СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по результатам проведения программы развития патриотического самососзнания «мир в твоих руках»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель развивающей программы  – формирование основ патриотического сознания и самосознания дошкольников через развитие бережного, уважительного отношения к людям, к окружающей среде (к природе, к своему городу, к стране). 

Просмотр содержимого документа
«Отчет по результатам проведения программы развития патриотического самососзнания «мир в твоих руках»»

МДОУ «Детский сад «Умка»













ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ


РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОСЗНАНИЯ


«МИР В ТВОИХ РУКАХ»


(младшая группа)









Тренер:

Воспитатель: Колесникова Наталья

Александровна

Егорова Алена Вячеславовна
















г. Абакан, 2014г.

Цель развивающей программы – формирование основ патриотического сознания и самосознания дошкольников через развитие бережного, уважительного отношения к людям, к окружающей среде (к природе, к своему городу, к стране).


Задачи:

  1. образовательные:

    • закрепление знаний о сфере эмоций и чувств человека, о социально полезных качествах личности, о нравственном и безнравственном поведении человека;

    • закрепление знаний о животном мире, о способах поведения на природе;

    • знакомство с достопримечательностями Абакана, с географическими особенностями республики Хакасии и России, с государственной символикой республики и страны.

  2. развивающие:

    • развитие творческих способностей детей;

    • развитие навыков общения, эмпатии;

    • развитие навыков групповой совместной работы детей.

  3. воспитательные:

Воспитание основ патриотизма, гражданской позиции через:

    • формирование социально полезных способов поведения;

    • развитие бережного отношения к природе;

    • воспитание личной ответственности за сохранение окружающей среды;

    • воспитание патриотических чувств: любви к большой и малой родине, гордость за страну и ее достижения.




Направленность дополнительной образовательной программы: эколого-биологическая, нравственно-патриотическая.

Содержание образовательной программы направлено на:

  • создание условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка;

  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

  • формирование нравственно-патриотических качеств дошкольника, основ его гражданской позиции.

Принципы обучения, реализуемые в данной программе.

    1. принципы индивидуальности (раскрывается через тренинговую форму организации, предполагающую индивидуальный подход к ребенку, участвующему в программе).

    2. принцип доступности (использование методов и техник, обеспечивающих доступность и простоту усвоение знаний, умений и навыков).

    3. принцип преемственности (реализуется через возможность включения данной программы в основную программу дошкольного учреждения в качестве парциальной).


Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Количество участников в группе 10 человек.


Особенности реализации программы в МДОУ «Д/с «Умка»:

  1. Реализация программы осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению.

  2. Преемственность целей и задач данной программы с опытно-экспериментальной деятельностью детского сада «Растим юного гражданина».

  3. Комплексность программ «Мир в твоих руках» и республиканской программой «Растим юного гражданина», реализуемых в детском саду позволяет достичь высокой эффективности результатов программы в старшем дошкольном возрасте.

  4. Организация в группе предметно-пространственной среды по гражданско-патриотическому воспитанию (уголок краеведения большая и малая родина, библиотека).


ФИО ведущего

Колесникова Наталья Александровна

39 лет, воспитатель.

Егорова Алена Вячеславовна

27 года, воспитатель.

Название детского сада

МДОУ «Детский сад «Умка»

Количество участников (детей в тренинговой группе), краткое описание группы: возраст, социальный состав

На базе старшей группы «Солнышко» созданы две тренинговые группы:

Группа 1 – 12 человек

Группа 2 - 13 человек

Возраст детей:

3 года – человека

4 года – человек

Полные семьи – семьи

Не полные семьи – семьи

Все семьи социально благополучные:

Интеллигенция – человек

Служащие – человека

Рабочие – человек

Индивидуальные предприниматели – человек

Устойчивые поведенческие особенности детей

Активные дети – человек

Малоактивные дети – человека

Количество проведенных занятий

группа 1 – 12 занятий

группа 2 – 12 занятий





Краткое содержание программ по модулям


Учебно-тематический план программы и дата проведения программы

Группа № 1

Тренер: Переслегина И.В..

Дата проведения

Занятие

Цель

Методы, средства, упражнения

10.01.14

«Волшебная страна внутри нас»

Знакомство детей с тем, какие бывают чувства, обучение способам адекватно справляться с негативными эмоциями.

Методы игровой терапии с применением арт-терапевтической техники «Путешествие в страну чувств»

14.01.14

«Цветок качеств»

Знакомство детей с социально-полезными личностными качествами, развитие навыков общения и взаимодействия.

Игровое, арт-терапевтическое упражнение «Цветок качеств»

16.01.14

«Делаем добро»

Воспитание нравственных качеств детей, развитие творческих способностей.

Ролевая игра с использованием техник сказкотерапии

20.01.14

«Поезд добродетелей»

Развитие самосознания через развитие умения определять эмоцию и качество человека; закрепление полученных знаний, развитие навыков взаимодействия в группе.

Ролевая игра

22.01.14

«Животный мир и человек»

Закрепление и структурирование знания детей о животном мире, сформировать гуманное отношение к животным.

Беседа с применением игровых техник

24.01.14

«Мы пришли в лес»

Формирование чуткого и душевного отношения к природе, воспитание ценностных ориентации детей. Развитие творческого мышления детей.

Беседа с применением игровых техник

27.01.14

«Разговор с природой»

Формирование чуткого и душевного отношения к природе, развитие экологических ценностных ориентаций детей. Развитие творческого мышления детей.

Беседа с применением игровых техник

29.01.14

«Защитим природу»

Воспитание нравственного отношения к окружающей среде, воспитание чувства ответственности за ее сохранение, развитие навыков работы в команде, стимуляция творческого мышления

Беседа с применением игровых техник

31.01.14

«Город своими руками»

Содействие позитивной идентификации детей с городом через формирование позитивных представлений о городе и городских достопримечательностях.

Арт-терапевтические упражнения

04.02.14

«Экологические заповеди горожан»

Содействие формированию позитивной идентификации детей с окружающей средой, формировании е экологической культуры знакомства с тем, как правильно себя вести в различных ситуациях в повседневной жизни.

Игровые техники

06.02.14

«Страна моя родная»

Формирование позитивной идентификации детей с республикой, с Россией через формирование представлений о республике, о России, их месте в мире (на географической карте).

Игровые техники

10.02.14

«Сделаем мир лучше»

Закрепление полученных знаний в рамках патриотизма у детей, формирование позитивного отношения к предметам данной программы. Развитие навыков работы в группе.

Игровые техники, ролевая игра с использованием сказкотерапевтического приема.



Учебно-тематический план программы и дата проведения программы

Группа № 2

Тренер: Лузун М.В..

Дата проведения

Занятие

Цель

Методы, средства, упражнения

13.01.14

«Волшебная страна внутри нас»

Знакомство детей с тем, какие бывают чувства, обучение способам адекватно справляться с негативными эмоциями.

Методы игровой терапии с применением арт-терапевтической техники «Путешествие в страну чувств»

15.01.14

«Цветок качеств»

Знакомство детей с социально-полезными личностными качествами, развитие навыков общения и взаимодействия.

Игровое, арт-терапевтическое упражнение «Цветок качеств»

17.01.14

«Делаем добро»

Воспитание нравственных качеств детей, развитие творческих способностей.

Ролевая игра с использованием техник сказкотерапии

21.01.14

«Поезд добродетелей»

Развитие самосознания через развитие умения определять эмоцию и качество человека; закрепление полученных знаний, развитие навыков взаимодействия в группе.

Ролевая игра

23.01.14

«Животный мир и человек»

Закрепление и структурирование знания детей о животном мире, сформировать гуманное отношение к животным.

Беседа с применением игровых техник

27.01.14

«Мы пришли в лес»

Формирование чуткого и душевного отношения к природе, воспитание ценностных ориентации детей. Развитие творческого мышления детей.

Беседа с применением игровых техник

29.01.14

«Разговор с природой»

Формирование чуткого и душевного отношения к природе, развитие экологических ценностных ориентаций детей. Развитие творческого мышления детей.

Беседа с применением игровых техник

31.01.14

«Защитим природу»

Воспитание нравственного отношения к окружающей среде, воспитание чувства ответственности за ее сохранение, развитие навыков работы в команде, стимуляция творческого мышления

Беседа с применением игровых техник

03.02.14

«Город своими руками»

Содействие позитивной идентификации детей с городом через формирование позитивных представлений о городе и городских достопримечательностях.

Арт-терапевтические упражнения

05.02.14

«Экологические заповеди горожан»

Содействие формированию позитивной идентификации детей с окружающей средой, формировании е экологической культуры знакомства с тем, как правильно себя вести в различных ситуациях в повседневной жизни.

Игровые техники

07.02.14

«Страна моя родная»

Формирование позитивной идентификации детей с республикой, с Россией через формирование представлений о республике, о России, их месте в мире (на географической карте).

Игровые техники

11.02.14

«Сделаем мир лучше»

Закрепление полученных знаний в рамках патриотизма у детей, формирование позитивного отношения к предметам данной программы. Развитие навыков работы в группе.

Игровые техники, ролевая игра с использованием сказкотерапевтического приема.






















Мониторинг реализации программы

«Мир в твоих руках»

Критерии оценки:


Низкий уровень

1 балл – слабый интерес, или вообще отсутствует, ребенок часто отвлекается, занимается посторонними делами. В рисунках не отражает содержания занятия, не отвечает на вопросы ведущего, либо отвечает не по теме. В своей деятельности ребенок не применяет полученные на занятиях знания, поведение практически не изменилось.

Средний уровень

2 балла – ребенку интересно занятие - высокий интерес к внешним атрибутам занятия. Ребенок усвоил информацию с занятия, однако, отвечает на поставленные вопросы с помощью дополнительных вопросов, содержание рисунков соответствует теме занятия.

Высокий уровень

3 балла – ребенок не отвлекается, внимание устойчивое, активно отвечает на вопросы, охотно участвует во всех играх и заданиях ведущего. Ребенок владеет терминологией занятия, использует полученные знания на практике.

1. Модуль

Отношение к себе и окружающим людям


Ф.И. ребенка

Интерес детей

Уровень освоения

Эффективность

подгруппа №1

1.Андриянов Илья

3


3

3


2.Сухих Тимофей

2


2


2


3. Баданов Максим

2


2

2

4. Рагозин Саша

3

3

3

5. Белаш Ваня

3

3

3

6. Прохоров Илья

2

2

2

7. Викулов Виталя

2

2

2

8. Шестакова Настя

3

3

3

9. Горев Костя

2

2

2

10. Федоров Руслан

2

2

2

11.Готовко Дима

3

3

3

12.Танасенко Егор

2

3

2

13.Гусев Влад

3

3

3

Подгруппа №2

1.Иванова Милана

3

2

2

2.Сукало Настя

2

2

2

3.Коваленко Элла

3

2

2

4.Столбовская Арина

3

3

3

5.Гнусарев Илья

3

2

3

6.Соловьев Артем

2

2

2

7.Шутов Кирилл

3

2

2

8.Саражакова Ира

3

3

3

9.Мамышева Юля

3

3

3

10.Сагалакова Алина

3

3

3

11.Прокопьев Арсений

2

2

2

12.Ошаров Макар

3

2

3

13.Переслегин Дима

2

3

2











Интерес детей

Уровень освоения

Эффективность

Высокий

58%

46%

46%

Средний

42%

54%

54%

Низкий

0%

0%

0%



При работе на занятиях направленных на развитие представлений о себе и о других людях дети проявили заинтересованность и желание работать. Интерес детей на протяжении занятий в этом блоке был на высоком уровне. На занятии «Волшебная страна внутри нас» дети рисовали карту страны чувств. А когда им предложили каждому сделать свою карту, дети увлеченно взялись за работу.

Интересно и увлекательно прошло занятие «Цветок качеств». Дети назвали много социально – полезных качеств человека, с большим увлечением показывали различные способы приветствия друг друга, а затем собирали «цветок качеств»

На высоком эмоциональном уровне прошло занятие «Делаем добро!». После чтения сказки «Звездная девочка» дети с интересом обсуждали ее, отвечали на вопросы. Каждый ребенок из группы захотел нарисовать свой подарок людям.

Особенно детям понравилось занятие «Поезд добродетелей» на этом занятие дети смогли выразить все свои эмоции, рассказать и показать качества человека. В конце занятия королева любви делает детям подарки, а дети ей дарят свои рисунки «Моя страна добра».


2. Модуль

Отношение к окружающей природе


Ф.И. ребенка

Интерес детей

Уровень освоения

Эффективность

подгруппа №1

1.Андриянов Илья

3


2

3


2.Сухих Тимофей

2


2


2


3. Баданов Максим

2


2

3

4. Рагозин Саша

3

2

3

5. Белаш Ваня

3

2

3

6. Прохоров Илья

2

2

3

7. Викулов Виталя

2

2

3

8. Шестакова Настя

3

3

3

9. Горев Костя

2

2

2

10. Федоров Руслан

2

2

3

11.Готовко Дима

3

3

3

12.Танасенко Егор

2

3

2

13.Гусев Влад

3

3

3

Подгруппа №2

1.Иванова Милана

3

2

2

2.Сукало Настя

2

2

2

3.Коваленко Элла

3

2

3

4.Столбовская Арина

3

3

3

5.Гнусарев Илья

3

2

3

6.Соловьев Артем

2

2

2

7.Шутов Кирилл

3

2

3

8.Саражакова Ира

3

3

3

9.Мамышева Юля

3

3

3

10.Сагалакова Алина

3

3

3

11.Прокопьев Арсений

2

2

2

12.Ошаров Макар

3

2

3

13.Переслегин Дима

2

3

3










Интерес детей

Уровень освоения

Эффективность

Высокий

58%

35%

73%

Средний

42%

65%

27%

Низкий

0%

0%

0%



В ходе проведения занятий по второму модулю интерес детей возрастал с каждым занятием, т.к. дети пополняли багаж своих знаний об окружающей среде и животном мире.

Занятия «Животный мир и человек» вызвало у детей много эмоций. Они с интересом сравнивали человека и животных с психологической точки зрения. дети сделали вывод, что животное может переживать те же чувства , что и человек.

На занятии «Мы пришли в лес» дети с интересом обсуждали правила поведения в лесу приводили много примером из своего жизненного опыта.

На этом занятии дети не испытывали ни каких затруднений, было все понятно и близко.

Занятие «Разговоры о природе» вызвало большой интерес у детей. Дети живо включились в игру «сочинение историй». Все ребята проявили четкость и душевное отношение к природе. Дети приводили примеры из своего жизненного опыта спасения животного или птицы.

Занятие «Защита окружающей среды» тоже вызвало много эмоций у детей. Все были единодушны, что окружающую среду нужно беречь, что человек ее сильно загрязняет, что когда они подрастут, будут стараться этого не допускать. Дети увлеченно мастерили «кормушки домики».

3. Модуль

Отношение к Родине


Ф.И. ребенка

Интерес детей

Уровень освоения

Эффективность

подгруппа №1

1.Андриянов Илья

3


2

3


2.Сухих Тимофей

3


2


3


3. Баданов Максим

3


2

3

4. Рагозин Саша

3

2

3

5. Белаш Ваня

3

2

3

6. Прохоров Илья

2

2

2

7. Викулов Виталя

3

3

3

8. Шестакова Настя

3

3

3

9. Горев Костя

2

2

2

10. Федоров Руслан

2

2

3

11.Готовко Дима

3

2

3

12.Танасенко Егор

2

3

2

13.Гусев Влад

3

2

3

Подгруппа №2

1.Иванова Милана

3

2

2

2.Сукало Настя

2

2

3

3.Коваленко Элла

3

2

3

4.Столбовская Арина

3

2

3

5.Гнусарев Илья

3

2

3

6.Соловьев Артем

2

2

2

7.Шутов Кирилл

2

2

3

8.Саражакова Ира

3

2

3

9.Мамышева Юля

3

3

3

10.Сагалакова Алина

3

3

3

11.Прокопьев Арсений

3

2

2

12.Ошаров Макар

3

2

3

13.Переслегин Дима

3

3

3





















Интерес детей

Уровень освоения

Эффективность

Высокий

73%

23%

77%

Средний

27%

77%

23%

Низкий

0%

0%

0%


На занятиях по третьему модулю дети активно вступали в беседу о своем городе, о республике, о стране в которой мы живем. На высоком уровне прошло занятие «Город своими руками» дети охотно составляли карту нашего города, с интересом обсуждали достопримечательности нашего города. По итогам занятия заинтересованность детей была настолько высока, что они даже дома с родителями составили карту города, своего района. При работе на занятии «Широка страна моя родная» с детьми было легко работать, т.к. знания о стране, гербе, флаге, президенте на высоком уровне. Работа по этим темам ведется на протяжении всего года. При составлении списка экологических заповедей дети с легкостью обсуждали все заповеди т.к. с ними они знакомы и выполняют их безукоризненно. На итоговом занятии можем сделать мир лучше. Дети высказывали свое мнение, с интересом вспомнили все занятия, которые мы прошли. Когда мы собрали ромашку, дети без труда определили обобщающее слово «патриотизм». Например, ответы детей «мы все патриоты России», и все «граждане России». Цели данного модуля достигнуты.


Результаты реализации программы «Мир в твоих руках»

(старшая группа МДОУ «Д/с «Умка»)

При реализации программы «Мир в твоих руках» были использованы все методические рекомендации данной программы. В работе с детьми использовались основные методы обучения, развития творчества, стимулирующие познавательную и эмоциональную активность. Применялись методы игровой терапии, арт - терапевтические приемы, сказкотерапия, информационно-коммуникативные технологии (слайд-шоу: природа Хакасии, Абакан – столица Хакасии).

С целью отслеживания результатов творческой группой воспитателей (тренеры) совместно с педагогом – психологом были разработаны критерии оценки мониторинга реализации программы «Мир в твоих руках».

В результате реализации программы «Мир в твоих руках» были достигнуты поставленные цели: формирование основ патриотического сознания и самосознания дошкольников через социализацию личности ребенка, формирование представлений и отношения к своей Родине, своему городу, к природе и самому себе, развитие бережного, уважительного отношения к людям, к окружающей среде (к природе, к своему городу, к стране, и т.д.) и умений правильного поведения в окружающем мире.

Это подтверждается следующими результатами: у детей сформировались первичные представления о гуманном отношении к себе и окружающим людям, дети научились адекватно справляться с негативными эмоциями, научились самостоятельно решать задачи на формирование чуткого отношения к окружающей среде и чувству ответственности за её сохранение, сформировались представления о патриотическом отношении к своему родному городу, республике, стране.