СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С 1 сентября 2013 года в пятых классах введён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), который потребовал серьёзных изменений на уровне основного общего образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.
ОТЧЕТ по введению ФГОС ООО
в МБОУ «Гимназия №25» города Курска
за 2013-17 г.г.
От минимального содержания образования –
к индивидуальному максимуму результата
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», приказом комитета образования и науки Курской области от 21.12.2012 г. №1-1378 «Положение о региональной апробационной площадке», приказом комитета образования и науки Курской области от 28.01.2013 г. №1-47 «Перечень апробационных площадок», в 2013-2014 учебном году коллектив учителей гимназии начал внедрение и апробацию новых ФГОС в 5-х классах.
С 1 сентября 2013 года в пятых классах введён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), который потребовал серьёзных изменений на уровне основного общего образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.
Обучение по новому стандарту основного общего образования организовано с сентября 2013 г. в 5-и пятых классах, количество обучающихся в них было -135 человек. С сентября 2014 г. апробация продолжается в 10-и классах с общим количеством детей – 270. С 2015 г. введение ФГОС ООО осуществляется в 14 классах с общим количеством детей - 382.
На конец 2016-2017 учебного года:
обучение по новому стандарту основного общего образования было организовано в 19-и классах с общим количеством детей – 509.
Образовательный процесс в 5-8-х классах осуществляли 55 учителей-предметников. Качественный состав педагогических работников, внедряющих новые стандарты основного общего образования представлен следующим образом:
60% учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию;
95% высшее педагогическое образование;
5% среднее специальное образование;
26% имеют стаж педагогической работы до 10 лет.
Курсовую подготовку по ФГОС ООО прошли 55 человек.
В МБОУ «Гимназия № 25» переход на ФГОС ООО был осуществлен через:
1. Изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС;
2. Разработку ООП;
3. Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации ООП;
4. Анализ соответствия кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП в МБОУ «Гимназия № 25» требованиям ФГОС;
5. Информирование родителей учащихся всех уровней обучения о подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
В рамках реализации ФГОС были реализованы следующие мероприятия:
1. В рамках сопровождения введения ФГОС в 5-8 классах в 2016-2017 учебном году были организованы стартовые и итоговые диагностики. Стартовая диагностика в 5-х классах обеспечивала оценку учебных достижений обучающихся за уровень начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования и определяла готовность к продолжению образования в основной школе.
Итоговая диагностика в 5-8-х классах была направлена на оценку предметных и метапредметных планируемых результатов обучения в 5-8 классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
В рамках разработки инструментария для оценки учебных достижений в соответствии с ФГОС ООО были созданы комплекты измерительных материалов по русскому языку, математике. Для оценки метапредметных результатов обучения были подготовлены измерительные материалы по диагностике познавательных метапредметных умений и материалы для оценки коммуникативных и регулятивных умений в процессе наблюдения за проектной деятельностью обучающихся.
В течение учебного года проводились диагностики в 5-8-х классах по русскому языку, математике и оценке познавательных метапредметных умений. Кроме измерительных материалов, гимназии были предоставлены ключи, критерии оценивания, а также таблицы для сбора и обработки результатов диагностики. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам основного общего образования. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся 5-8-х классов решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
В соответствии с графиком ВШК учебно-воспитательной работы на 2016-2017 учебный год, изучая вопросы преемственности обучения, проблемы адаптации, организации работы в режиме эксперимента ФГОС, результативность обучения по ФГОС в течение года проводился мониторинг сформированности ЗУН по математике, русскому языку, технике чтения.
Мониторинг
I этап (сентябрь) - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе /входные к/р, комплексные метапредметные к/р/;
II этап (декабрь ) - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики /административные к/р/;
III этап (май) - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня обученности учащихся по итогам года. /входные к/р, комплексные метапредметные к/р/;
Защита проекта;
Портфолио /оценка личностных достижений/.
В рамках входной диагностики кроме основных предметов (русский язык, математика, техника чтения) в режиме эксперимента 5-7 классы выполняли двухчасовую контрольную метапредметную работу.
Метапредметная стандартизированная 2- х часовая контрольная работа включала в себя предметы: естествознание, история, математика, русский язык. Результаты мониторинга позволили выявить степень достижения базового уровня, который показал сформированность учебных действий по всем предметам.
Анализ результатов мониторинга показал следующее:
работу выполняли:
Всего – 350 учащихся
Недостаточный уровень- 35 /6%/
Пониженный – 40/8%/
Базовый уровень – 190/68%/
Повышенный – 65 /18%/
В 2015-2016 учебном году уже приобретены стандартизированные метапредметные контрольные работы для 4, 5-7-х классов.
2. На основании приказа комитета образования и науки Курской области «Об организации и проведении мониторинга образовательных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений Курской области в 2016-2017 учебном году» и в целях обеспечения соблюдения процедур организации и проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся 5-х классов, а также состояния системы образования по 4 предметным областям: «Математика и ИКТ» (учебный предмет «Математика»), «Филология» (учебный предмет «Русский язык»), «Общественно-научные предметы» (учебный предмет «История») и «Естественно-научные предметы» (учебный предмет «Биология») в 5-х классах были проведены всероссийские проверочные работы.
Все учащиеся 5-х классов достигли базового уровня образовательных достижений по всем предметам. Положительные результаты диагностики учащихся 5-х классов учитываются при рейтинге качества общеобразовательных учреждений.
Предмет: | Русский язык | ||||||||||||
ОО | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % | | ||||||||||
2 | 3 | 4 | 5 | | |||||||||
| | ||||||||||||
Вся выборка | 1101170 | 15.4 | 39.4 | 33.4 | 11.8 | | |||||||
| Курская обл. | 9158 | 8.2 | 37.2 | 38.4 | 16.2 | | ||||||
| город Курск | 3663 | 7.8 | 36.5 | 39 | 16.7 | | ||||||
| (sch460306) МБОУ «Гимназия № 25» города Курска | 121 | 0 | 41.3 | 48.8 | 9.9 | |
Предмет: | Математика | ||||||||||||
ОО | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % | | ||||||||||
2 | 3 | 4 | 5 | | |||||||||
| | ||||||||||||
Вся выборка | 1099277 | 10.6 | 31.7 | 34.5 | 23.2 | | |||||||
| Курская обл. | 9109 | 6.4 | 30.8 | 36.4 | 26.5 | | ||||||
| город Курск | 3661 | 6.9 | 29.9 | 37.6 | 25.6 | | ||||||
| (sch460306) МБОУ «Гимназия № 25» города Курска | 120 | 5 | 18.3 | 35 | 41.7 | |
Предмет: | История | ||||||||||||
| |||||||||||||
ОО | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % | | ||||||||||
2 | 3 | 4 | 5 | | |||||||||
| | ||||||||||||
Вся выборка | 954723 | 7.2 | 30.4 | 41.4 | 21 | | |||||||
| Курская обл. | 8872 | 4 | 26.3 | 43.9 | 25.8 | | ||||||
| город Курск | 3715 | 4.7 | 26.1 | 44.3 | 24.9 | | ||||||
| (sch460306) МБОУ «Гимназия № 25» города Курска | 120 | 8.3 | 21.7 | 53.3 | 16.7 | |
Предмет: | Биология | ||||||||||||
| |||||||||||||
ОО | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % | | ||||||||||
2 | 3 | 4 | 5 | | |||||||||
| | ||||||||||||
Вся выборка | 929869 | 10.2 | 29.8 | 47.5 | 12.5 | | |||||||
| Курская обл. | 8778 | 4.1 | 21.9 | 51.4 | 22.6 | | ||||||
| город Курск | 3709 | 3.8 | 21.6 | 53 | 21.6 | | ||||||
| (sch460306) МБОУ «Гимназия № 25» города Курска | 119 | 0 | 3.4 | 38.7 | 58 | |
Итоги ВПР
Предмет | Кол-во | «5» | «4» | «3» | «2» | % успев. | % качества |
Русский | 121 | 12 | 59 | 50 | - | 100% | 59% |
Математика | 120 | 50 | 42 | 22 | 6 | 95% | 77% |
История | 120 | 20 | 64 | 26 | 10 | 92% | 70% |
Биология | 119 | 69 | 46 | 4 | - | 100% | 97% |
3. В гимназии создана необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС ООО. Так же подготовлена документация школьного уровня:
- составлена дорожная карта по внедрению ФГОС ООО;
- основная образовательная программа основного общего образования;
- изданы приказы: «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в МБОУ «Гимназия №25», «О создании рабочей группы по введению ФГОС ООО», «Об утверждении образовательной программы основного общего образования» и т.д.;
- разработаны: план методического сопровождения ФГОС ООО, план – график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО, составлен перспективный план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников на 5 лет.
Вопрос по введению ФГОС второго поколения был рассмотрен на педагогическом совете, родительских собраниях. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности обучающихся.
Ежегодно в мае учебного года проходит административное совещание по итогам внедрения стандартов второго поколения. Основная цель: коллективное изучение трудностей обучения учащихся, выявление причин, вызывающих затруднение у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных мер по устранению этих причин.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС ООО
| Показатели | Да | Нет |
1. | Сформирован банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. | + | |
2 | Решение органа государственно-общественного управления (совета гимназии, управляющего совета, попечительского совета (нужное подчеркнуть) о введении в образовательном учреждении ФГОС ООО. | + | |
3 | Наличие необходимых изменений в Уставе образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ООО | | + |
4 | Наличие должностных инструкций, переработанных с учетом ФГОС ООО и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 762) | + | |
5 | Разработаны (внесены изменения) локальные акты: | | |
5.1 | регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования | + | |
5.2 | регламентирующие организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения | + | |
5.3 | устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса:
| + | |
5.4 | регламентирующие организацию образовательного процесса - Положение о получении начального общего и основного общего образования в форме семейного образования; - Положение об индивидуальных занятиях на дому с обучающимися, освобожденными по состоянию здоровья от посещения учебных занятий; - Положение об индивидуальном учебном плане обучающихся гимназии; - Правила приема несовершеннолетних обучающихся в ОУ; - Правила внутреннего распорядка обучающихся гимназии; - Правила внутреннего трудового распорядка в гимназии; - Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся в ОУ; - Положение о школьной форме обучающихся в ОУ; - Локальный акт, устанавливающий язык (языки) образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализуемым ею образовательным программам; - Порядок зачета ОУ результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; - Порядок/Правила посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом; - Положение о формах обучения в ОО | + | |
6 | Наличие иных локальных актов, отражающих специфику введения и реализации ФГОС нового поколения в конкретной образовательной организации - Положение о рабочей программе учителя; - Положение о внеурочной деятельности; - Положение о портфеле достижений ученика; - Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся; - Положение об итоговом индивидуальном проекте; - Положение о проведении научно-практической конференции обучающихся; - Положение о Совете по введению ФГОС ООО; - Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; -Протокол заседания Совета гимназии, на котором принято решение о введении ФГОС ООО в ОУ; -Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС нового поколения»; -Приказ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС нового поколения ООО»; -Приказ «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС нового поколения основного общего образования»; -Приказ «Об утверждении ООП ООО»; -Приказ «Об утверждении годового календарного учебного графика»; - Приказ «Об утверждении программ внеурочной деятельности»; - Приказ «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»; - Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ»; - Проект модернизации образовательной системы основного общего образования (вторая ступень) в соответствии с ФГОС нового поколения; - План-график разработки и реализации содержания пакетов работ проекта введения ФГОС нового поколения ООО; - План внутришкольного контроля с определением направлений контроля по реализации ФГОС ООО образовательного учреждения (в структуре плана учебно-воспитательной работы ОУ; - Программы внеурочной деятельности (приложение к ООП основного общего образования ОУ); -Список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе образовательного учреждения (приложение к приказу) | + | |
7 | Наличие дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками, предусматривающих конкретные наименования, размеры и условия осуществления стимулирующих выплат с учетом показателей результативности и эффективности внедрения в образовательную деятельность ФГОС ООО | | + |
8 | Разработаны (адаптированы) и утверждены формы договора о предоставлении общего образования муниципальными образовательными учреждениями. | | + |
9 | Наличие договоров о взаимодействии с образовательными организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта по организации внеурочной деятельности обучающихся. | | + |
10 | Наличие приказов по образовательной организации, отражающих особенности образовательной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС ООО | | |
10.1 | О переходе ОУ на обучение по ФГОС ООО | | |
10.2 | О разработке образовательной программы на 2013-2018 уч. год | + | |
10.3 | Об утверждении образовательной программы на 2013-2018 уч. год | + | |
10.4 | Об утверждении годового календарного учебного графика | + | |
10.5 | Об утверждении учебного плана | + | |
10.6 | Об утверждении программы внеурочной деятельности | + | |
10.7 | Об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников | + | |
10.8 | О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС ООО | + | |
10.9 | О внесении изменений в должностные инструкции учителей предметников, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС ООО, психолога, педагога дополнительного образования | + | |
11. | Разработана основная образовательная программа основного общего образования: | + | |
11.1 | Целевой раздел: | | |
А | пояснительная записка; | + | |
Б | планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования; | + | |
В | система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. | + | |
11.2 | Содержательный раздел: | | |
А | программа развития универсальных учебных действий; | + | |
Б | программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; | + | |
В | программа воспитания и социализации; | + | |
Г | программа коррекционной работы. | + | |
11.3 | Организационный раздел: | | |
А | учебный план; | + | |
Б | план внеурочной деятельности | + | |
В | система условий реализации ООП | + | |
12 | Основная образовательная программа основного общего образования утверждена на заседании педагогического совета. | + | |
13 | Внесены изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных. | + | |
14 | Разработано нелинейное расписание образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами ООП ООО | | + |
15 | Наличие утвержденного и обоснованного списка учебников для реализации ФГОС основного общего образования. Формирование заявки на обеспечение общеобразовательного учреждения учебниками в соответствии с федеральным перечнем. | + | |
4. Постоянное обновление информационного пространства на сайте гимназии www.kursk-gim25.ru
На сайте гимназии отражены материалы по ФГОС ООО: учебный план ОУ, расписание занятий внеурочной деятельности, режим работы гимназии, Устав гимназии, Основная образовательная программа ООО, план мероприятий по внедрению и реализации ФГОС ООО, годовой календарный учебный график.
5. Составлены и утверждены учебные планы 5-8-х классов с учетом требований ФГОС ООО с целью апробации новых образовательных стандартов.
6. Учебный план предусматривал углубление программ по литературе, русскому языку, истории, расширение области «Иностранные языки» за счет введение второго иностранного языка и третьего иностранного языка за счет часов внеурочной деятельности.
7. Учителями-предметниками, работающими в 5-8-х классах, разработаны и утверждены рабочие программы в соответствии с ФГОС ООО.
8 . Важным аспектом в реализации ФГОС второго поколения является работа с родительской общественностью, поэтому учебный план для 5-8-х классов разрабатывался и с учетом социального заказа родителей. В начале каждого нового учебного года интенсивно проводится информационная работа с родителями школьников по вопросам организации обучения детей, обсуждение проекта стандартов, ознакомление родителей с образовательной программой гимназии основного общего образования.
Для реализации полученного социального заказа, гимназия имеет все необходимые ресурсы: кадровые, программно-методические, материально-технические.
В гимназии созданы материально- технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования: большинство учителей имеет свое автоматизированное рабочее место, которое включает в себя: интерактивную доску, мультимедийный проектор, персональный компьютер. В 2013-2014 учебном году были приобретены мобильные классы, состоящие из компьютера для учителя и ноутбуков; имеются мультимедийные комплексы; в кабинетах соблюдается санитарный режим, школьные парты промаркерованы в соответствии с требованиями СанПин.
На уроках по ФГОС в 5-8-х классах учителя применяют современные педагогические технологии: ведение уроков основано на системно - деятельностном подходе, применяют проектные методы обучения, личностно - ориентированное и дифференцированное обучение, исследовательские методы, информационно-коммуникативные технологии. Информационно-образовательная среда представлена школьным сайтом.
Для 5-8-х классов были закуплены новые учебники, соответствующие ФГОС ООО.
9. Одно из основных отличий новых образовательных стандартов это внеурочная деятельность.
Материально-технические возможности гимназии позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в гимназии, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью.
Модель внеурочной деятельности, организованная в гимназии, реализовалась в полном объеме. Для эффективной организации внеурочной деятельности учащихся в неё вовлечены не только учителя гимназии, но и педагоги дополнительного образования.
Организована внеучебная деятельность учащихся с учётом пожеланий родителей. Мы постарались учесть запросы детей и их родителей, при этом эффективно использовали ресурсные возможности учреждения. Учитывая специфику образовательного процесса учителя внеурочную деятельность по следующим направлениям:
- спортивно - оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное и проектная деятельность.
В перспективе нашего учреждения расширить взаимодействие и преемственность основного и дополнительного образования для эффективной качественной организации внеурочной деятельности. Разработка программ преемственности начального и основного общего образования в условиях стандартов нового поколения.
Направления | | Классы | |||
5абвгд | 6абвг | 7абвгд | 8абвгд | ||
Физкультурно-спортивное и оздоровительное | Чемпион | 2 | 2 | 2 | 2 |
Мое здоровье | 2 | 2 | 2 | 2 | |
| 4 | 4 | 4 | 4 | |
Духовно-нравственное | Истоки | 2 | 2 | 2 | - |
История России | - | - | - | 2 | |
Миллион друзей | 2 | - | 2 | - | |
Основы православной культуры | 2 | 2 | - | - | |
| 6 | 4 | 4 | 2 | |
Социальное | Безопасная дорога | 2 | 2 | 2 | 2 |
Школа безопасности | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Я-исследователь | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Психологический клуб «Азбука общения» | 1 | 1 | 1 | 1 | |
| 7 | 8 | 8 | 10 | |
Общеинтеллектуальное | Путешествуем по Англии | 2 | - | 2 | 2 |
Друзья французского языка | - | 2 | 2 | 2 | |
Юный ритор | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Инфознайка | 4 | 2 | - | - | |
| 8 | 6 | 6 | 6 | |
Общекультурное | Мастерская чудес | 2 | 2 | 1 | 1 |
Дебют | - | 2 | - | 2 | |
Юнпресс | - | - | 2 | 2 | |
Электронный вернисаж | - | - | 2 | 2 | |
| 2 | 4 | 5 | 7 | |
| ИТОГО | 27 | 26 | 28 | 29 |
Коллектив гимназии работает над проблемой реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности в единое образовательное пространство.
Кружки, объединения, клубы и др. классифицированы по направлениям, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
10. Важным аспектом в реализации ФГОС второго поколения являлась активная работа с родительской общественностью. Проводилась информационная работа по вопросам обучения детей в новом режиме.
В течение года были проведены родительские собрания и лектории, круглые столы: «Учебная и внеучебная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО», «Оценивание планируемых результатов освоения программы ООО»,
«Сотрудничество семьи и школы в рамках реализации ФГОС ООО» и т.д.
11. В течение 2016-2017 учебного года велась работа по повышению профессиональной квалификации учителей-предметников в рамках реализации ФГОС ООО нового поколения через курсы повышения квалификации на базе КИРО, КГУ, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов. Были проведены семинары, открытые уроки, мастер-классы в рамках стажировочных площадок по реализации ФГОС ООО для коллег города Курска и Курской области.
При подведении итогов вышеуказанных семинаров, участники отмечали, что проведенные мастер-классы, уроки, выступления и занятия явились показателем зрелости учителей, которые продемонстрировали высокий уровень профессионального мастерства.
В ходе экспертной оценки участники семинара отмечали новизну информации, практическую ценность представленных материалов и их соответствие ФГОС, систему всех видов деятельности, продемонстрированных в ходе семинара. Были отмечены интересные педагогические идеи, нетрадиционные формы работы с учащимися, использование ИКТ, эстетическое оформление гимназии. Присутствующие также дали высокую оценку представленным мероприятиям, методическим разработкам, поблагодарили за возможность воспользоваться раздаточными материалами.
В 2013-2017 учебном году 58 учителей –предметников основной школы (5-8 классы) обучались на курсах повышения квалификации по актуальным проблемам реализации ФГОС ООО.
Работа по методическому сопровождению введения ФГОС ООО строилась на основе теоретического и практического обучения педагогов посредством проведения тематических педсоветов, школьных семинаров. В ходе педсоветов и семинаров был представлен и обобщен опыт работы учителей гимназии по введению ФГОС, представлена деятельность педколлектива. Были раскрыты и основные теоретические положения по актуальным вопросам введения ФГОС, даны открытые уроки, мастер-классы, даны методические рекомендации по отдельным вопросам.
Все педагоги гимназии в разной степени включены в деятельность по внедрению и реализации ФГОС ООО через различные формы методической работы. Методические объединения и кафедры гимназии включили изучение вопросов введения ФГОС в годовые планы своей деятельности. Методические темы отражали актуальные вопросы введения ФГОС ООО. Проведены заседания с изучением теоретических основ введения ФГОС, с особенностями работы по ФГОС в основной школе.
В течение года педагоги осваивали технологии системно-деятельностного подхода, применяя их на практике. Проведены открытые уроки в рамках работы МО, стажировочных площадок, в том числе педагогами, работающими в пилотном режиме. Все открытые уроки построены по технологиям системно-деятельностного подхода, соответствуют новым требованиям ФГОС.
В течение учебного года велась работа творческих групп по актуальным вопросам введения ФГОС ООО.
Целенаправленную работу по вопросам раннего введения ФГОС ООО ведёт методический совет гимназии, на заседаниях которого проведён подробный анализ УМК по всем предметам в условиях перехода на работу по ФГОС второго поколения, рассмотрены требования к рабочей программе по предмету в соответствии с ФГОС, вопросы по проведению комплексной работы для учащихся 5-8-х классов.
На заседаниях рабочей группы по раннему введению ФГОС, на котором присутствовали педагоги, работающие в пилотном режиме, определены изменения и дополнения в образовательной системе школы: изменения в учебных программах, новых программах по предметам; изменения в образовательных технологиях.
В 2017-2018 учебном году будет продолжена работа по повышению качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООО, включающая в себя повышение профессиональной подготовки учителя, совершенствование методики преподавания, использование передовых педагогических технологий и инновационных тенденций, создание комфортной психологической среды и условий для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся различного интеллектуального уровня.
12. Анализ соответствия кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП в МБОУ «Гимназия № 25» требованиям ФГОС.
| Показатели | Индикаторы | Да | Нет |
1.1 | Уровень квалификации педагогов основной школы: | имеют высшее педагогическое образование | 95% | |
1.2 | имеют среднее специальное образование | 5% | | |
1.3 | не имеют специального образования | 0% | | |
1.4 | | имеют высшую квалификационную категорию | 33% | |
1.5 | | имеют первую квалификационную категорию | 25% | |
1.6 | | не имеют квалификационной категории | 42% | |
1.7 | | имеют стаж работы до 10 лет | 28% | |
1.8 | | имеют стаж работы от 10 до 15 лет | 5% | |
1.9 | | имеют стаж работы от 15 до 25 лет | 38% | |
1.10 | | имеют стаж работы свыше 25 лет | 29% | |
2.1 | Повышение квалификации работников | Разработан и реализуется план научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения и реализации ФГОС основного общего образования | + | |
2.2 | | Укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками | 100% | |
2.3 | | Обеспеченность педагогическими работниками в 5-6 классах | 100% | |
2.4 | | Разработан диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ООО | + | |
2.5 | | Общее количество представителей административно-управленческого персонала, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС ООО | 33% | |
2.6 | | Доля педагогов, прошедших курсовую подготовку по изучению стандартов второго поколения (не менее 40 часов) | 92% | |
| | В том числе учителей: | | |
2.4.1 | | математики | 100% | |
2.4.2 | | русского языка | 100% | |
2.4.3 | | литературы | 100% | |
2.4.4 | | иностранного языка | 100% | |
2.4.5 | | истории | 100% | |
2.4.6 | | обществознания | 100% | |
2.4.7 | | географии | 100% | |
2.4.8 | | физики | 100% | |
2.4.9 | | химии | 100% | |
2.4.10 | | биологии | 100% | |
2.4.11 | | информатики | 100% | |
2.4.12 | | физкультуры | 100% | |
2.4.13 | | технологии | 100% | |
2.4.14 | | Других дисциплин (указать какие) ОБЖ | 100% | |
3.1 | Владение базовыми профессионально-педагогическими компетентностями | Используют или разработали рабочие программы по предметам в контексте ФГОС ООО | 100% | |
3.2 | Используют или разработали программы внеурочной деятельности в контексте направлений ФГОС ООО | 44% | | |
4.1 | Владение технологиями обучения и формами организации современного урока на основе системно-деятельностного подхода | проектные технологии | + | |
4.2 | технологии организации учебно-исследовательской деятельности | + | | |
4.3 | технологии уровневой дифференциации | + | | |
4.4 | технологии развивающего обучения | + | | |
4.5 | обучение на основе учебных ситуаций | + | | |
4.6 | диалоговые технологии | + | | |
4.7 | технология развития критического мышления | + | | |
4.8 | коммуникативные технологии | + | | |
5.1 | Владение вариативными формами оценивания процесса и результатов образования | владеют системой оценки УУД | + | |
5.2 | используют «портфолио» ученика | + | | |
5.3 | знают особенности оценки проектной деятельности и используют её | + | | |
5.4 | знают особенности неперсонифицированной оценки личностных результатов и используют её | + | | |
6.1 | Владение базовыми компетентностями - ИКТ компетентностью | Педагоги являются опытными пользователями компьютера (современными инструменты коммуникации, мультимедийные информационные источники и пр.) | 79% | |
6.2 | | Организуют обучение на основе ИКТ-средств (интерактивная доска, ЦОР) | 36% | |
6.3 | | Используют электронный дневник учащихся | 0% | |
6.4 | | Организуют оперативное информирование и взаимодействие с родителями через Интернет | 0% | |
6.5 | | Используют электронные дидактические материалы при подготовке и проведении занятий | 25% | |
6.6 | | Используют информацию из сети Интернет для подготовки к урокам | 80% | |
6.7 | | Используют интернет-ресурсы в ходе образовательного процесса | 80% | |
6.8 | | Используют Интернет для организации дистанционной поддержки обучения | + | |
7.1 | Учителя основной школы: | используют соответствующие ФГОС ООО современные УМК, системы учебников | + | |
7.2 | | используют или разработали рабочие программы по предметам в соответствии с требованиями ФГОС | + | |
7.3 | | используют или разработали программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО | + | |
8.1 | Учителя имеют инструменты для организации оценки универсальных учебных действий: | стандартизированные письменные работы | + | |
8.2 | творческие работы | + | | |
8.3 | практические работы | + | | |
8.4 | материалы для самооценки учащихся | + | | |
8.5 | план или карту наблюдений динамики достижений учащихся | + | | |
8.6 | другое | | | |
8.7 | инструменты отсутствуют | | | |
9.1 | Учителя имеют: | методические разработки по вопросам реализации ФГОС основного общего образования в образовательном процессе: Шеховцова Е.П., ПДО Статья в журнале НМЦ « О воспитании и развитии у ребенка начал патриотических чувств, нравственных основ на занятиях объединения «Патриот» на базе Музея боевой Славы гимназии»; Ефимова Е.А., учитель истории «Методические рекомендации к проведению тренинга» (сборник НМЦ и КИНПО); Детушева Т.Е., учитель биологии Технологическая карта урока по биологии в 8 классе «Движение крови по сосудам» (Педагогический поиск, №13 (193)); Новикова Е.И., учитель физики и информатики «Технологическая карта урока в 5 классе «Кодирование информации» (Сборник статей «Системно-деятельностный подход к реализации рабочей программы по информатике «Технологическая карта урока», КИНПО (ПК и ПП) СОО); Михайлова Н.И., учитель информатики «Технологическая карта урока в 9 классе «Кодирование графической информации» (Сборник статей «Системно-деятельностный подход к реализации рабочей программы по информатике «Технологическая карта урока», КИНПО (ПК и ПП) СОО) | + | |
9.2 | | научные статьи по вопросам ФГОС: Балашова Н.И., учитель математики «Формирование критического отношения обучающихся к информации, получаемой из Интернета» (Материалы I Международной научно-практической конференции «Современные информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе»); Детушева Т.Е., учитель биологии «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии» ( Педагогический поиск, №12 (192)); Бредихина С.А., учитель физической культуры. Электронный сборник статья «Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга за физическим развитием»; Спицына И.А., учитель русского языка и литературы «Критическое мышление как способ решения противоречий современного образования» (ж. «Педагогика и современность»); Балашов О.Л., учитель математики «Открытое классное образовательное сетевое сообщество как средство развития диалогового обучения» ( «Ученые записи. Электронный научный журнал», КГУ); Балашов О.Л., учитель математики «Проблема реализации воспитательного компонента ФГОС второго поколения» (сборник материалов VI Международной конференции, КГУ); Панфилова Г.М., Царепова О.С., учитель физической культуры «Преодоление психологической неготовности первоклассника к школе как фактор формирования УУД на уроках физической культуры» ( материалы XVI научной конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта», Хабаровск) | 7 | |
Учебно-методическое обеспечение введения и реализации ФГОС ООО
| Показатели | Индикаторы | да | нет |
1.1 | Обеспеченность учебного процесса учебниками и программами | Наличие учебников и учебных пособий для 5-6 класса в соответствии с ФГОС ООО | 100% | |
1.2 | Обеспеченность учебными программами в соответствии со стандартом нового поколения | 100% | | |
2.1 | Наличие фонда дополнительной литературы (в библиотеке): | Обеспеченность справочниками, словарями, энциклопедиями Учебно-методическая литература Справочная литература | 564 287 | |
2.2 | Обеспеченность детской художественной литературой | 9344 | | |
3.1 | Наличие программ внеурочной деятельности: | Обеспеченность авторскими программами по внеурочной деятельности | 17 | |
3.2 | Количество программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы | 0 | | |
4.1 | Наличие методической литературы, базовых документов для педагогов, по внедрению ФГОС на основной ступени (в свободном доступе) | Документы: Фундаментальное ядро содержания общего образования Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа | + + + + | |
4.2 | | Наличие методической литературы: «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действия к мысли. Система заданий». «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». Литература по внедрению СОТ в соответствии с ФГОС. | + | |
4.3 | | Иное (указать наименование) Стандартизированные материалы для итоговой аттестации (4-5 классы); Метапредметные результаты. 4-6 классы. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. | + | |
Информационное обеспечение введения и реализации ФГОС ООО
| Показатели | Индикаторы | да | нет |
1.1 | Наличие информационных ресурсов, их доступность | Наличие медиацентра (библиотечного центра) | + | |
1.2 | Обеспеченность средствами ИКТ для создания и использования информации (- технические и программные средства, позволяющие создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; - формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма; - создавать, обрабатывать и редактировать звук; - создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения; - индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами; - работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности; - визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.) | 50% | | |
1.3 | | Наличие интерактивного электронного образовательного контента по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. | | + |
2.1 | Обеспеченность ЦОР: | электронные учебники, пособия, ЭОР и т.д. Электронные учебники Электронные пособия | 0/100% 747/50% | |
2.2 | | Наличие обоснованного каталога ЦОРов и образовательных ресурсов Интернета для обучающихся на ступени основного общего образования, доступного для всех участников образовательного процесса, то есть размещенного на сайте ОУ | + | |
2.3 | Доступ к сетевым информационным ресурсам: | Организована информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, к ресурсам сети Интернет) | 30 | |
2.4 | | к ресурсам локальной сети | 30 | |
2.5 | | Созданы и ведутся электронные каталоги и полнотекстовые базы данных, поиска документов по любому критерию | | + |
3 | Сайт ОО | Наличие сайта образовательного учреждения с целью обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП. | + | |
4.1 | Наличие на сайте следующей информации: | о дате создания образовательной организации; | + | |
4.2 | о структуре образовательной организации; | + | | |
4.3 | о реализуемых образовательных программах с указанием численности обучающихся; | + | | |
4.4 | | о языке, на котором ведутся обучение и (или) воспитание; | + | |
4.5 | | о персональном составе педагогических кадров с указанием образовательного ценза, квалификации и опыта работы | + | |
4.6 | | о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, объектов спорта, средств обучения, условиях питания и медицинского обслуживания, доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям); | + | |
4.7 | | электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся | + | |
4.8 | | о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года | + | |
4.9 | | копий (фотокопий): а) устава образовательной организации; б) документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); г) утвержденного в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательной организации; д) локальных нормативных актов, предусмотренных законами РФ. | + | |
4.10 | | о результатах последнего комплексного самообследования ОУ; | + | |
4.11 | | о порядке оказания платных образовательных услуг, включая образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг. | + | |
5.1 | Использование разнообразных ресурсов для информирования участников образовательного процесса по вопросам ФГОС | Наличие информационной страницы на сайте, информационного стенда для родителей, педагогов др. | + | |
5.2 | | Организовано изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы основного общего образования, в том числе через сайт образовательного учреждения | | + |
5.3 | Организовано изучение мнения родителей (законных представителей обучающихся) по вопросам введения новых стандартов. | + | | |
5.4 | | Проведены анкетирования на родительских собраниях. | + | |
6.1 | Организация системы ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. | Обеспечен широкий, постоянный и устойчивый доступ для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы | + | |
6.2 | Электронный документооборот в образовательной деятельности | Обеспечен контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет | + | |
6.3 | Наличие программ для фильтрации нежелательных ресурсов | + | | |
6.4 | Наличие средств для защиты сети от вирусов | + | | |
7.1 | электронный журнал | | + | |
7.2 | | электронный дневник | | + |
7.3 | электронный мониторинг | | + | |
7.4 | электронный внутришкольный контроль | | + |
Материально-техническое обеспечение введения и реализации ФГОС ООО
| Показатели | Индикаторы | да | нет |
1.1 | Наличие учебных помещений | Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами педагогических работников | 16 | |
1.2 | | Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством: информационно-библиотечный центр; помещения для прикладного и технического творчества на базе кабинетов изобразительного искусства, информатики, технологии, музыки | 8 | |
1.3 | | Необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские: кабинет биологии; кабинет химии; мастерские для мальчиков; кабинет технологии; имеются в наличии лаборатории звукозаписи и лаборатория по обработке фото и видеоматериалов на базе кабинета информатики | 5 | |
1.4 | | Помещения (кабинеты, мастерские, студии) для занятий музыкой и изобразительным искусством: кабинет изобразительного искусства; кабинет музыки; актовый зал | 3 | |
1.5 | | Лингафонный кабинет | + | |
1.6 | | Актовый и/или хореографический залы | + | |
1.7 | | Спортивный зал, стадион, спортивные площадки, оснащённые игровым, спортивным оборудованием и инвентарём | + | |
2.1 | Оснащение учебных кабинетов в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере образования Минобранауки России от 1 апреля 2005 г. № 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» | Русский язык (основная школа, разделы 2-5) | 65% | |
2.2 | Литература (основная школа, разделы 2-5) | 60% | | |
2.3 | Иностранные языки (основная школа, разделы 2-5) | 30% | | |
2.4 | Математика (основная школа, разделы 2-6) | 40% | | |
2.5 | Информатика (основная школа, разделы 2-8) | 76% | | |
2.6 | История (основная школа, разделы 2-5) | 55% | | |
2.7 | Обществознание (основная школа, разделы 2-5) | 20% | | |
2.8 | География (основная школа, разделы 2-7) | 10% | | |
2.9 | Биология (основная школа, разделы 2-11) | 30% | | |
2.10 | Музыка (основная школа, разделы 2-6) | 20% | | |
2.11 | Изобразительное искусство (основная школа, разделы 2-7) | 20% | | |
2.12 | Технология (основная школа, разделы 2-8) | 40% | | |
3.1 | Образовательное учреждение имеет современную библиотеку, то есть: | с читальным залом с числом рабочих мест не менее 25 | | + |
3.2 | с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах библиотеки или использования переносных компьютеров | + | | |
3.3 | имеются средства сканирования | + | | |
3.4 | имеется медиатека | + | | |
3.5 | | обеспечен выход в Интернет | | + |
3.6 | | обеспечены копирование и бумажных материалов | + | |
3.7 | | укомплектованность библиотеки ОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана ООП основного общего образования | + | |
4.1 | В основной школе организованы постоянно действующие площадки для свободного самовыражения учащихся, в том числе: | Театр | + | |
4.2 | Газета, журнал | | + | |
4.3 | Сайт ОУ, обновляемый не реже двух раз в месяц | + | | |
4.4 | Блог ОУ, обновляемый не реже двух раз в месяц | | + | |
4.5 | Интернет-форум ОУ | | + | |
4.6 | Радио | | + | |
4.7 | Телевидение (телеканал) | | + | |
4.8 | Другое (указать) | | | |
5.1 | Соответствие материально-технической базы реализации ООП ООО | действующим санитарным нормам | + | |
5.2 | действующим противопожарным нормам | + | | |
5.3 | нормам охраны труда работников образовательного учреждения питания | + | | |
5.4 | Соответствие санитарно-гигиенического благополучия образовательной среды требованиям ФГОС ООО | условия физического воспитания | + | |
5.5 | обеспеченность горячим питанием | + | | |
5.6 | наличие лицензированного медицинского кабинета | + | | |
5.7 | динамическое расписание учебных занятий | + | | |
5.8 | учебный план, учитывающий полидеятельностное пространство | + | |
13. Систематически ребята 5-8-х классов занимаются проектной деятельностью и в урочное и во внеурочное время. В целом проектной деятельностью охвачены 84% учащихся 5-8-х классов. К сожалению, не все учителя-предметники понимают, что проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся – одно из приоритетных направлений образования новых ФГОС. В ФГОС основного общего образования в разделе «Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования» (п.22) прописано: «У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения:… организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта…». Организация проектной деятельности в пилотном режиме обязательна, проектная и учебно-исследовательская деятельность – основной вид деятельности, на котором формируются и развиваются личностные и метапредметные умения.
В ходе работы кружков, внеурочной деятельности, уроков формируются основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, дети получают возможность научиться самостоятельно задумывать, планировать, выполнять учебное исследование. Здесь они узнают, какие виды работ могут представлять проект. с самого начала учебного года выбирают тему и форму проекта (индивидуальный или групповой),выбирают учителя-консультанта и готовят работу для защиты. Шаг за шагом ищут информацию, проводят опросы и анкетирование, ставят опыты. К концу полугодия пишут исследовательскую работу по всей ее структуре. При этом у каждого есть свой консультант - учитель-предметник данной направленности. В конце года каждый должен защитить свой проект.
Контроль за деятельностью учащихся в целом ведет классный руководитель. Проектная работа, выполненная в школе, представляется на научно-практической конференции в печатном и электронном виде (презентация). Защита проекта на таком уровне дает возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения учащимися элементами проектной деятельности.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения
комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской,
презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки проектной деятельности
1) Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
2) Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
3) Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу,представить еѐ результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Сформированность навыков проектной деятельности обучающимся оценивается по двум уровням: базовый и повышенный.
В 2016-2017 учебном году разработан комплект методических материалов для разработки индивидуального учебного проекта на уровне основного общего образования.
Отслеживать динамику роста развития учащихся должно помогать Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся успешно используется в начальной школе: ученики с 1 класса накапливают свои как предметные, так и метапредметные результаты и представляют их как в классном, так и в личном портфолио.
6. Программа повышения квалификации педагогов гимназии.
На базе гимназии в течение четырех лет были проведены городские и региональные семинары-практикумы для учителей математики, русского языка и литературы, истории, физической культуры, английского языка, французского языка, физики, информатики в рамках работы стажировочных площадок по внедрению ФГОС ООО:
2013-2014 учебный год
1. Семинар «Реализация метапредметного подхода на уроках гуманитарного цикла» ( учителя русского языка и литературы);
2. Семинар «Реализация метапредметного подхода средствами изучения иностранного языка» (учителя иностранного языка);
3. Семинар заместителей директора по ВР г. Курска «Обновление содержания воспитательного процесса в рамках введения ФГОС»;
4. Семинар «Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в условиях внедрения ФГОС ООО» ( учителя физической культуры).
2014-2015 учебный год
1. Семинар учителей иностранных языков города Курска «Использование современных педагогических технологий в процессе формирования лингвистической компетенции»;
2. Семинар учителей физической культуры города Курска «Проектирование учебных занятий по физической культуре в условиях реализации и внедрения ФГОС»;
3. Семинар педагогов дополнительного образования. Мастер-класс «Лесная сказка. Краски осени» - Тумаркина Я.Е.;
4. Семинар учителей истории города Курска «Проектирование учебных занятий по истории в условиях реализации и внедрения ФГОС».
2015-2016 учебный год
1. Семинар «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций» ( учителя русского языка и литературы);
2. Семинар «Формирование исследовательской компетентности
учащихся при изучении физики» (учителя физики и информатики);
3. Семинар-практикум «Осуществление педагогического сопровождения учащихся на уроке математики через сотрудничество учитель - ученик» ( учителя математики);
4. Семинар заместителей директора по УВР Курской области «Управление образовательной организацией в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
5. Семинар руководителей образовательных организаций Курской области «Управление образовательной организацией в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
6. Семинар «Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания» ( учителя истории и обществознания);
7. Семинар-практикум молодых учителей Курской области
«Современный урок как основа качественного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
8. Семинар молодых учителей математики «Электронная дидактика:
проблемы и перспективы развития» ( учителя математики).
2016-2017 учебный год
1. Стажировочная площадка учителей информатики «Интерактивные средства и формы обучения в условиях реализации ФГОС»;
2. Серия практических семинаров на тему «Проведение уроков физической культуры с элементами регби в рамках учебной программы интегративного курса физического воспитания обучающихся ОУ на основе регби» в рамках работы стажировочной площадки по физической культуре;
3. Семинар учителей французского языка Курской области «Работа МО учителей иностранного языка в условиях реализации ФГОС» в рамках работы стажировочной площадки для слушателей КИРО;
4. Стажировочная площадка учителей истории и обществознания «Преподавание предметов обществоведческого цикла в условиях введения ФГОС ООО».
При подведении итогов вышеуказанных семинаров, участники отмечали, что проведѐнные мастер-классы, уроки, выступления и занятия явились показателем зрелости учителей, которые продемонстрировали высокий уровень профессионального мастерства.
В ходе экспертной оценки участники семинара отмечали новизну информации, практическую ценность представленных материалов и их соответствие ФГОС, систему всех видов деятельности, продемонстрированных в ходе семинара. Были отмечены интересные педагогические идеи, нетрадиционные формы работы с учащимися, использование ИКТ, эстетическое оформление гимназии. Присутствующие также дали высокую оценку представленным мероприятиям, методическим разработкам, поблагодарили за возможность воспользоваться раздаточными материалами.
7. Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС
общего образования.
На возможном для гимназии уровне ведется психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на этапе введения ФГОС ООО. Имеется одна ставка должности «социальный педагог» и 1 ставка – «педагога-психолога», 2 ставки – «учителя-логопеда».
Поставлены и решаются следующие задачи:
1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов,
обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС ООО;
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у обучающихся основной школы.
4. Сопровождение обучающихся в условиях основной школы:
- адаптации к новым условиям обучении;
- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
- помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
- формирование жизненных навыков;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения;
- предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация;
- сопровождение одаренных обучающихся, детей «группы риска»,
обучающихся, находящихся под опекой.
5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-риентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС ООО:
1. Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации
обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания,
обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с
обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
- разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом
задач каждого возрастного этапа;
- выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем
могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на
следующую возрастную ступень.
- посещение уроков и их анализ с целью предупреждения психологических перегрузок и анализа внедрения ФГОС в 5-9- х классах.
2. Диагностическое направление.
Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений,
знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным
ориентирам и требованиям общества.
3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание
условий для развития личности, способности выбирать и действовать по
собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников
образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей с целью создания
адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и
личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование
потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в
деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы,
прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и
личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
6. Просветительско-образовательное направление.
Психологическое просвещение и образование – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к
психологической культуре:
- родительское собрание в 5-м классе по теме «Психологическая готовность к обучению в среднем звене по итогам диагностик»;
- тематический педсовет «Психологический комфорт на уроке, как
условие развития личности учащихся».
7. Профориентационное направление.
Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально- профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение курсов по выбору «Профессиональный выбор» (9 класс), проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры, профессиональные пробы).
Четвертый год участия в апробации показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.
Финансовое обеспечение реализации ФГОС ООО.
В здании гимназии не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности.
Дополнительная нагрузка для учителей в связи с проведением открытых уроков, отчётной документации, анкетирования.
Вывод:
идеи и пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
материально-технические возможности гимназии (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно;
много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности;
дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
стоит отметить положительные тенденции: учителя используют в образовательной практике учебно-методические разработки и материалы, ориентированные на стандарты нового поколения, используют современные образовательные технологии, осознают необходимость перехода на развивающие системы обучения, есть возможность профессионального общения педагогов и обмена опыта с коллегами.
Но актуальными остаются следующие трудности и проблемы:
- Трудоемкая процедура диагностики обучающихся.
- Вопрос профессиональной переподготовки, повышения квалификации (педагоги вынуждены проходить платные курсы); низкая мотивация учителей на профессиональную переподготовку.
- Затруднения в реализации системы оценивания.
- Комплексные работы для 8 классов.
Для успешной реализации стандартов второго поколения необходимо:
продолжить работу по реализации ФГОС;
организовать систематическую работу Рабочей группы по раннему введению ФГОС ООО;
повышать рост профессионализма учителей в соответствии с критериями, заданными ФГОС нового поколения;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы, диагностические материалы, методические разработки обучающих семинаров, мастер – классов по различной проблематике.