Отчёт об использовании метода проектов на уроках русского языка и литературы.
Тщательно продуманное содержание различных форм уроков, в том числе, нетрадиционных, мультимедийных, интегрированных, с применением новых педагогических технологий обучения, разработанные мною в целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся, формирования их орфографической и пунктуационной грамотности система эффективной подготовка к ЕГЭ, использование разнообразных средств педагогической диагностики образовательных результатов позволили мне добиться стабильных результатов учебных достижений обучающихся. О позитивной динамике успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе свидетельствуют результаты промежуточной аттестации.
Уровень обученности по русскому языку в 7 классе составляет 54-50%, в 8 классе – 46-45%, в 9 классе – 42-44%, в 10 классе – 45-64%, в 11 классе – 37 – 41%. Уровень успеваемости – в 7 классе – 87 – 100%, в 8 классе – 86-100%, в 9 классе – 62, -87,5%, в 100 классе – 100%, в 11 классе – 80-100%.
В целях повышения мотиваций и качества знаний обучающихся, их конкурентоспособности мною используется система «Готовимся к ЕГЭ». Данное методическое пособие предназначено для подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку в системе с использованием инновационного метода и адресовано учителям и обучающимся 11 классов. Также разработана система подготовки к ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе, которая позволяет начать данную подготовку с 5 класса, в результате чего учащиеся не испытывают нервного напряжения во время сдачи экзаменов. Однако следует отметить и весьма слабый уровень знаний таких выпускников, как Полянский М., Никитин Н., Майле Н. – уч-ся 9 класса, Земляной П. – уч-ся 11 класса. С ними проводятся дополнительные занятия 1 раз в неделю с каждым классом, во время которых используются адаптированные тесты и их анализ.
В 2012 году будут выполняться функции эксперта при проверке работ ГИА-9 классов в новой форме.
Учебно-исследовательская и творческая деятельность – это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний. В целях создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей провожу подготовку к таким мероприятиям, как:
- неделя русского языка и литературы
- предметные олимпиады
- конкурсы сочинений, чтецов
Благодаря отработанной системе по реализации интеллектуальных и творческих способностей мои обучающиеся являются участниками районных и школьных конкурсов сочинений:
Районный конкурс сочинений «Люблю тебя, мой край родной»
Районный конкурс сочинений «Почему я хочу стать прокурором»
Областной конкурс «Лучший урок письма»
Творческие работы обучающихся, в том числе созданные в форме мультимедийных презентаций, качественно оформлены и являются частью учебно-методического комплекса кабинета русского языка, служат в качестве раздаточного материала на уроках, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе.
Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей обучающихся, самовыражения, самореализации, творческого воображения, навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива, выявление одарённых детей – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Используя современные компьютерные технологии, провожу традиционные школьные мероприятия:
- олимпиады
- предметные недели
- игры: «Колесо литературы» «Умники и умницы» «Что? Где? Когда?»конкурс знатоков русского языка
В своей педагогической работе в течение нескольких лет я использую современные педагогические технологии. В целях осуществления обучения детей с разным уровнем знаний, обеспечения свободного выбора уровня сложности разноуровневых и творческих заданий применяю групповые технологии:
- зачет
- тестирование
- творческий отчет
- взаимозачет
- взаимообучение
- «мозговой штурм»
В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном социуме, активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяю:
- игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры):
«Умники и умницы» по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
«Умники и умницы» по «Повести от том, как один мужик двух генералов прокормил»
Игра «Счастливый случай» по творчеству А.С.Пушкина
Брейн-ринг по творчеству С.Есенина
- нетрадиционные уроки: уроки-встречи виртуальные экскурсии путешествия турниры
исследования
Турнир эрудитов по творчеству А.Ахматовой Урок-презентация по творчеству С.Есенина
Урок-исследование по творчеству М.Цветаевой Урок-портрет по творчеству Б.Пастернака
В целях создания условий для становления и развития личности, активизации познавательной, поисковой и исследовательской деятельности обучающихся, реализации их творческих и интеллектуальных способностей применяю:
- информационно-коммуникативные технологии: мультимедиа компьютерные презентации
- интеграцию учебных предметов
Также использую в работе: учебные электронные пособия: «Тесты по пунктуации»
«Тесты по орфографии» тренажёры: «Морфология» «Фонетика» «Лексика»
«Орфография» «Синтаксис»
электронное методическое пособие «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» – эффективный метод подготовки к ЕГЭ»
Формы работы с использованием ИКТ на уроках русского языка разнообразные:
- создание проекта по выбранной теме
- создание программы , позволяющей изучать и проверять знания по русскому языку и литературе
- оформление научно - исследовательских работ, рефератов, презентаций
- проведение интерактивного урока
Развитие данных показателей прослеживается в самостоятельных, творческих, исследовательских работах обучающихся 5-11 классов:
- Подчинительные союзы и союзные слова – Мискарян М.
- Творчество К.Бальмонта – Мискарян Е.
- Творчество А. Белого – Земляной П.
- Творчество И.Северянина – Мискарян М
- Творчество В.Хлебникова – Земляной П.
С учащимися 11 класса создали совместный исследовательский проект «Авторство «Тихого Дона», а с учащимися 10 класса - «Словари на уроках русского языка». Пользуются успехом и творческие проекты – альбом «Лирика Сергея Есенина» с уч-ся 9, 11 классов и «Сценарий встречи Чичикова с Плюшкиным» с уч-ся 9 класса.
Одна из форм работы с применением ИКТ – ведение электронного дневника в школьной образовательной сети. К сожалению, веду только по своему предмету в 11 классе.
С целью обобщения и распространения педагогического опыта в 2012 году приняла участие в работе семинаров, подготовив выступления по таким темам, как «Конфликты и пути их разрешения», «Метод проектов на уроках русского языка и литературы». В средствах массовой информации также освещены школьные дела – «Выбор профессии – дело важное» (газета «На донской волне») и «Метод проектов в действии» (газета «Родник»).