СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет работы по первой годовой задаче «Развитие логического мышления обучающихся через игровую деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие логического мышления обучающихся ДОО через игровую деятельность»

Просмотр содержимого документа
«Отчет работы по первой годовой задаче «Развитие логического мышления обучающихся через игровую деятельность»»

Отчет учителя-логопеда Патрикеевой Л.И. по первой годовой задаче «Развитие логического мышления обучающихся через игровую деятельность»

В сентябре 2016 года была сформирована группа компенсирующей направленности из 10 человек. По результатам ПМПК и логопедического обследования у обучающихся выявлено общее недоразвитие речи.

В течении первого полугодия проводились фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, согласно циклограмме рабочего времени.

Основными задачами непосредственно-обучающей деятельности являлись:

  1. Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность расширить словарь ребенка; формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения.

  2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи.

  3. Обучение детей самостоятельному высказыванию, составлению рассказа-описания.

  4. Развитие общих моторных навыков, мелкой моторики.

Главной задачей первого полугодия являлось, развитие логического мышления через игровую деятельность.

У детей с общим недоразвитием речи полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются

недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий, так же наблюдаются неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, отставание в развитии словесно-логического мышления.

Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте у обучающихся началось формирование словесно-логического мышления. Только в этом случае у них будут успехи в школе.

Основными видами деятельности ребенка старшего дошкольного возраста

является игровая (ведущая) и продуктивная.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. В играх развиваются мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстракция, классификация, установление взаимозависимостей, способность рассуждать.

Большое значение приобретают игры и занятия, которые развивают у обучающихся умственные интересы, ставят перед ним определенные познавательные задачи, заставляют самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, во время занятий, прогулок, дидактические игры, носящие познавательный характер, загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребенка.

Особую роль в развитии словесно-логического мышления детей с ОНР играют дидактические игры (настольно-печатные и словесные игры).

В непосредственно-образовательной деятельности на тему «Сад. Огород и т.д.», использовала игру “Что растет в огороде (саду, лесу)?” дети подбирали картинки с соответствующими изображениями растений, соотносили с местом их произрастания, объединяли по признаку картинки. Игры на составление разрезных картинок и кубиков (тема «Посуда», «Игрушки») учили логическому мышлению, развивали у них умение из отдельных частей составлять целый предмет (операция синтеза). Усложнением в этих играх были увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решали разнообразные мыслительные задачи; описывали предметы, выделяя характерные для них признаки; отгадывали по описанию; находили признаки сходства и различия; группировали предметы по различным свойствам, признакам и др.

У детей с ОНР названные дидактические игры способствовали не только закреплению и уточнению знаний, расширению словаря, развитию грамматического строя и связной речи, но и активизировали мыслительную деятельность детей в целом. Игра как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.

В игре процесс обучения протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Также в своей работе для развития логического мышления я использую нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки Кюизенера. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах коррекционной работы, например:

- повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;

- продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка - слог СА, синяя – слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации звуков;

- выкладывание схем слов, предложений;

- согласование количественных числительных и существительных;

- согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;

- отстукивание и выкладывание различных ритмов;

- конструирование букв по образцу.

Таким образом, внедрение в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствовало:

- развитие регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;

- формирование некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;

- развитие свойств внимания и мыслительных операций.


Варианты упражнений с палочками Кюизенера.


1) Игровое упражнение «Баклажан-лимон»

Цель: автоматизация звуков Л и Ль в словах учить выкладывать палочки в определенной последовательности, соблюдая закономерность.

Пример:

зеленая (лимон) - синяя (баклажан) – и т.д.


2) Игровое упражнение «Одни-много»

Цель: учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе.

Описание игры: ребёнку предлагалось каждый предмет обозначить палочкой соответствующего цвета: желтая – лимон, красная – яблоко, фиолетовый – баклажан, синий – слива, белый – смородина и т.д. Далее логопед выкладывает перед ребёнком по несколько палочек каждого цвета.

Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты – много. Лимон – лимоны».

3) Игровое упражнение «Посчитай».

Цель: согласование количественных числительных и существительных.

Описание игры: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки.

Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»

4) Игровое упражнение «Повтори за мной»

Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов.

Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово.

Инструкция: «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек».

СА - СА - САНИ

СА - СА - СА - САПОГИ


5) Игровое упражнение «Посчитай слоги»

Цель: учить определять количество слогов в слове.

Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове, которое я назвала».

6) Игровое упражнение «Найди букву»

Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений.

Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»


Для коррекционной работы я использую дидактические игры на:

-​ развитие умения выделять существенные признаки (“Назови признак предмета”, “Съедобное – несъедобное”, “Отгадай, что за предмет”);

-​ развитие умения сравнивать (“Разное - одинаковое”, “Давай сравним”,

“Что изменилось?”);

-​ развитие умения обобщать и классифицировать (“Подходящие

богатства”, “Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь”, “Что общего?”).

1.​ Учим ребенка сравнивать.

Предлагаемые ниже игры и упражнения учат сравнивать предметы между

собой, искать черты сходства и отличия.

Игра “Разное – одинаковое”

Цель: Развитие функции различения и формирование категориальной базы –

через накопление критериев классификаций. Для продвижения к этой цели

взрослый по ходу игры старается фиксировать вслух используемые ими

основания различений отличий. Можно разнообразить игру намеренным “парованием” предметов, просьбой отобрать наиболее важные отличия. Лучше всего пары для сравнения брать из самой деятельности ребенка, обращая его внимание на то, во что или с помощью чего он играет, о чем

расспрашивает, какие понятия употребляет.

Можно предложить такие пары:

“дом – дача в городе”

“умный – глупый человек”

“учеба – игра”

“праздник – будни”

“ребенка ругают – хвалят” и т.д.

Ход игры: Детей разделяют на пары. Каждой паре предлагается по два

предмета. Взрослый предлагает определить, что в этих предметах разное,
и что одинаковое. Выигрывает тот, кто сможет найти наибольшее количество черт сходства и различий.

Игра “Давай сравним”

Цель: развитие способности сравнивать.

Ход игры: Детей разделяем на пары. Выигрывает тот ребенок из пары, который сможет дать наибольшее количество правильных ответов.

А) Сравним по цвету.

Просим детей назвать как можно больше предметов:

-​ красного цвета;

-​ зеленого цвета;

-​ черного цвета;

Б) Сравним по форме.

Просим детей назвать как можно больше предметов:

-​ круглой формы;

-​ овальной формы;

-​ квадратных;

В) Сравним два предмета.

Просим детей сравнить следующие предметы:

-​ яблоко и грушу;

-​ сани и телегу;

-​ велосипед и автомобиль;

-​ самолет и вертолет.

Г) Предлагаем детям поработать с картинками. Каждый из пары детей

должен расположить предложенные ему картинки по порядку и описать их; составить рассказ по картинкам.

Если у ребенка возникают трудности с составлением рассказа, предложите ему ответить на вопросы:

-​ Что происходит весной (осенью, зимой, летом)?

-​ Во что дети играют весной (осенью, зимой, летом)?

-​ Как дети одеваются весной (осенью, зимой, летом)?

Игра “Что изменилось?”

Цель: развить умение сравнивать, находить черты сходства и различия.

Ход игры: Каждому ребенку из пары предлагается внимательно посмотреть

на картинки и найти отличительные признаки. Чтобы было легче справиться с заданием, попросите ребенка описать картинки и сравнить их по названным признакам. Выигрывает тот ребенок, который сможет назвать наибольшее количество черт сходств и различий.

2.​ Игры на обобщение и классификацию.

Классифицировать – значит находить общий признак предметов и по нему

объединять предметы в однородные группы. Игры направлены на формирование у ребенка интеллектуальных функций, обеспечивающих логическое мышление. Наличие таких функций (в частности, умений оперировать признаками предметов – от простой группировки предметов по одному признаку до их классификации и моделирования) позволяет совершенствовать абстрактно-понятийное мышление.

Игра “Подходящие богатства”

( Необходимо “богатство” самых разнообразных предметов: знаков, слов, геометрических фигур и объемов, картинок с изображениями животных, растений, мебели, посуды, видов транспорта, одежды, чем-то занятых людей, а также наборы цветных палочек, букв, цифр. Все это должно быть разного цвета и размера.

Цель: Тренировка группировать предметы по признакам. Для малышей достаточно выделения одного признака (формы, цвета, величины, функции в

практической жизни и др.), для более старших детей – несколько признаков.

Ход игры: Детям (в парах) выдается от 5 до 15 “богатств”. Играя, дети раскладывают эти свои “богатства” на кучки, исходя из того, что к чему подходит, обсуждая это друг с другом. Цель раскладывания дети придумывают сами.

Взрослый следит за тем, как дети объясняют друг другу выбор того или

иного признака. Выигрывает та пара детей, которая правильно и быстрее

других сделает подбор предметов.

Игра “Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь”

Материал: фигуры, картинки и т.д.

Цель: тренируется умение совершать выбор по трем указанным признакам.

Ход игры: дети делятся на 3 группы, каждая готовиться к дальнему путешествию на Север, в Жаркие Страны, на Необитаемый Остров.

Дети могут взять с собой только те “вещи”, которые обладают одновременно тремя признаками, например, те, кто собирается на Север могут брать с

собой белое-большое-круглое, в Жаркие Страны – желто-остро-твердое, на Необитаемый Остров – красно-мягко-маленькое. Времени на сборы 15-20 мин. “Вещи” все лежат в одном месте, но так, чтобы их можно было рассмотреть все одновременно. Дети сначала обсуждают, что им можно взять, потом один ребенок из группы подходит и это берет. Считается, что выигрывает та команда, которая не только наберет за отведенное время больше вещей, но и сделает при этом меньше ошибок.

3.​ Учим выделять существенные признаки предметов.

Игра “Съедобное – несъедобное”

Цель: развитие мышления, внимания, умения выделять существенные признаки предметов.

Ход игры: (игра проводится на улице или в зале с мячом)

Игра “Отгадай, что за предмет?”

Ход игры: Спрячьте какой-либо предмет, затем опишите ребенку внешний

вид, т.е. свойства спрятанного предмета. Если ребенок сможет назвать предмет правильно, то получает небольшой приз.


















Отчет

учителя-логопеда Патрикеевой Л.И.

по первой годовой задаче на тему:

«Развитие логического мышления

обучающихся через игровую деятельность»

декабрь 2016 г.