начальная школа плюс До и После, 2003. - № 10. – С.19-24.

  9. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 класс) / О.В. Хухлаева. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 344 с.

  10. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта: монография / Л.М. Шипицына. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2005. – 480 с.

Приложения

Приложение А


Материал к методике «Лесенка»


Ф.И.____________________________________ возраст _____________

Инструкция: «Посмотрите на лесенку. На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.»







Приложение Б


Материал к методике Дембо-Рубинштейна


Ф.И.____________________________________ возраст _____________

Инструкция: «На каждой линии черточкой («-») отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент, учитывая что «0» - символизирует самое низкое развитие, а «100» - наивысшее. После этого крестиком («х») отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.








Приложение В


Индивидуальные результаты по методике «Лесенка»

(на этапе констатирующего эксперимента)

п/п

Имя

Ступенька

Вывод о самооценке

1

Вася М.

2

заниженная

2

Катя Н.

5

адекватная

3

Рома Ц.

2

заниженная

4

Антон Ш.

2

заниженная

5

Лена М.

8

завышенная

6

Оксана Р.

7

завышенная

7

Лена Р.

4

адекватная

8

Оля П.

6

завышенная

9

Миша В.

3

адекватная

10

Денис К.

7

завышенная

11

Леша К.

2

заниженная

12

Сережа Л.

7

завышенная

13

Вера К.

2

заниженная

14

Валя Н.

6

завышенная

15

Лера С.

8

завышенная












Приложение Г


Индивидуальные результаты по методике Дембо-Рубинштейна

(на этапе констатирующего эксперимента)


п/п

Имя

Частные самооценки

Уровень самооценки

I

II

III

IV

V

VI

VII

Количествен-ный
показатель

Качествен-ный
показатель

1

Вася М.

65

45

40

30

55

50

40

46

средний

2

Катя Н.

60

40

50

20

50

40

40

43

низкий

3

Рома Ц.

65

50

30

15

20

30

25

34

низкий

4

Антон Ш.

80

40

35

55

30

50

45

48

средний

5

Лена М.

75

80

80

45

90

40

50

66

высокий

6

Оксана Р.

80

60

70

50

40

50

50

57

средний

7

Лена Р.

90

60

75

25

40

75

55

60

высокий

8

Оля П.

50

25

70

20

30

45

50

41

низкий

9

Миша В.

70

50

60

20

55

40

40

48

средний

10

Денис К.

70

75

20

65

10

90

80

58

средний

11

Леша К.

60

50

70

40

30

60

50

51

средний

12

Сережа Л.

50

25

55

30

20

50

45

39

низкий

13

Вера К.

70

30

35

20

20

30

40

35

низкий

14

Валя Н.

60

60

60

60

20

10

40

44

низкий

15

Лера С.

80

45

60

60

0

75

70

56

средний

Средний результат по выборке

68,3

49

54

37

34

49

48

48,4

средний




Приложение Д


Программа коррекции недостатков самооценки
младших школьников с нарушением интеллекта


заня-тия

Цель

Структура

Мотивационный этап

1

создать доверительные отношения

I. Ритуал приветствия: становимся в круг и беремся за руки, говорим: «Добрый день»

II. Разминка

III. Основная часть

1. Клубочек

Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения; возможность наладить дружеские отношения между детьми.

2. Доброе животное

Цель: развитие чувства единства.

3. Житейские истории

Цель: развитие выразительности движений; способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

4. Волшебный стул

Цель: способствует повышению самооценки;

улучшению взаимоотношений между детьми.

IV. Рефлексия прошедшего занятия

V. Ритуал прощания: становимся в круг и говорим: «Удачного дня»

2

формировать чувство доверия друг к другу;

способствовать эмоциональному настрою;

повышение уверенности в себе

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Подари улыбку другу

Цель: способствовать эмоциональному настрою детей.

2. Кораблик

Цель: способствовать повышению уверенности в себе.

3. Жужа

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать возможность посмотреть на себя глазами того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

4. Мусорное ведро

Цель: способствовать повышению уверенности в себе.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

Репродуктивный этап

1

способствовать развитию уверенности в себе;

развивать способность думать о себе в позитивном ключе;

способствовать повышению самооценки

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Поймай мяч

Цель: способствовать развитию уверенности в себе и формированию чувства доверия к другим людям.

2. Назови свои сильные стороны

Цель: развивать способность думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей.

3. Зайки и слоники

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

2

формировать перспективу будущего и уверенность в собственных силах;

способствовать повышению самооценки

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Скажи соседу

Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

2. Рисунок я в будущем

Цель: помочь ребенку осознать возможность преодоления в будущем собственных недостатков, формирует перспективу будущего и уверенность в собственных силах.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

3

повышение уверенности в себе;

способствовать групповому сплочению;

способствовать повышению самооценки

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Очень хорошие

Цель: повышение уверенности в себе.

2.Мостик дружбы

Цель: способствовать групповому сплочению, умение; согласовывать свои действия с другими, способность оценивать не только себя, но и своих друзей.

3. Закончи предложение

Цель: способствовать повышению уверенности в себе и собственных силах.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

4

развивать положительную самооценку;

способность выражать свои эмоции;

повышать уверенность в собственных силах

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Подари камешек

Цель: выработать доброжелательное отношение друг к другу, развивать положительную самооценку.

2. Правильное решение

Цель: способность выражать свои эмоции

3. Назови сильные стороны

Цель: развивать способность думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

5

развивать «позитивные мысли»;

способствовать развитию уверенности в себе

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Я сильный и Я слабый

Цель: способствовать развитию «позитивных мыслей».

2. Ролевые игры

Цель: способствовать развитию уверенности в себе и своих силах.

3. Мост

Цель: развивать уверенность в себе.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

6

развивать положительную самооценку;

повышение уверенности в себе;

умение адекватно выражать свое настроение

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Я лев

Цель: повышать уверенность в себе.

2. Встреча с другом

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое настроение, развитие выразительных движений.

3. Найди способ выйти из круга

Цель: способствовать снятию страха перед трудностями.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

7

способствовать повышению самооценки;

умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Парусник

Цель: развивать положительную самооценку.

2. Театр

Цель: снятие эмоционального напряжения, дать детям возможность выражать себя.

3. Тренируем эмоции

Цель: развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

8

развивать умение регулировать свое состояние;

умение чувствовать свое настроение;

развивать чувство радости

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Разыгрывание ситуаций

Цель: умение регулировать свое состояние.

2. Глаза в глаза

Цель: развивать умение чувствовать свое настроение.

3. Изобрази…

Цель: развивать чувство радости.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

9

повышение самооценки;

повышать уверенность в своих силах

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Изобрази животное

Цель: способствовать развитию позитивной самооценки.

2. Я смогу

Цель: способствовать повышению уверенности в себе.

3. Радость

Цель: показать детям, что все они индивидуальны и неповторимы.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

Итоговый этап

1

закреплять положительную самооценку

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Подари камешек

Цель: выработать доброжелательное отношение друг к другу; развивать положительную самооценку.

2. Парусник

Цель: развивать положительную самооценку.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

2

закреплять уверенность в себе

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Закончи предложение

Цель: способствовать повышению уверенности в себе и собственных силах.

2. Мост

Цель: развивать уверенность в себе.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

3

закреплять позитивную самооценку

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Изобрази животное

Цель: способствовать закреплению позитивной самооценки.

2. .Парусник

Цель: развивать положительную самооценку.

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания

4

закрепить сформировавшуюся адекватную самооценку

I. Ритуал приветствия

II. Рефлексия прошлого занятия

III. Разминка

IV. Основная часть

1. Если нравится тебе, то делай так

Цель: повышает самооценку.

2. Вручение сертификатов «Я уверен в себе»

V. Рефлексия прошедшего занятия

VI. Ритуал прощания


























Приложение Е


Индивидуальные результаты по методике «Лесенка»

(на этапе контрольного эксперимента)

п/п

Имя

Ступенька

Вывод о самооценке

1

Вася М.

4

адекватная

2

Катя Н.

5

адекватная

3

Рома Ц.

2

заниженная

4

Антон Ш.

3

адекватная

5

Лена М.

7

завышенная

6

Оксана Р.

7

завышенная

7

Лена Р.

4

адекватная

8

Оля П.

5

адекватная

9

Миша В.

3

адекватная

10

Денис К.

7

завышенная

11

Леша К.

2

заниженная

12

Сережа Л.

5

адекватная

13

Вера К.

2

заниженная

14

Валя Н.

6

завышенная

15

Лера С.

7

завышенная












Приложение Ж


Индивидуальные результаты по методике Дембо-Рубинштейна

(на этапе контрольного эксперимента)


п/п

Имя

Частные самооценки

Уровень самооценки

I

II

III

IV

V

VI

VII

Количествен-ный
показатель

Качествен-ный
показатель

1

Вася М.

75

50

50

40

65

55

45

54

средний

2

Катя Н.

80

62

60

23

56

50

50

54

средний

3

Рома Ц.

81

56

40

15

21

35

35

40

низкий

4

Антон Ш.

90

44

39

57

34

50

50

52

средний

5

Лена М.

80

90

85

50

95

45

60

72

высокий

6

Оксана Р.

90

65

75

55

42

55

60

63

высокий

7

Лена Р.

90

50

65

25

10

65

50

51

средний

8

Оля П.

70

35

74

24

34

51

60

50

средний

9

Миша В.

80

60

62

23

56

50

50

54

средний

10

Денис К.

80

76

26

85

0

90

90

64

высокий

11

Леша К.

70

57

78

40

35

61

60

57

средний

12

Сережа Л.

70

35

74

34

24

60

51

50

средний

13

Вера К.

78

30

45

23

20

35

40

39

низкий

14

Валя Н.

80

62

60

65

23

0

50

54

средний

15

Лера С.

90

50

68

65

5

85

90

65

высокий

Средний результат по выборке

80,27

54,8

60,07

41,6

34,67

52,67

56,07

54,6

средний









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!