16
ОТЧЕТ ПО
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Содержание
Введение 3
1. Описание процессуальных аспектов исследования 5
2. Организация констатирующего эксперимента 6
3. Программа коррекции недостатков самооценки младших школьников с нарушением интеллекта 9
4. Анализ результатов исследования самооценки детей младшего школьного возраста 11
Выводы 16
Список литературы 17
Приложения 18
Введение
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Самооценка, являясь масштабным личностным образованием, выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной, волевой, эмоциональной, нравственной сферы субъекта, имеет кардинальное значение как фактор воспитания, поэтому особую актуальность приобретают вопросы психолого-педагогического обеспечения управления ее формированием. Однако это управление должно опираться на научные знания о том, как складывается структура самооценки, уровни, способы функционирования, как они изменяются с возрастом и в ходе индивидуального развития, какова мера их устойчивости и вариативности, какие средства самооценивания обеспечивают развитие ее оптимальных форм.
Адекватная личностная самооценка младших школьников с нарушением интеллекта, как мы полагаем, необходима им в регуляции своего поведения. По мере развития она может способствовать повышению их адаптационных возможностей в социуме. Именно этим обусловлена актуальность данной работы.
Неадекватность самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, к изоляции этих детей в коллективе сверстников, в связи, с чем особую значимость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей эмоционально-личностного развития.
Цель нашей работы – изучить особенности организации коррекции самооценки младших школьников с нарушением интеллекта.
Объектом данной работы является процесс формирования самооценки младших школьников с нарушением интеллекта.
В качестве предмета выступают особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что для формирования адекватной самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта необходима целенаправленная и систематическая работа, ориентированная на: осознание личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе; осознание себя деятельности; осознание себя в системе отношений со сверстниками.
В процессе выполнения нам необходимо решить следующие задачи:
1) Организовать и провести опытно-экспериментальное исследование самооценки младших школьников с нарушением на базе МОУ школы-интерната № 10 (учащиеся 2-го класса).
2) Разработать и апробировать программу коррекции недостатков самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
В процессе работы мы использовали такие методы, как: теоретический анализ научной психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; систематизацию и обобщение изученного материала; психодиагностические методики («Лесенка» по В.Г. Щур и определение уровня самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан); количественный и качественный анализ данных.
1. Описание процессуальных аспектов исследования
Опытно-экспериментальная работа на базе МОУ школа-интернат № 10 специальная коррекционная для детей-сирот с нарушением интеллекта, (респондентами выступили учащиеся 2 класса в количестве 15 человек) была организована в три этапа:
1) Констатирующий эксперимент (декабрь 2014 г.) – цель которого, провести диагностику и выявить особенности самооценки младших школьников с нарушением интеллекта. В качестве диагностических методик мы использовали следующие:
- методика «Лесенка» (по В.Г. Щур);
- методика Дембо-Рубинштейна (в модификации А.М. Прихожан).
Количественный и качественный анализ результатов по методикам позволил нам сделать вывод об уровне самооценки, как у отдельных респондентов, так и по выборке в целом.
2) Формирующий эксперимент (январь – февраль 2015 г.) – включает в себя систематическую и целенаправленную работу по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (программа коррекции недостатков самооценки).
3) Контрольный эксперимент (март 2015 г.) – цель которого, определить изменения в уровне самооценки после реализации коррекционной программы недостатков самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Диагностические методики были те же, что и в констатирующем эксперименте.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод об эффективности проведенной работы на этапе формирующего эксперимента с данной выборкой респондентов и подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу.
2. Организация констатирующего эксперимента
Познакомившись с различными методами диагностирования особенностей самооценкой в младший школьный период [3, 5], в качестве исследовательских методик мы выбрали и использовали в своей опытно-экспериментальной работе следующие:
1) Методика «Лесенка», позволяет сделать вывод о самооценке испытуемого. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей (см. Приложение А) и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли он понял объяснение, в случае необходимости следует повторить еще раз.
Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит о низкой (заниженной) самооценке. Если ребенок выбрал 3, 4 или 5 ступеньку – это свидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал 6 или 7 ступеньку, то это говорит о наличии у него высокой (завышенной) самооценке.
2) Методика Дембо-Рубинштейна, цель которой – диагностика частных и общей самооценок (здоровье, умственные способности, характер, авторитет у сверстников, умелость рук (умение много делать своими руками), внешность, уверенность в себе).
На специальном бланке (см. Приложение Б) уровень развития каждого человека, стороны личности условно изображены вертикальной линией. Испытуемому необходимо черточкой («-») отметить, как он оценивает развитие качества у себя в настоящее время. После этого крестиком («х») отметить уровень, при каком он бы почувствовал за себя гордость и был собой доволен.
Обработка результатов проводится по 7 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм., в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику.
1) По каждой из шести шкал определяется высота самооценки – расстояние в мм от точки шкалы «0» до знака «-».
2) Определяется средняя величина показателей самооценки.
Вывод делается, исходя из сопоставления средних величин с параметрами табл. 1.
Таблица 1
Шкала уровней самооценки
Наименование | Уровни (в баллах) |
низкий | средний | высокий |
Самооценка | до 45 | 45 – 59 | 60 – 100 |
После проведения исследовательской работы и подсчета результатов по психодиагностическим методикам (на этапе констатирующего эксперимента) следует отметить следующее:
1) Диагностика по методике «Лесенка», выявила, что адекватная самооценка присуща 20% респондентам выборки, у 33,33% - самооценка заниженная и у 46,67% - завышенная. Для наглядности результаты представлены на диаграмме (рис. 1).
Индивидуальные результаты представлены в Приложении В.
![]()
Рисунок 1 – Процентное соотношение уровней самооценки
(на этапе констатирующего эксперимента)
2) Диагностика по методике Дембо-Рубинштейна показала, что в среднем по выборке респондентов уровень общей самооценки средний – 48,4 баллов, хотя частные самооценки отличаются вариативностью (от 68,3 балла – здоровье до 34 балла – умелость рук). Индивидуальные результаты представлены в Приложении Г.
На диаграмме (рис. 2) представлены средние баллы частных самооценок по шкалам: I – здоровье, II – умственные способности, III – характер, IV – авторитет у сверстников, V – умелость рук, VI – внешность, VII – уверенность в себе.
Рисунок 2 – Средние результаты частных самооценок по выборке
(на этапе констатирующего эксперимента)
Если говорить об индивидуальных результатах общей самооценки, то у 46,67% респондентов – средний, у 40% - низкий и у 13,33% - высокий уровни.
Сопоставив результаты психодиагностических методик (рис. 3) мы пришли к выводу, что лишь одна третья часть испытуемых данной выборки (33,33%) имеет средний (адекватный) уровень самооценки. Низкий и высокий уровни самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта составляют приблизительно по одной третьей части (36,67% и 30% соответственно). Полученные показатели свидетельствуют о том, что дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в большей степени неадекватно оценивают себя.
![]()
Рисунок 3 – Сопоставление результатов по двум методикам
(на этапе констатирующего эксперимента)
Опираясь на проведенную нами работу можно сделать однозначный вывод о том, что с младшими школьниками с нарушением интеллекта необходимо вести продуманную и систематическую работу в направлении коррекции недостатков самооценки.
3. Программа коррекции недостатков самооценки
младших школьников с нарушением интеллекта
Учет особенности личностного развития позволяют сформулировать несколько правил для оказания коррекционных воздействий на младших школьников с нарушением интеллекта с целью формирования и поддержания у них адекватного представления о себе [2, 4, 7, 8, 10]:
- создать ситуацию полезной зависимости детей друг от друга;
- активно использовать положительное подкрепление, поощрение, похвалу в присутствии других;
- вместо глобальной использовать парциальную оценку (оценивать за конкретный поступок или проступок);
- требования взрослых не должны быть пустячными или частыми, они не должны превращаться в придирку;
- не допускается предъявления требований в грубой форме, т.к. они воспринимается, прежде всего, как форма, а их содержание остается без внимания.
Кроме того, необходим поиск средств и методов оказания психологической помощи детям младшего школьного возраста с нарушением интеллекта для коррекции недостатков самооценки. На наш взгляд эффективной формой такого развития в начальной школе является программа «Психологическая азбука» (авторы Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова), которая состоит из трех основных блоков:
1) блок, ориентированный на личностную сферу (осознание личностных особенностей и оптимизация отношения к себе);
2) блок, ориентированный на деятельность (осознание себя в системе учебной деятельности);
3) блок, ориентированный на общение (осознание себя в системе отношений с другими людьми – сверстниками и взрослыми).
Изучив различный практический опыт [1, 4, 6, 7, 9], нами была разработана программа коррекции недостатков самооценки младших школьников с нарушением интеллекта нашей выборке.
Форма работы групповая. Общее время для реализации программы 8 недель, при частоте – 2 занятия в неделю, всего 15 занятий, при этом длительность занятия 40 минут.
Задачи программы:
1. Снизить уровень эмоционального напряжения.
2. Повысить уверенность детей в себе.
3. Развивать способность видеть в себе «хорошее».
4. Формировать коммуникативные навыки.
5. Развивать способность позитивного отношения к людям.
Средства развития: этюды, игры, упражнения, приемы арттерапии.
Структура программы:
1. Мотивационный этап (2 занятия):
- создать доверительные отношения;
- мотивировать детей к занятиям.
2. Реконструктивный этап (9 занятий):
- способствовать повышению уверенности в себе;
- способствовать снятию эмоционального напряжения у детей;
- развивать способность позитивного отношения к другим людям;
- развитие коммуникативных навыков.
3. Итоговый этап (4 занятия):
- закрепить полученные умения и навыки;
- выработать позитивное отношения к себе и другим людям
Содержательное наполнение этапов и отдельных занятий представлено в Приложении Д.
4. Анализ результатов исследования
самооценки детей младшего школьного возраста
После проведения формирующего эксперимента и повторной диагностической работы (на этапе контрольного эксперимента) были получены следующие результаты:
1) Диагностика по методике «Лесенка», выявила, что адекватная самооценка присуща 46,67% обследуемых выборки, у 20% - самооценка заниженная и у 33,33% - завышенная. Для наглядности результаты представлены на диаграмме (рис. 4).
Индивидуальные результаты представлены в Приложении Е.
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного эксперимента (рис. 5) позволило сделать вывод о том, что адекватный уровень самооценки повысился в 2,3 раза, заниженный и завышенный уровни снизились приблизительно на 13%. При этом, остались респонденты, у которых уровень самооценки даже после коррекционной работы остался на прежнем уровне (заниженный или завышенный). Следовательно, имеет смысл продолжать работы в направлении коррекции недостатков самооценки младших школьников с нарушением интеллекта.
![]()
Рисунок 4 – Процентное соотношение уровней самооценки
(на этапе контрольного эксперимента)
![]()
Рисунок 5 – Уровни самооценки до и после формирующего эксперимента
2) Диагностика по методике Дембо-Рубинштейна показала, что в среднем по выборке респондентов уровень общей самооценки средний – 54,6 баллов, хотя частные самооценки отличаются вариативностью (от 80,27 балла – здоровье до 34,67 балла – умелость рук). Индивидуальные результаты представлены в Приложении Ж.
На диаграмме (рис. 6) представлены частные самооценки по шкалам.
Рисунок 6 – Средние результаты частных самооценок по выборке
(на этапе контрольного эксперимента)
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного эксперимента (рис. 7) позволило сделать вывод о том, что практически все частные самооценки повысились (от 0,67 баллов – умелость рук до 11,97 баллов – здоровье).
![]()
Рисунок 7 – Частные самооценки до и после формирующего эксперимента
Если говорить об индивидуальных результатах общей самооценки, то у 60,01% респондентов – средний, у 26,66% - высокий и у 13,33% - низкий уровни. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного эксперимента представлено в табл. 2.
Таблица 2
Уровни общей самооценки
Уровни самооценки | Этап опытно-экспериментальной работы (% по выборке) |
констатирующий | контрольный |
низкий | 40 | 13,33 |
средний | 46,67 | 60,01 |
высокий | 13,33 | 26,67 |
Итак, мы видим, что существенно снизился (в 3 раза) процент младших школьников с нарушением интеллекта, имеющих низкий уровень самооценки.
Сопоставив результаты психодиагностических методик на этапе контрольного эксперимента (рис. 8) мы пришли к выводу, что половина респондентов (53,34%) теперь имеет средний (адекватный) уровень самооценки. Меньшей части наших испытуемых присущ низкий уровень самооценки (16,67%), но при этом примерно одна третья часть выборки (29,99%) характеризуется высоким уровнем.
Для наглядности изменения в уровнях самооценки в процессе опытно-экспериментальной работы представлены на диаграмме (рис. 9). Процент детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, имеющих адекватную самооценку повысился в 1,6 раза, имеющих неадекватную (низкую) самооценку понизился в 2 раза. Процент респондентов данной выборки с неадекватно (высокой) самооценкой остался прежним.
Итак, мы видим, что в результате реализации разработанной нами программы самооценка младших школьников с нарушением интеллекта претерпевает изменения, становится осознанной, обоснованной, дифференцированной. Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.
![]()
Рисунок 8 – Сопоставление результатов по двум методикам
(на этапе контрольного эксперимента)
![]()
Рисунок 9 – Изменения в уровнях самооценки до и после формирующего эксперимента
Полученные нами результаты, свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы по коррекции недостатков самооценки младших школьников с нарушением интеллекта.
Выводы
Базой нашей опытно-экспериментальной работы с целью исследования самооценки младших школьников с нарушением интеллекта выступило МОУ школа-интернат № 10 специальная коррекционная для детей-сирот с нарушением интеллекта (учащиеся 2-го класса).
Этап констатирующего эксперимента показал, что дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в большей степени неадекватно оценивают себя: лишь одна третья часть испытуемых данной выборки (33,33%) имеет средний (адекватный) уровень самооценки.
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и реализована программа коррекции недостатков самооценки младших школьников с нарушением интеллекта, включающая в себя мотивационный
(2 занятия), реконструктивный (9 занятий) и итоговый (4 занятия) этапы. Общее время реализации программы составило 8 недель (2 занятия в неделю по
40 минут). В качестве средств использовались этюды, игры, упражнения, приемы арттерапии, ориентированные на личностную сферу, совместную деятельность и общение.
Этап контрольного эксперимента показал, что процент детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, имеющих адекватную самооценку повысился в 1,6 раза и стал равен 53,34%, имеющих неадекватную (низкую) самооценку понизился в 2 раза.
Следовательно, для формирования адекватной самооценки у младших школьников с нарушением интеллекта необходима целенаправленная и систематическая работа, ориентированная на: осознание личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе; осознание себя деятельности; осознание себя в системе отношений со сверстниками.
Практическая значимость проделанной нами работы заключается в том, что полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы педагогами, психологами для активизации работы по коррекции самооценки младших школьников с нарушением интеллекта.
Список литературы
Вачков, И.В. Окна в мире тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: учебное пособие / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. – СПб.: Речь, 2008. – 274 с.
Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие /
Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2007. – 128 с.
Все идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников / Авт.-сост. В.И. Екимова,
А.Г. Демидова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.
Ишматьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте /
Е.В. Ишматьева // Начальная школа плюс До и После, 2004. - № 6. – С.31-38.
Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2010. – 400 с.
Попова А.Х. Развитие самосознания младшего школьника через метафоризацию психологических представлений / А.Х. Попова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. научных статей и материалов Международной научно-практической конференции. – Коломна, 2008. – С. 58-63.
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под ред. Е. Савиной,
О. Максименко. – М.: Владос, 2008. – 224 с.
Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л.Ю. Фомина // Начальная школа плюс До и После, 2003. - № 10. – С.19-24.
Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 класс) / О.В. Хухлаева. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2012. – 344 с.
Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта: монография / Л.М. Шипицына. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2005. – 480 с.
Приложения
Приложение А
Материал к методике «Лесенка»
Ф.И.____________________________________ возраст _____________
Инструкция: «Посмотрите на лесенку. На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.»
![](https://fhd.multiurok.ru/a/8/6/a86c48f5bbbd48121f859a985dfef22f3f50c212/otchiet-po-opytno-ekspierimiental-nomu-issliedovaniiu-samootsienki-mladshikh-shkol-nikov-s-narushieniiem-intielliekta-1_10.png)
Приложение Б
Материал к методике Дембо-Рубинштейна
Ф.И.____________________________________ возраст _____________
Инструкция: «На каждой линии черточкой («-») отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент, учитывая что «0» - символизирует самое низкое развитие, а «100» - наивысшее. После этого крестиком («х») отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
![](https://fhd.multiurok.ru/a/8/6/a86c48f5bbbd48121f859a985dfef22f3f50c212/otchiet-po-opytno-ekspierimiental-nomu-issliedovaniiu-samootsienki-mladshikh-shkol-nikov-s-narushieniiem-intielliekta-1_11.png)
Приложение В
Индивидуальные результаты по методике «Лесенка»
(на этапе констатирующего эксперимента)
№ п/п | Имя | Ступенька | Вывод о самооценке |
1 | Вася М. | 2 | заниженная |
2 | Катя Н. | 5 | адекватная |
3 | Рома Ц. | 2 | заниженная |
4 | Антон Ш. | 2 | заниженная |
5 | Лена М. | 8 | завышенная |
6 | Оксана Р. | 7 | завышенная |
7 | Лена Р. | 4 | адекватная |
8 | Оля П. | 6 | завышенная |
9 | Миша В. | 3 | адекватная |
10 | Денис К. | 7 | завышенная |
11 | Леша К. | 2 | заниженная |
12 | Сережа Л. | 7 | завышенная |
13 | Вера К. | 2 | заниженная |
14 | Валя Н. | 6 | завышенная |
15 | Лера С. | 8 | завышенная |
Приложение Г
Индивидуальные результаты по методике Дембо-Рубинштейна
(на этапе констатирующего эксперимента)
№ п/п | Имя | Частные самооценки | Уровень самооценки |
I | II | III | IV | V | VI | VII | Количествен-ный показатель | Качествен-ный показатель |
1 | Вася М. | 65 | 45 | 40 | 30 | 55 | 50 | 40 | 46 | средний |
2 | Катя Н. | 60 | 40 | 50 | 20 | 50 | 40 | 40 | 43 | низкий |
3 | Рома Ц. | 65 | 50 | 30 | 15 | 20 | 30 | 25 | 34 | низкий |
4 | Антон Ш. | 80 | 40 | 35 | 55 | 30 | 50 | 45 | 48 | средний |
5 | Лена М. | 75 | 80 | 80 | 45 | 90 | 40 | 50 | 66 | высокий |
6 | Оксана Р. | 80 | 60 | 70 | 50 | 40 | 50 | 50 | 57 | средний |
7 | Лена Р. | 90 | 60 | 75 | 25 | 40 | 75 | 55 | 60 | высокий |
8 | Оля П. | 50 | 25 | 70 | 20 | 30 | 45 | 50 | 41 | низкий |
9 | Миша В. | 70 | 50 | 60 | 20 | 55 | 40 | 40 | 48 | средний |
10 | Денис К. | 70 | 75 | 20 | 65 | 10 | 90 | 80 | 58 | средний |
11 | Леша К. | 60 | 50 | 70 | 40 | 30 | 60 | 50 | 51 | средний |
12 | Сережа Л. | 50 | 25 | 55 | 30 | 20 | 50 | 45 | 39 | низкий |
13 | Вера К. | 70 | 30 | 35 | 20 | 20 | 30 | 40 | 35 | низкий |
14 | Валя Н. | 60 | 60 | 60 | 60 | 20 | 10 | 40 | 44 | низкий |
15 | Лера С. | 80 | 45 | 60 | 60 | 0 | 75 | 70 | 56 | средний |
Средний результат по выборке | 68,3 | 49 | 54 | 37 | 34 | 49 | 48 | 48,4 | средний |
Приложение Д
Программа коррекции недостатков самооценки
младших школьников с нарушением интеллекта
№ заня-тия | Цель | Структура |
Мотивационный этап |
1 | создать доверительные отношения | I. Ритуал приветствия: становимся в круг и беремся за руки, говорим: «Добрый день» II. Разминка III. Основная часть 1. Клубочек Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения; возможность наладить дружеские отношения между детьми. 2. Доброе животное Цель: развитие чувства единства. 3. Житейские истории Цель: развитие выразительности движений; способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное. 4. Волшебный стул Цель: способствует повышению самооценки; улучшению взаимоотношений между детьми. IV. Рефлексия прошедшего занятия V. Ритуал прощания: становимся в круг и говорим: «Удачного дня» |
2 | формировать чувство доверия друг к другу; способствовать эмоциональному настрою; повышение уверенности в себе | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Подари улыбку другу Цель: способствовать эмоциональному настрою детей. 2. Кораблик Цель: способствовать повышению уверенности в себе. 3. Жужа Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать возможность посмотреть на себя глазами того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. 4. Мусорное ведро Цель: способствовать повышению уверенности в себе. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
Репродуктивный этап |
1 | способствовать развитию уверенности в себе; развивать способность думать о себе в позитивном ключе; способствовать повышению самооценки | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Поймай мяч Цель: способствовать развитию уверенности в себе и формированию чувства доверия к другим людям. 2. Назови свои сильные стороны Цель: развивать способность думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей. 3. Зайки и слоники Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
2 | формировать перспективу будущего и уверенность в собственных силах; способствовать повышению самооценки | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Скажи соседу Цель: создать положительный эмоциональный настрой. 2. Рисунок я в будущем Цель: помочь ребенку осознать возможность преодоления в будущем собственных недостатков, формирует перспективу будущего и уверенность в собственных силах. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
3 | повышение уверенности в себе; способствовать групповому сплочению; способствовать повышению самооценки | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Очень хорошие Цель: повышение уверенности в себе. 2.Мостик дружбы Цель: способствовать групповому сплочению, умение; согласовывать свои действия с другими, способность оценивать не только себя, но и своих друзей. 3. Закончи предложение Цель: способствовать повышению уверенности в себе и собственных силах. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
4 | развивать положительную самооценку; способность выражать свои эмоции; повышать уверенность в собственных силах | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Подари камешек Цель: выработать доброжелательное отношение друг к другу, развивать положительную самооценку. 2. Правильное решение Цель: способность выражать свои эмоции 3. Назови сильные стороны Цель: развивать способность думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
5 | развивать «позитивные мысли»; способствовать развитию уверенности в себе | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Я сильный и Я слабый Цель: способствовать развитию «позитивных мыслей». 2. Ролевые игры Цель: способствовать развитию уверенности в себе и своих силах. 3. Мост Цель: развивать уверенность в себе. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
6 | развивать положительную самооценку; повышение уверенности в себе; умение адекватно выражать свое настроение | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Я лев Цель: повышать уверенность в себе. 2. Встреча с другом Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое настроение, развитие выразительных движений. 3. Найди способ выйти из круга Цель: способствовать снятию страха перед трудностями. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
7 | способствовать повышению самооценки; умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Парусник Цель: развивать положительную самооценку. 2. Театр Цель: снятие эмоционального напряжения, дать детям возможность выражать себя. 3. Тренируем эмоции Цель: развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
8 | развивать умение регулировать свое состояние; умение чувствовать свое настроение; развивать чувство радости | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Разыгрывание ситуаций Цель: умение регулировать свое состояние. 2. Глаза в глаза Цель: развивать умение чувствовать свое настроение. 3. Изобрази… Цель: развивать чувство радости. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
9 | повышение самооценки; повышать уверенность в своих силах | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Изобрази животное Цель: способствовать развитию позитивной самооценки. 2. Я смогу Цель: способствовать повышению уверенности в себе. 3. Радость Цель: показать детям, что все они индивидуальны и неповторимы. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
Итоговый этап |
1 | закреплять положительную самооценку | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Подари камешек Цель: выработать доброжелательное отношение друг к другу; развивать положительную самооценку. 2. Парусник Цель: развивать положительную самооценку. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
2 | закреплять уверенность в себе | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Закончи предложение Цель: способствовать повышению уверенности в себе и собственных силах. 2. Мост Цель: развивать уверенность в себе. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
3 | закреплять позитивную самооценку | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Изобрази животное Цель: способствовать закреплению позитивной самооценки. 2. .Парусник Цель: развивать положительную самооценку. V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
4 | закрепить сформировавшуюся адекватную самооценку | I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV. Основная часть 1. Если нравится тебе, то делай так Цель: повышает самооценку. 2. Вручение сертификатов «Я уверен в себе» V. Рефлексия прошедшего занятия VI. Ритуал прощания |
Приложение Е
Индивидуальные результаты по методике «Лесенка»
(на этапе контрольного эксперимента)
№ п/п | Имя | Ступенька | Вывод о самооценке |
1 | Вася М. | 4 | адекватная |
2 | Катя Н. | 5 | адекватная |
3 | Рома Ц. | 2 | заниженная |
4 | Антон Ш. | 3 | адекватная |
5 | Лена М. | 7 | завышенная |
6 | Оксана Р. | 7 | завышенная |
7 | Лена Р. | 4 | адекватная |
8 | Оля П. | 5 | адекватная |
9 | Миша В. | 3 | адекватная |
10 | Денис К. | 7 | завышенная |
11 | Леша К. | 2 | заниженная |
12 | Сережа Л. | 5 | адекватная |
13 | Вера К. | 2 | заниженная |
14 | Валя Н. | 6 | завышенная |
15 | Лера С. | 7 | завышенная |
Приложение Ж
Индивидуальные результаты по методике Дембо-Рубинштейна
(на этапе контрольного эксперимента)
№ п/п | Имя | Частные самооценки | Уровень самооценки |
I | II | III | IV | V | VI | VII | Количествен-ный показатель | Качествен-ный показатель |
1 | Вася М. | 75 | 50 | 50 | 40 | 65 | 55 | 45 | 54 | средний |
2 | Катя Н. | 80 | 62 | 60 | 23 | 56 | 50 | 50 | 54 | средний |
3 | Рома Ц. | 81 | 56 | 40 | 15 | 21 | 35 | 35 | 40 | низкий |
4 | Антон Ш. | 90 | 44 | 39 | 57 | 34 | 50 | 50 | 52 | средний |
5 | Лена М. | 80 | 90 | 85 | 50 | 95 | 45 | 60 | 72 | высокий |
6 | Оксана Р. | 90 | 65 | 75 | 55 | 42 | 55 | 60 | 63 | высокий |
7 | Лена Р. | 90 | 50 | 65 | 25 | 10 | 65 | 50 | 51 | средний |
8 | Оля П. | 70 | 35 | 74 | 24 | 34 | 51 | 60 | 50 | средний |
9 | Миша В. | 80 | 60 | 62 | 23 | 56 | 50 | 50 | 54 | средний |
10 | Денис К. | 80 | 76 | 26 | 85 | 0 | 90 | 90 | 64 | высокий |
11 | Леша К. | 70 | 57 | 78 | 40 | 35 | 61 | 60 | 57 | средний |
12 | Сережа Л. | 70 | 35 | 74 | 34 | 24 | 60 | 51 | 50 | средний |
13 | Вера К. | 78 | 30 | 45 | 23 | 20 | 35 | 40 | 39 | низкий |
14 | Валя Н. | 80 | 62 | 60 | 65 | 23 | 0 | 50 | 54 | средний |
15 | Лера С. | 90 | 50 | 68 | 65 | 5 | 85 | 90 | 65 | высокий |
Средний результат по выборке | 80,27 | 54,8 | 60,07 | 41,6 | 34,67 | 52,67 | 56,07 | 54,6 | средний |