СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТЧЕТ ПО ТРЕХМЕСЯЧНЫМ КУРСАМ В2

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет

по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

 

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В. Ключевский

 

Я всегда думала и не изменила свое мнение о том, что предмет информатики является одним из самых интересных и важных предметов школьной программы.  Уроки информатики, прежде всего, призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций:  ведь знание этого предмета  необходимо всю жизнь.

При разработке плана любого урока информатики постоянно думаешь о том, какую форму работы применить и какой метод использовать, чтобы развить у учащихся навыки работы на компьютере, логическое   мышление. Данный урок я разрабатывала с учетом внедрения в свою практику семи модулей Программы Кембриджского университета и рассчитывала на серию последовательных уроков.

Интеграция семи модулей в практику способствует, обучению детей тому, как учиться, воспитание учеников с развитой саморегуляцией, в результате становления их  самовыраженными, самомотивированными, ответственными учениками, а значит творческими, самостоятельными, целеустремленными, умеющими свободно общаться. Я старалась разработать именно такой урок, в котором можно было применить все виды идей Программы.

Я хочу проанализировать урок, который является первым из серии запланированных уроков. Свои уроки информатики я проводила в 7 классе.

Почему я выбрала этот класс?

Мой выбор не был случайным, так как  дети обучающиеся в этом классе находятся в подростковом периоде (12-14 лет), а значит, они хотят взаимодействовать,  получать советы и поддержку одноклассников и учителя в целом. Именно в этом возрасте возникают первые мысли о профориентации. Я старалась для каждого ученика на уроках создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития, а также учитывая его образовательные потребности.

В календарном планировании 7 класса на период практики выпали темы:

«Презентация. Знакомство с интерфейсом программы», «Внедрение таблиц, видео и звуков, рисунков. Настройка эффектов анимации. Демонстрация презентации», «Интернет. Службы Интернета», «Информация. Защита информации и информационная безопасность».

При разработке первого урока, я спланировала урок так, чтобы мои ученики познакомились и научились работать с программой  POWERPOINT, узнали об интерфейсе программы, конструкторе программы.  И это стало целью урока. А для этого необходимо хорошо знать компьютер, такие разделы как «Работа в программе Word, Paint, Excel», выделять и перерабатывать информацию; обобщать полученные знания, делать выводы; учиться слушать друг друга, уважать мнение других. Результатами моего урока должны стать: умение создавать презентацию с использованием шаблонов  и ее применение не только на уроках информатики.

         В рамках программы обязательным моментом в планировании для меня стало введение в план урока создание коллаборативной среды на первом этапе и, конечно же, в течение всего урока. Я продумала формы и приемы объединения групп.

Первым шагом на уроке было  создание психологической атмосферы, применив стратегию «Пожелание другу». Эту стратегию я применила с целью создания и поддержания позитивного настроения - коллаборативной среды. Так как оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов.

    

Тренинг «Пожелание другу»            Деление на группы по стикерам

 

Позитивный настрой улучшает работоспособность и влияет, как на физическое, так и на душевное самочувствие обучающихся, что так - же немаловажно для здоровьесбережения.  Деление класса на группы было следующим этапом урока, так как в дальнейшем предполагалась групповая работа, при этом я использовала стратегию «Цветные смайлики». При этом деление на группы предполагалось случайным образом для того, чтобы в одной группе были как высоко мотивированны, так и среднемотивированные учащиеся. Это содействует взаимообучению, взаимоопониманию и установлению атмосферы сотрудничества. Я распределила учеников с номерами 1 за один стол, а с номерами 2 – за другой стол.

Необходимым условием для ощущения безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует группа. Эти правила должны быть понятны всем и приниматься всеми учащимися. Поэтому следующим этапом, группам было дано задание на создание  свода правил работы в группе. Правила, которые ребята составили, приняли и после корректировки и  вывешали на доске в будущем помогут на уроках в различных видах работ.

На следующем этапе урока, с целью активизации уже имеющихся знаний я применила прием «Мозговая атака», ставя перед группами вопрос по пройденной теме. Первой  группе предстояло рассказать все, что они знают о программе «EXСEL», вторая группа -  работу в «WORD». С заданием ребята справились, были и дополнения, поправки. Но я заметила, что не все дети активны настолько, насколько они могут. При желании К. сказать что – то  Ч.  перебивал ее. Тогда я просила их вспомнить правила группы. А. подсказывал  Р., а Р. озвучивал, то, что шептал А. После проверки выполнения задания, нам предстояло определить тему и цели урока. Для этого на интерактивной доске был выведен ребус с зашифрованным словом «ПРЕЗЕНТАЦИЯ».   

  Я мотивировала учащихся на изучение данной темы, т.к. получение знаний и практическая отработка полученных ЗУН в дальнейшем будет способствовать знанию одного из основных разделов информатики, который пригодится и на других предметах.  После моей мотивации ученики выразили свое эмоциональное состояние по стратегии «от кулака до пяти пальцев». Могу сказать, что настрой у учеников на изучение новой темы был на все пять пальцев. В целях ознакомления с новой темой ребятам была показана презентация – позитивчик «О дружбе» и я  нацелено попросила ребят обратить внимание на эффектах и дизайне. После просмотра ребятам были розданы карточки с вопросами, согласно которым они должны составить ментальную карту о программе POWER POINT.  

                  

Составление «ментальной карты»           2-я группа завершает работу

1-я группа                                                   

 

Я наблюдала за детьми, за тем как они работали, как общались, и заметила, что Ч. Больше не отдергивает К., дает ей высказаться, А. стал говорить уверенней,  У. взяла фломастер и настроилась рисовать, Ж., пишет на бумажке все, что говорят члены группы.     Понаблюдав за ребятами,  я поняла, что  им очень нравиться такая работа.  Что они чувствуют себя свободно, комфортно, нет психологического давления со стороны учителя, ученик не дрожит от страха, боясь, что его сейчас выведут к доске. Я  поняла, что ребенок  нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться, замечать товарищей, общаться на равных, ожидать результатов. Нам нужно стараться значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающий за стенами классной комнаты. Ведь любая педагогическая деятельность направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.

Я наблюдала как ребята составляли кластер, спорили, фантазировали. Ребята  2 группы изобразили программу «POWER POINT» в виде паровоза, а все ее составные в виде разноцветных веселых  вагончиков. И я заметила, что практический каждому участнику  2 группы была дана возможность разукрасить  вагончики, а это уже говорит о том, что ребята понимают, что они одно целое, одна команда и каждый член команды имеет право голоса. Наблюдая за детьми, я поняла, что мной допущена ошибка, ведь разработав правила группы и пояснив детям о роли спикера, секретаря, тайм менеджера, оформителя, я не дала возможность детям, то есть не направила их на то, чтобы они распределили роли между собой, и роль хранителя времени мне пришлось взять на себя, напоминая ребятам об ограничении времени. И когда кластеры были на доске, я подумала «Кто же пойдет его представлять?» (Это опять же моя ошибка). После недолгих споров спикеры вышли к доске. Ребятам не очень хотелось   выполнять роль спикера, возможно из-за не желания получить не одобрительную оценку, как со стороны учителя, так и учеников, своей ли группы или группы оппонентов. Кластер 1 команды представлял Ч., 2 команду представлял М.. Мне понравилось то, что М. начал своё выступление с того, что «Наша команда едет в поезде под названием «Презентация»….».  Ребята, а может и не все, поняли, что то, что они изобразили -  это результат общей деятельности, результат команды. И при выступлении Ч. и М. все внимательно слушали, так как там представляли их мнения. 

                        

 2-я группа завершила работу           М. представляет кластер 1 команды

 

Анализируя это задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод: во- первых работа в группах даёт свои положительные результаты, выполняя функции взаимообучения, развивая умения высказывать своё мнение и аргументировать его, воспитывая лидерские качества, во- вторых многие из учеников активно принимали участие в ходе составления ментальной карты. В- третьих можно было наблюдать со стороны учащихся во время взаимооценивания работ, ребята старались быть объективными.

С целью взаимооценивания я предложила каждому из ребят, по цепочке, взять любой «Смайлик» на столе и подарить его одному из участников группы при этом,  указав, за что он ему подарен. Я считаю, что таким образом учащийся может оценить не только работу товарища, но и задумается над тем, заслужил ли он оценку данную ему и в следующий раз он постарается быть лучше, активнее.  В конце урока я провела рефлексию «Моё пожелание» и ребята на стикерах одной фразой, одним предложением высказали свои мысли и желания, успехи. «Мне было интересно на уроке», «Я хочу чтоб все уроки были такими» и т.д.

 

Я думаю, что работая в группах, ученики будут лучше усваивать материал урока. Большую роль при обучении играет самооценивание и взаимооценивание. На уроке постоянно я старалась похвалить, подбодрить ребенка. Если что то не получается ни в коем случае нельзя критиковать. Конечно, сейчас переживая урок сначала я думаю, у меня не  все получилось так как хотелось бы, не все было  идеальным. Но я буду стремится к тому, чтобы в следующий раз не повторять подобных ошибок, буду стремиться к самосовершенствованию, ведь я только начинаю работать по новому и четыре урока проведенные мной на практике это очень мало. Нужно ставить перед собой новые цели, и постепенно вводить в свою практику элементы семи модулей, чтобы можно было добиться хороших результатов в работе с детьми.

Когда я провела свой первый урок, я была удовлетворена, хотя что – то в уроке я могла бы изменить, построить по другому, но мне очень понравилось то, как дети восприняли такую работу. В конце урока я обратила внимание, что Ч. активно участвовал в обсуждении работы над кластером, заводил других детей. Р. способный ученик, но часто отвлекался и иногда прослушивая какую - то информацию переспрашивая отвлекал других учеников.

В начале урока будучи пассивной У., к концу урока благодаря работе в группе начала работать активнее. Увидев такие изменения, я сделала вывод, что уже после первого урока есть пусть не совсем четкий, но результат, результат которого могло и не быть еще долгое время. Ученики усвоили новую тему, а главное научились работать в команде. Практически все ребята были задействованы в урок. 

Я полагаю, что цель урока достигнута, ребята усвоили урок. Возможно, урок проходил немного  медленно, но в будущем нужно повысить темп урока.   Впереди ещё много уроков, на которых будет возможность реализовать все задуманные идеи. Когда после проведения анализируешь результаты урока, то видишь, какие плюсы, какие минусы присутствуют, и уже для себя делаешь выводы: например «Что нужно улучшить?», «Что нужно изменить?» «И что нужно добавить?» Отвечая на эти вопросы, планируешь свои последующие уроки так, чтобы не повторять ошибок.

Не обязательно опираться на определенные источники для поиска тренингов, заданий, вопросов, нам, учителям, нужно научиться черпать их из того, что нас окружает, из реальной жизни. Ведь то, чему мы учим детей должно реально  по максимуму пригодиться им в будущем.

Анализируя задание в процессе его выполнения и после, можно сделать вывод: во- первых -  большинство учащихся чувствовали себя уверенно и все поняли, но есть и учащиеся, которым «было интересно, но им нужна помощь», во- вторых, ребятам интересно и они активны. Отсюда следует, что необходимо продолжить работу по модулю «Новые подходы в обучении».

На протяжении урока я была в роли лидера и наблюдателя.  Незаметно, технично создавая возможность раскрыться тем ребятам, которые раньше не выделялись, предпочитали отмалчиваться, работать самостоятельно и молча, только по необходимости отвечая на вопросы.  Работала над созданием коллаборативной среды, что позволило учащимся сблизиться и проявить себя, а это способствовало активной работе детей на уроке.

На вопрос : «Что получилось?»,  подводя итог урока, я могу отметить то, что ребятам на моих уроках было комфортно, они были активными. Во-первых, ученики открыты для применения новых форм работы, они идут на сотрудничество, хотя им и не привычно, но они готовы к внедрению методов самообучения и самооценивания. Во- вторых,  они научились трудиться в разных социальных формах (работать в парах и в группах). В третьих - договариваться между собой, слушать друг друга,  добывать знания самостоятельно, рефлексировать, консультироваться друг с другом, оценивать себя и своих одноклассников и я думаю, что мои ученики станут более уверенными и сильными, а значит – успешными.

В чем заключалась моя роль? Так как на сегодняшний день целью образования провозглашается не трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы знаний, а подготовка компетентного человека свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать. Моя роль на уроке заключалась в осуществлении скрытого управления процессом обучения, то есть на уроке я фасилитатор - человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности. Моя задача – создание  коллаборативной среды,  способствование комфортной  атмосфере, сплочению группы и плодотворному обсуждению. В ходе этого управления я консультировала учащихся, старалась направить их, наблюдала, то есть учила тому, как учиться.

Я думаю, что дальнейшими моими действиями обязательно будет то,

 что я продолжу работу по внедрению семи модулей Программы. Буду помогать ученикам овладевать наиболее продуктивными методами учебно- познавательной деятельности, то есть учить их учиться. Научу своих учеников думать и действовать самостоятельно. Продолжу развитие у учеников творческого мышления всесторонним анализом проблем. Обязательно продолжу изучение и учет жизненного опыта учеников, их интересы, особенности развития. Буду учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

 

    

 

 

 

 

         Использованная литература

  • Руководство для учителя